Я думаю, нужно разделять понятия "1,5-литровый класс" и "международная гоночная формула" на совсем разные категории бытия.
Я как могу обхожу острые углы, дабы у кого-нибудь не сложилось впечатления, что я ставлю знак равенства между этими понятиями.
Несколько моментов:
1. Мэйз с Бертоном создание ЕРА начали еще в 1933 г., построив "Белый "Райли"". Как им удалось охмурить Виктора Райли сейчас уже сказать сложно, но он им подарил новый полуторалитровый автомобиль прямо на выходе из сборочного цеха. Т.е. что было самое мощное в его палитре, то они и забрали. С самого начала автомобиль был ориентирован на "Шелсли-Уолш". И вот тут мне не все понятно: Мэйз всегда был ориентирован на абсолютную победу в этой гонке. И если в гонках с гандикапом на "Бруклендсе" шанс был практически у любого, то шансы в Шелсли давались либо "слонам" типа "Австро-Даймлера" Штука или "Мазерати" Страйта, либо конкретным "спешелам" тип "Спайдера" Дэйвенпорта или "Насьональ Пескары" Занелли. У самого Мэйза были "Вильерс Суперчарджер" и 4-литровая (точно не помню) "Инвикта". Но он стал заниматься 1,5-литровым "Райли".
2. ЕРА появилась как производная "Белого Райли" практически с неизменным двигателем. Сомневаюсь, что Мэйз ориентировался и на Европу, поскольку позиции англичан на континенте тогда были более чем слабые и приглашали их главным образом для придания той или иной гонке статуса международной. В самой В/Британии наибольшее распространение имели как раз 1,1-литровые гоночные автомобили (ЭмДжи). А в Европу (впервые это был Дьепп 1935 г.) Мэйз поперся, когда уже понял, что потенциал у ЕРА есть.
Т.е. ЕРА получилась полуторалитровой скорее потому, что так получилось.
3. В Италии наиболее популярным классом был 1,1-литровый. В 1930 Альфиери Мазерати делает 1,1-литровую версию "типо 26", в 1932 г. первую "Мазерати 4CM 1100" получает Фурманик. И пошло-поехало. Но! В том же 1932 г. строится и 1,5-литровая версия мотора. Но ее за отсутствием интереса со стороны покупателей продают Тео Росси для скоростного катера. И только в 1934 г. устанавливают на шасси гоночного автомобиля. Тогда как 1,1-литровые гоняют вовсю. Т.е. интереса со стороны этого производителя не было. Более того, "типо 26" последние годы выпускались или переделывались из 1,5-литровых в 2,5- или даже 2,8-литровые.
4. В 1937 г. Коломбо, приехав к Феррари, заявил, что Королевским автоклубом ему дано указание максимально ускорить создание 1,5-литрового гоночного автомобиля (АР-158).
5. В 1936 г. из-за начала войны в Эфиопии среди итальянских гонщиков случился кризис и "Мазерати" продали всего 9 машин, из которых 5 или 6 были полуторалитровыми, т.е. львиная доля. В 1935 г. из 19 - единицы. Т.о. можно говорить о всплеске интереса именно в 1936 г.
6. В 1939 г. величайшим указанием Муссолини все крупнейшие итальянские гонки были проведены среди 1,5-литровых.
7. В 1940 г. 1,5 литра должны были стать "потолком" "международной формулы". Оговорюсь, что ничего конкретного и официального я на этот счет не нашел. Но МБ-W165 и "Ауто-Унион-Е" были построены или проектировались.
Я отдаю себе отчет, что пока это - просто набор фактов. Но чтение периодики тех лет должно помочь мне нарисовать картину эволюции (революции). Я не тороплюсь. Пока банально собираю информацию. Меня устроит как вариант "само собой вышло", так и "прошла зима, настало лето... Спасибо партии за это!"
В любом случае спасибо за участие в обсуждении