Автор Тема: Зрелищность  (Прочитано 12777 раз)

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Зрелищность
« : Июля 18, 2007, 01:37:23 »
Цитата: Sergey
А зачем тогда нужны автогонки, если не для зрелищности?
Существует много других способов доказать свою быстроту. От ралли до рекордных заездов. Гонки в контакте, на мой взгляд, предназначены в первую очередь для зрителей. Так что плохого, если дать им то, чего они хотят? Особенно когда потребитель готов за это платить.

Упрощенно можно порассуждать так. Однажды два мужика поспорили, у кого из них силы больше (а мужики, надо признать, сильно любят повыделываться), и единственный способ это проверить - устроить поединок. У каждого из них есть свои друзья и родственники, которые взялись каждый своего поддержать.
Вот так появились спорт и зрители. И первичным было всё-таки определение лучшего, причём спортсмены могут соревноваться и без зрителей, а вот зрители просто так, без спортсменов, сидеть не будут.
В спорте главная подоплёка - выявление лучшего, а насколько это будет выглядеть красиво - дело вторичное, хотя и немаловажное.
Зритель приносит деньги (и это было далеко не всегда, да и сейчас не всегда бывает), зритель поддерживает участников (для которых это очень важно), зритель является индикатором значимости состязания. Роль зрителя очень велика.
Но когда мероприятие организуется, в первую очередь, ради зрителя, это уже цирк, шоу.
Мне кажется, что здесь есть чёткое разграничение и чёткие рамки того, для каких целей придумываются и корректируются правила видов спорта. И мне кажется, что ни в одном виде спорта нет такой ориентации на зрителя, как в автоспорте.
Среднестатистический болельщик уверен, что это хорошо. Лично я считаю, что уверенность среднестатистического болельщик - результат своего рода зомбирования, потому что именно среднестатистический болельщик готов вкладывать свои кровные, и для этого его обрабатывают. Речь не идёт о глобальном заговоре, просто способы воздействия на потребителя хорошо известны и описаны в многочисленных учебниках по рекламе, и нужна была какая-то политическая воля для того, чтобы именно в автогонках сочли, что маркетинговые способы обработки потребителя можно применить и к болельщикам. И они успешно применяются, потому что большинство болельщиков свято уверено в том, что ради зрелища автогонки и существуют.
Кстати, как факт - да. В нынешнем состоянии они ради зрелища и существуют, и можно было бы на это смотреть спокойно, если бы спортивный автоспорт (вот так вот звучит) был представлен не менее достойно, но он существует только на любительском уровне, а хотелось бы видеть и профессионалов, выясняющих между собой отношения.
Вокруг только и твердят, что о зрелищности, так что у болельщика даже и тени сомнения не вызывает, что именно это и главное, а я вот хочу породить это сомнение. Действительно ли зрелищность - это ГЛАВНОЕ, и на её поддержание нужно бросить все силы; или это просто ХОРОШО, и можно радоваться, когда всё происходит красиво и захватывающе, но не нужно только ради зрелищности жить?
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #1 : Июля 18, 2007, 04:12:17 »
Тут есть смысл иногда цитировать телекомментаторов, в словах которых подразумевается как само собой разумеющееся, что работа на болельщика в автоспорте - самое главное.
Вот, например, цитата из репортажа "Евроспорта" о российском этапе "Международного раллийного вызова":
Создан лишь два года назад, но уже вышел на второе место по популярности в мире, уступая лишь первенству дабл-ю-ар-си.
Со спортивной точки зрения: неважно, насколько серия популярна, главное - как она позволяет выявлять лучших гонщиков и автомобили.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Мозговой Роман

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 183
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #2 : Июля 18, 2007, 11:39:54 »
Зрелищность - важная составляющая современного (авто-)спорта. Нравится это или нет, но если спорт не приносит дивидендов от "шоу", он мельчает. Развиваться можно только на деньги, голый энтузиазм ограничен в возможностях. Может это и плохо, но се ля ви.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #3 : Июля 18, 2007, 12:57:21 »
А ты уверен, что при работе на зрелищность автоспорт развивается? Больше всех на "Формуле-1" зарабатывает Экклстоун, но ведь он напрямую никак автоспорт не развивает.
В последние годы заботы о зрелищности привели к тому, что ради обгонов и непредсказуемых ситуаций на трассе, чего хотят зрители, большинство серий стали использовать стандартные или даже одинаковые автомобили.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Мозговой Роман

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 183
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #4 : Июля 19, 2007, 02:40:35 »
Уверен, что не всегда. Но если, развивая твою мысль, автогонки превратятся в аналог стендовых испытаний двигателей, кому они будут нужны кроме автопроизводителей?

Оффлайн Кристобаль Хунта

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 761
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #5 : Июля 19, 2007, 02:59:59 »
Цитата: Владимир Коваленко
А ты уверен, что при работе на зрелищность автоспорт развивается? Больше всех на "Формуле-1" зарабатывает Экклстоун, но ведь он напрямую никак автоспорт не развивает.
В последние годы заботы о зрелищности привели к тому, что ради обгонов и непредсказуемых ситуаций на трассе, чего хотят зрители, большинство серий стали использовать стандартные или даже одинаковые автомобили.

Экклстоун, конечно, можно сказать вредитель. Он старается всеми силами заработать деньги на Ф1, а делается это через зрелищность. Правда совершенно не теми методами.
Но насчет стандартизации я не соглашусь. Недаром 70-е называют золотым веком Формулы-1: тогда большинство команд имели одинаковые двигатели, и равные возможности. И современной Ф1 пошло бы на пользу, если бы ввели правило стандартных двигателей. То есть попросту все перешли на Форд-Косворт.
Это отпугнуло бы заводы и вместе с ними ушли бы и миллиарды долларов. На место Тойоты и Хонды пришли Минарди и Джордан. Разве плохо?
 
--------------------------
http://www.f1cab.com/

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #6 : Июля 19, 2007, 03:48:38 »
А, ты в интересную сторону повернул. Мы завели разговор о зрелищности, а ведь это явление - куда шире. Зрелищность - это красота разворачивающегося на трассе действа, так? То же самое, как красивые проходы в футболе или броски сверху в баскетболе. Мы можем это назвать красотой действия, тогда будет ещё красота ситуации. Это, скажем, когда в каждой гонке побеждают разные участники, и нам это нравится; или когда менее мощные автомобили побеждают своих более быстрых соперников - это впечатляет. Можно много примеров насобирать: головокружтельные трассы, победа в день рождения, так называемый "большой шлем" и т.п. Это тоже зрелищность, но как бы размазанная по времени и вызывающая не столько выброс адреналина, сколько приятное чувство удовольствия.
Но всё равно это является внешними проявлениями, не совпадающими с первоначальными истоками спорта. Хорошо, когда красиво, но не надо под это подгонять. Никто же ведь не заставлял команды в семидесятые покупать "Косворты", но так сложилась ситуация, и мы задним числом видим, что было интересно. Естественно, возникает мысль: а как бы это повторить? И вот это и есть самое вредное, потому что ситуацию надо пустить на самотёк - она сама будет регулироваться. Да, будут некоторые провалы, за которыми обязательно последуют взлёты. А так получается, что стараются ни в коем случае не допустить ни единого намёка на снижение интереса, и каждый год чего-нибудь придумывают, а получается только ерунда, потому что вмешиваются в естественный ход событий.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #7 : Июля 19, 2007, 04:29:54 »
Цитата: f1_roman
Уверен, что не всегда. Но если, развивая твою мысль, автогонки превратятся в аналог стендовых испытаний двигателей, кому они будут нужны кроме автопроизводителей?

Ну да, всё можно довести до абсурда. Можно и велогонщиков пересадить на велотренажёры и тупо измерять "добываемую" энергию.
Вот представь, например, что два мужика поспорили, у кого тачка круче. Они же не начинают сравнивать паспортные данные, а просто садятся и проверяют возможности своей техники в деле. Они действуют не для кого-то, а для себя, за идею. А чего ради они будут стараться для кого-то? Ну вот зачем? Разве что ради денег. Но это и получится цирк, когда ты знаешь, чего хочет зритель, и готов за его деньги ему это предоставить.
Базовая идея спорта - выяснить, кто лучше; автоспорта в частности - какое сочетание "гонщик+автомобиль" покажет себя наилучшим образом и быстрее сопепрников пройдёт дистанцию. В принципе, идея настолько проста, что что-либо добавлять или пересматривать не имеет смысла. Может, поэтому о ней и не говорят, а раз говорить о чём-то надо, говорят о зрелищности, поэтому и кажется, что окромя зрелищности никого ничего не волнует?
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Мозговой Роман

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 183
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #8 : Июля 19, 2007, 05:57:14 »
Цитата: Владимир Коваленко
Базовая идея спорта - выяснить, кто лучше; автоспорта в частности - какое сочетание "гонщик+автомобиль" покажет себя наилучшим образом и быстрее сопепрников пройдёт дистанцию.

Это некий несуществующий идеал. Можно много говорить о сути, форме, благих целях и т.п. Но мы все живём в реалиях наших дней и спорт - не исключение. Финансовые возможности в немалой степени определяют продвинутость того или иного вида спорта. Автоспорт масштабен (чисто в физическом смысле - треки, боксы, базы с техперсоналом и т.д.). Всё это нужно содержать, оплачивать новые разработки и поддерживать текущую форму. Откуда взять средства? Благотворительность не будем рассматривать - это капля в море. Остальное - то, что ты называешь "цирком". Т.е. шоу, рассчитанное на потребителей (реальных и потенциальных) товаров и услуг тех производителей, которые дают деньги на вышеназванные цели. Чем таких потребителей больше, тем больше средств выделяется.
Ф1 - наиболее раскрученное "шоу", где болельщики (= потребители товаров и услуг  ) заполняют зрительские трибуны и места перед телевизорами. Есть "шоу" помельче - та же серия GP2, где пустые трибуны - норма. Но остаётся зрительская аудитория и "вливания" от Ф1 (без которых серия загнулась бы). Таким образом, современный автоспорт неотделим от "цирка", т.к. этот самый "цирк" финансово питает его инфраструктуру.
 

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #9 : Июля 19, 2007, 06:47:11 »
А почему бы и не стремиться к идеалу? Мы понимаем, что достичь его не сможем, но мы знаем, в каком направлении двигаться и будем работать на идеал. Чем больше мы для этого сделаем, тем лучше будет.
Об этом можно было бы вообще не говорить, если бы не было намеренного движения в противоположную сторону.
Да, автоспорт затратен, и деньги можно добыть либо через романтичных меценатов, либо через прагматичных спонсоров. Но пусть это будет забота организаторов гонок и владельцев команд.
В своё время Экклстоун перешёл эту грань и попытался ради денег заполучить власть спортивную, и ему удалось её обладателей спровоцировать на борьбу, которую он в итоге выиграл, создав "Формулу-1" и начав процесс перевода автоспорта на систему коммерческих серий.
Если до этого коммерческие проблемы одного из организаторов или одной из команд приводили всего лишь к отмене гонки или прекращению выступлений - всё отдельно взятых составляющих, то когда в сериях стали завязаны многие гонки и многие команды, а деньгами заведовал один орган, финансовые проблемы стали означать осложнения сразу для многих составляющих. Естественно, чтобы выжить, надо крутиться, то есть оттягивать на себя определённую часть болельщиков, которая сможет данную серию прокормить.
Вот в этом заключается реальность. Вопрос только в том, включаются болельщики и журналисты в эту игру или нет.
Допустим, с болельщика спрос небольшой, так как интересы у него по умолчанию простоваты и иногда даже глуповаты (как, например, пол-страны ругают "Дом-2", но вторая-то половина смотрит!), а вот те, кто может ориентировать болельщика, способны на большее. И если журналист ставит в качестве своего идеала зрелищность, то тут интересно, действительно ли он в это верит, или он отрабатывает свою роль в игре по зарабатыванию денег.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Мозговой Роман

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 183
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #10 : Июля 19, 2007, 09:12:13 »
Подойдём с другой стороны.
Спорт не может быть ради спорта. Он изначально был связан с шоу со времён Олимпийских игр и ранее. Автоспорт (да и далеко не он один) продолжает эту "традицию".
И дело не в журналистах, которые якобы формируют общественное мнение. Люди действительно требуют зрелищ, когда добыча хлеба насущного перестаёт быть для них проблемой.
А что движет пилотами? Только желание опередить соперника? Или всё ж присутствует некий момент славы?
А команды? Неужели их цель всего лишь в том, чтобы нанятый ими пилот статистически доехал первым до финиша?
А владельцы автодромов? В чём их интерес? В предоставлении своих "площадей" под кратковременные испытания болидов и пилотов? Совсем не заботясь о результатах таких "испытаний"?

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #11 : Июля 19, 2007, 09:45:49 »
Спорт именно может быть ради спорта. Нередко на трибунах бывает немного зрителей, которые все оказываются представителями команд или знакомыми участников. Тем не менее, организаторов это не смущает. Я сам участвовал в школные годы в любительских соревнованиях. Мы тренировались без расчёта на публику. В тесных школьных спортзалах места хватало только для пары десятков одноклассников, но не для них мы старались, а на результат.
Спорт действительно был всегда связан со зрелищем, но в большинстве видов и в наше время зрителям отведена пассивная роль.
В общем, всё, что ты написал, имеет место быть, вопрос только в том, в каких пределах это существует и должно существовать.
Вот ты констатируешь, что такова реальность. Но как ты считаешь, должна она быть такой? И почему ты так считаешь?
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Мозговой Роман

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 183
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #12 : Июля 19, 2007, 11:05:52 »
Сращивание спорта с шоу усиливается и это неизбежно. Я это воспринимаю вполне нормально, лишь бы не была перейдена грань. А вот эту грань каждый устанавливает самостоятельно. Для меня это когда шоу устраивается ради шоу, в ущерб спорту в моём его понимании. Пример такого шоу-но-не-спорта - рестлинг или прыжки на мотоцикле через автомобили. Автоспорт же (как и футбол, впрочем) остаётся спортом, несмотря на всё большую его коммерциализацию. Более того, спорт от этого выигрывает, становясь более популярным и доступным.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #13 : Июля 19, 2007, 21:06:20 »
А ты можешь свою грань как-то определить? То есть должны быть какие-то условия, при появлении которых можно было бы говорить о том, что грань преодолена.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Мозговой Роман

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 183
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #14 : Июля 20, 2007, 07:54:58 »
Наверное, когда спортсмен/команда перестают быть заинтересованы в конечном результате спортивного состязания (победе), а все "силы" отдают собственно показу себя публике. Понимаю, что определение довольно размыто, но уж так оно сложилось. :)

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #15 : Июля 20, 2007, 08:39:13 »
У меня другой критерий: когда организаторы вводят правила, зависящие от пожеланий зрителей, влияющие на зрелищность.
В "Формуле-1", насколько я могу судить, всё началось с разрешения в 1994 году дозаправок. Насколько я помню, это мотивировали именно повышением зрелищности и увеличением интриги.
Реверсивный старт и обязательные пит-стопы - из той же серии. Когда в "Формуле-1" вводили автомобиль безопасности, отмечали, что это также будет повышать соревновательность, потому что подтягивает отстающих к лидерам и даёт возможность возобновить борьбу.
Если введут обязательную аэродинамику, упрощающую обгоны, это будет также работа на зрелищность.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Мозговой Роман

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 183
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #16 : Июля 20, 2007, 09:31:18 »
Владимир, следуя твоей логике, все изменения (не касающиеся безопасности) убивают спорт. Ведь все они (даже изменение системы начисления очков) исходят из повышением зрелищности и увеличением интриги.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #17 : Июля 20, 2007, 09:58:59 »
Далеко не все. Некоторые могут влиять на зрелищность, но задуманы изначально для других целей. Мы можем обсудить примеры. Предлагай.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Мозговой Роман

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 183
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #18 : Июля 20, 2007, 12:24:26 »
Давй начнем с уже упомянутой системы начисления очков. Хотя бы свежий ещё переход в Ф1:
с 10-6-4-3-2-1
на 10-8-6-5-4-3-2-1.
В угоду чему сделано? Пострадал ли спорт? Выиграл ли зритель?

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #19 : Июля 20, 2007, 13:24:44 »
Это хороший пример. Замена сделана не для зрителя, а для участника. Как объяснялось, аутсайдеру проще общаться со спонсором, если у него есть хотя бы немного очков, чем когда их нет вообще.
Этот пример как бы идёт параллельно с заботами о зрелищности, потому что и заигрывание с болельщиком, и улаживание разногласий между участниками - непременные атрибуты коммерческих соревнований, в отличие от чисто спортивных.
Подобный пример. В середине восьмидесятых использование турбодвигателей привело к непомерному увеличению расходов, и наддув попросту запретили, чтобы расходы сократить. В результате в "Формулу-1" стали приходить разнообразные мелкие команды, хотя этот бум вскоре прошёл. вердикт: перемены носили не спортивный, а коммерческий характер.
Другой пример: такие технические перемены как уменьшение колеи колёс, понижение заднего антикрыла и уменьшение его площади были рассчитаны на повышение безопасности путём уменьшения скорости. Вердикт: изменения - скорее, спортивно-технические, чем коммерческие. В результате зрелищность даже вроде бы как падала.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Мозговой Роман

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 183
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #20 : Июля 21, 2007, 14:31:02 »
Второй пример - из разряда изменений в угоду безопасности.
Первый (с отменой турбонаддува) - из разряда "сокращения расходов". Не помню, чтобы хоть одно подобное изменение приводило к их сокращению. Шаг не в сторону зрелищности, но и не в сторону спорта (в итоге).
А вот последнее изсенение системы начисления очков, согласись, к спорту не имеет отношения. Я бы даже сказал наоборот - это шаг в сторону стабильности выступления в ущерб стремления к победе.
Дальше - введение обязательной дозаправки. Твоё мнение?

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #21 : Июля 21, 2007, 21:00:01 »
Цитата: f1_roman
Дальше - введение обязательной дозаправки. Твоё мнение?

А есть такое правило?
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Мозговой Роман

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 183
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #22 : Июля 22, 2007, 15:13:58 »
Наве5рное, неправильно выразился. Разрешение дозаправки и (в связи с этим) уменьшение объема бензобака.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #23 : Июля 22, 2007, 21:47:41 »
Цитата: Владимир Коваленко
В "Формуле-1", насколько я могу судить, всё началось с разрешения в 1994 году дозаправок. Насколько я помню, это мотивировали именно повышением зрелищности и увеличением интриги.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Мозговой Роман

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 183
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #24 : Июля 23, 2007, 04:09:32 »
А для спорта что это дало?
На мой взгляд, повышение безопасности в части предотвращения возгараний на питах. С одной стороны, не будь дозаправок и вопрос бы не стоял, но с другой, это подтолкнуло к техническим разработкам в этой области. Как побочный продукт - системы защиты механиков (каких только "космонавтов" нам ни показывали с заправочным шлангом в руках  ).

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #25 : Июля 24, 2007, 01:21:32 »
Похоже, дискуссия переходит в ту привычную для, по крайней мере, русскоязычного интернета стадию, когда слепой не слышит, а глухой не видит, но все что-то кому-то пытаются сказать, так что вернёмся к истокам.
Итак, моя мысль заключалась в следующем.
1. Спорт в чистом виде преследует цель определять лучших участников или достигать наивысших результатов.
2. В автоспорте, учитывая его техническую направленность, выявляется лучшая комбинация "автомобиль+гонщик".
3. Элементы правил и изменения в правилах проведения автоспортивных состязаний могут преследовать разные цели, которые можно определить как спортивные (для более точного и справедливого определения лучшего участника), для безопасности (исключение или уменьшение возможности нанесения физического вреда участникам и прочим лицам), коммерческие (для более эфективного взаимодействия участников, организаторов и спонсоров в финансовой сфере) и для зрелищности (для повышения привлекательности соревнований для зрителей).
4. Спортивные изменения в правилах по определению соответствуют изначальной идее спорта, так как призваны повышать точность выявления лучшего результата; безопастностные правила могут затруднять спортивную задачу, но их цель благородна, так как нужна для ограждения самих же участников от опасностей, возникающих при балансировании на грани разумного; коммерческие правила, в принципе, могут быть оправданы тем, что профессиональный спорт сам по себе неотделим от потребности в финансовой стабильности, но они не должны существенно влиять на базовые принципы видов спорта; наконец, зрелищностные правила полностью противоречат спортивным, потому что корректируют ход и итоги состязаний, вносят элемент непредсказуемости для повышения зрительского интереса.
Необходимо уточнить, что не так важно, к чему в итоге приводят те или иные изменения в правилах, главное - их изначальная и декларируемая цель. Если декларируют повышение безопасности, а думают о повышении доходов, это означает, что ещё хоть какой-то стыд остался. Но если сразу же говорят о повышении зрелищности (что означает повышение сборов), значит, нет вообще никаких тормозов, а это печально.
Если оспаривать вышенаписанное, то лучше всего сразу определиться с предпочтениями, потому что если для конкретного болельщика изначально важна его потребность в развлечениях, то спорить и не о чем. Это не есть плохо, но развлечения и идеалы спорта - в принципе разные области, спорить на грани которых бессмысленно. Можно только спорить внутри них.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Александр Кречетов

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 1 556
  • Карма 106
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #26 : Июля 27, 2007, 07:06:53 »
Несколько цитат автоспортивных комментаторов:
Цитата: [url=http://www.f1news.ru/interview/columns/20-07-2007.shtml
Александр Кабановский[/url]]В такой ситуации ветераны календаря, у которых нет возможности найти несколько лишних сотен миллионов на реконструкцию стареющих автодромов, имеют лишь одну, да и то весьма призрачную надежду – демонстрировать на своих этапах первоклассное гоночное шоу.
.....
Если небо ясное, а машина безопасности все полтора часа простояла на своем месте, в наши дни шоу редко получается зрелищным.
 
Цитата: [url=http://www.dvdracingproject.ru/franksight.html
Фёдор Бакулов[/url]]
Автоспорт это зрелище и на этом основании я предъявляю к гонкам ряд требований, в случае которых я буду их смотреть и с интересом следить за развитием событий. Главных лишь два.
Во-первых, необходима борьба пилотов на трассе друг с другом. Я люблю обгоны и поэтому предпочитаю кольцевые гонки с единым регламентом для всех участников. По этой причине мне сложно получать удовольствие от гонок, где одновременно соревнуются несколько классов.
...
В погоне за безопасностью организаторы часто забывают о зрелищности.
...
Во-вторых, серия должна быть элитной.
...
Она должна являться верхней ступенькой в развитии пилота.
...
Элитную серию отличает, с другой стороны, профессионализм.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #27 : Июля 30, 2007, 02:22:33 »
В принципе, нет ничего удивительного в том, что журналисты, вышедшие из болельщиков, относятся к автогонкам как к шоу и превыше всего ценят зрелищность. Нравится человеку - и на здоровье. Мне самому нравится, когда есть борьба и обгоны.
Но есть ещё некоторые соображения идейного характера. Скажем, мне понравится новая машина моего соседа и я у него её захочу отобрать, но я же понимаю, что так нехорошо. Нельзя идти на поводу у своих желаний.
Подобные идейно-этические соображения есть и в автоспорте. В частности, это следование самой идее спорта как определения сильнейшего или достижения наивысшего результата. И я верю в то, что можно создать такую атмосферу вокруг спорта, когда даже самые жёсткие коммерсанты не сочтут необходимым подчинять соревнования своим коммерческим интересам.
Подозреваю, что ни Александр, ни Фёдор просто о таких вещах не задумывались. У них есть их личные эмоциональные предпочтения, о зрелищности они слышали с самого начала своего интереса к автоспорту, всё журналистско-болельщицкое окружение считает придаёт зрелищности очень большое значение - так зачем что-то ещё выдумывать? Если им показать другую сторону медали, они, как это часто бывает, поначалу будут называть это ерундой или типа любопытным, но маловажным; но как люди неглупые в дальнейшем смогут поразмыслить над идеей спорта.
Просто атмосфера действительно такая, что окромя зрелищности других ориентиров нет на любых уровнях, включая самые высокие.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Александр Кречетов

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 1 556
  • Карма 106
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #28 : Августа 11, 2007, 21:00:17 »
Из архива Владимира:


"АМС" №7 1994 г.
 
 

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #29 : Августа 12, 2007, 04:03:14 »
Спасибо, Саша! Это очень хороший пример.
Думается, что истоки действительно надо искать в сезоне 1992 года. В 1988 году прозвучал первый звоночек, но так как до сих пор ничего подобного не происходило, немедленной реакции не последовало. К тому же, тогда было доминирование одной команды, но внутри неё была жёсткая и бескопромиссная борьба напарников. А в 1992 году был только один Мэнселл. Я скуки не ощутил, потому что уже много лет за Мэнселла болел и получал огромное удовольствие от его побед "в одну калитку", но другим наверняка было не так весело.
И когда прецедент повторился в более яркой форме, чем в первый раз, Берни немедленно предпринял меры.
Интересно, что Мельник относился в 1994 году критически к уклону в зрелищность, но я уверен на 90%, что сейчас он думает наоборот. Интересно, как вообще проиходил процесс (само)зомбирования в умах болельщиков и журналистов? Ведь нельзя же просто сказать что-то - и все этим проникнутся.
Совершал ли Экклстоун целенаправленные действия на внушение людям идеи зрелищности?
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Зрелищность
« Ответ #30 : Сентября 13, 2007, 03:47:43 »
По Би-би-си показывают новый цикл передач "Формула для успеха" (Formula for Success). Первый выпуск я пропустил, а второй посмотрел и записал. Ощущение после просмотра - говорится много, вроде бы по делу, но ничего конкретного так и не сказано. Мелькают машины, гонщики, конструкторы, писатели и журналисты; произносятся какие-то общие банальные фразы о том, как это всё круто.
Получается, что зрителю не объясняют ничего, ему не дают знания, но у него создают ОЩУЩЕНИЕ. Ощущение, что всё это круто до невозможности, и он, зритель, тоже может прикоснуться к этой крутизне, стать её частью (неважно, что ему уготована роль финансового донора).
Подобное же впечатление складывается и от нынешнего "Скоростного участка", который не совсем является тележурналом с обзором основных автоспортивных событий недели, а просто создаёт определённое ощущение, потому что там тоже используются те же приёмы: мелькание образов и бессистемное упоминание отдельных событий.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Мозговой Роман

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 183
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #31 : Сентября 22, 2007, 06:47:28 »
Это один из примеров бестолкового использования темы автогонок для поддержания благосостояния тех или иных тележурналистов.

Оффлайн Кристобаль Хунта

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 761
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Зрелищность
« Ответ #32 : Апреля 10, 2008, 08:18:24 »
Вот посмотрел концовку последнего этапа NASCAR: после схода Трюэкса незадолго до финиша зачем-то выпустили пейс-кар. У Трюэкса забарахлил мотор, он спокойно поехал в боксы, никому не мешая, и никакой пейс-кар был не нужен. Но в результате гонку возобновили за 2 круга до финиша, и все решилось как всегда в последнем повороте.
Мне кажется, что в этом случае здравый смысл уступил место зрелищности, причем в случае с НАСКАР это случалось постоянно, когда я смотрел эти гонки; просто не было желания фиксировать и обсуждать это.
--------------------------
http://www.f1cab.com/