В теме
Early Sponsorship обсуждается реклама в автогонках до того периода, когда она начала широко использоваться в 1968 году.
В теме не обсуждается, но интересно, а каким образом быра реклама разрешена, в какой это было форме. Мы уже знаем, что чемпионат мира не был централизованно организованным набором гонок, и конкретно для него решения не принимались. Вероятно, существовали какие-то общие ограничения, и, возможно, на них смотрели свозь пальцы.
В любом случае, можно найти следующие факты использования рекламы.
Во-первых, в аргентинских международных гонках (известных задним числом как "Темпорада") с самого начала лучший бразильский гонщик Оскар Гальвез выступал с рекламой пива.
1947 год
1948 год
Здесь можно увидеть ещё одного характерного спонсора - нефтяную компания ИПФ, которая поддерживала гонки в целом, и эту наклейку можно было увидеть на машинах всех участников аргентинских гонок, в частности, в начале семидесятых.
1949 год, Фарина
Интересно, что большая рекламная надпись появилась в Аргентине в 1950 году на борту заводской "Феррари" Фарины:
Небольшая наклейка нефтяной компании "Мобил" красовалась на "Купере" Мосса в 1949 году:
Америка - отдельная тема, но редкий случай участия в гран-при типичного американского миджета тоже можно рассмотреть подробнее. Похоже, на носу машины Уорда тоже виден крылатый конь "Мобила", а на боку - ещё одна эмблема:
Ни у одного из европейских участников ничего подобного на "свободной территории" не было.
Дальше следует история Роджера Пенске, который в 1960-61 годах рекламировал антифриз и даже засветился с этой рекламой на американском гран-при.
Эти два кадра позаимствованы из журнала "Формула" Вадимом Ивановым, который некоторое время назад зарегистрировался на нашем форуме под ником Flicker, тем же, что и на "Ностальгии", но с тех пор не давал о себе знать.
В теме
Early Sponsorship историки упоминают, что в 1965 году на "брэбэмах" были маленькие наклеечки "эссовского" тигра, но я так и не смог их найти ни на одной фотографии. Может быть, это та небольшая светлая загогулина на капоте машины Герни?
Зато небольшие наклейки "Эссо" и "Шелл" можно увидеть на машинах Кларка и Хилла в Тасмановой серии 1965 года:
Поэтому, вероятно, не стоит удивляться тому, что в тех же гонках 1968 года все машины несли по несколько спонсорских наклеек, а "Лотос" и вообще был перекрашен под пачку сигарет:
На первом мировом гран-при, в Южной Африке, была схожая картина:
Получается, что, в принципе, за пределами Европы скромная реклама была делом хоть и не совсем обыденным, но достаточно терпимым, а европейские участники не гнушались подобными способами дополнительного дохода. Были ли жесткие ограничения в Европе для организаторов соревнований, или там просто действовала джентльменская атмосфера?