Автор Тема: Учимся понимать гонки  (Прочитано 6823 раз)

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Учимся понимать гонки
« : Августа 15, 2005, 07:03:36 »
В этой теме хотелось бы собирать различные моменты, помогающие понимать происходяще в гонках.
Во время гонки серии "Ле-Ман" в Сильверстоуне первым гостем в студии был Роман Русинов. Он много рассказывал о хитростях ведения гонок на выносливость. Кое-что касается не только этого вида гонок. Поскольку гонка проходила большей частью под дождём, замечания Романа касались во многом дождевых гонок. В скобках я буду иногда давать время с начала трансляции, когда шёл цитируемый разговор (чтобы можно было, в случае чего, обратиться к первоисточнику).
Как только трасса начинает подсыхать, очень важно угадать с моментом перехода на слики. На подсохшей трассе слики дают преимущество по времени до 10 секунд на круге, но при этом значительно осложняются обгоны, так как для этого надо покидать сухую траекторию и перестраиваться на влажную часть трассы. А те, кто остаются на дождевых шинах, наоборот, стараются ехать по влажному покрытию, потому что дождевые шины быстро разрушаются на сухой трассе. Последнее замечание сделала Оксана Косаченко, а я вспомнил, что впервые об этом рассказал один из гонщиков (Казанков или Потехин), участвовавший в комментарии Гран-при Бельгии 1992 года, когда обратил внимание зрителей на то, что Мэнселл и Брандл уходят на край трассы, чтобы сохранить свои дождевые покрышки.
(примерно 1:01) На влажной трассе расход топлива значительно снижается, и машина может проехать час-полтора на одной заправке, и это очень важно, потому что пит-стопы занимают много времени, и на этом можно сэкономить.
(2:04) Владимир Маккавеев уточнил, что на сухой трассе одной заправки хватает "Феррари-550" на 50 минут.
(примерно 1:05) Колёса перед установкой прогреваются, поэтому они сразу входят в режим, а вот гонщику требуется один-два круга для полной адаптации.
В промежуточный период, когда неясно, идёт дождь или нет, надо смотреть на траекторию. Если она выглядит как широкая полоса, дождь уже не идёт; если сразу после проезда машины остаётся колея, которая постепенно затягивается, дождь идёт.
(1:20) Алексей Васильев по телефону объяснил, что при сильном дожде во время пит-стопа механики стараются сделать настройки машины как можно мягче, чтобы она лучше держала дорогу.
(1:22) Роман Русинов добавил, что также есть смысл поднять машину на один сантиметр, что в обычных условиях снижает скорость, но значительно улучшает поведение на мокрой трассе, особенно у прототипов, которые, в силу малого дорожного просвета, вообще почти плывут на плохо удаляющейся из-под днища водяной плёнке. Это, кстати, подтверждает и статистика, согласно которой в этой гонке на мокрой трассе лучшее время на круге у прототипа - 2.02, у серийного автомобиля - 2.07. Разница очень небольшая.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Учимся понимать гонки
« Ответ #1 : Августа 23, 2005, 05:45:23 »
Перед турецкой гонкой Ф1 гонщиками и представителями команд много было сказано интересного о подходе к изучению новых трасс как заочно (с помочью компьютерных симуляторов для гонщиков и компьютерных моделей трасс для инженеров), так и при непосредственном знакомстве. У меня, к сожалению, не хватило времени на подробное изучение всех этих рассказов. Только вот чиркнул на бумажке пометку о том, что Алонсо предсказывал в Турции повышенную нагрузку на задние колёса при выходе из медленных поворотов.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Учимся понимать гонки
« Ответ #2 : Августа 31, 2005, 00:03:09 »
Очень интересна реакция Монтейро на инцидент с Монтойей в турецкой гонке. Понятно, что он считает Монтойю виноватым, и аргументирует это договорённостью гонщиков не менять направление движения в зоне торможения. По словам Монтейро, сам Монтойя постоянно призывал коллег не производить перемещений в зоне торможения. Во-первых, когда тормоза работают на пределе, практически исключается возможность ещё большего замедления, чтобы избежать столкновения. Во-вторых, гонщик, оказывающийся сзади, мгновенно теряет прижимающую силу.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Учимся понимать гонки
« Ответ #3 : Августа 31, 2005, 08:59:57 »
Вторая турецкая гонка серии ГП-2 напомнила о том, что существуют разные варианты тактики ведения должевых гонок в зависимости от поведения дождя. Эта гонка была гонкой по подсыхающей трассе, когда все на старт выходят на дождевых шинах, а потом, по мере высыхания трассы, одевают сухую резину. От того, насколько хорошо ты угадаешь момент пит-стопа, зависит итоговый результат. В воскресной турецкой гонке победил Ковалайнен, который смотрелся совершенно бледно на протяжении обеих гонок, но очень удачно угадал момент смены шин и вышел в лидеры. Можно вспомнить ещё Гран-при Бельгии 1992 года, когда гонщики также стартовали на дождевой резине, а Сенна - на сликах, рассчитывая на то, что дождь скоро закочится. Но он ошибся и был вынужден заезжать дважды, ставя сначала дождевые покрышки, а затем - слики.
Гонка по подсыхающей трассе: классика жанра
В общих чертах, в гонке произошло следующее. В начале шёл дождь, потом он закончился, и на середине дистанции гонщики стали заезжать в боксы для смены дождевой резины на сухую, а команда БСН рискнула и решила оставить своих гощиков на трассе. Поначалу казалось, что они выиграют гонку, но трасса начала сохнуть так быстро, что на каждом круге гонщики на сухой резине улучшали время на несколько секунд. Преимущество Йошимото и Визо испарилось буквально на глазах и за пять последних кругов Йошимото опустился с 1-го на 9-е место.
Дождь шёл до гонки, потом закончился, а когда машины уже стояли на стартовом поле, пошёл снова. Механикам пришлось уже на трассе менять колёса и подстраивать подвеску. Из-за реверсивного старта на поуле стоял Йошимото, занявший в первой гонке 8 место. Скотт Спид удачно стартовал с 4-й позиции и на первом круге захватил лидерство. Йошимото в первом повороте, пытаясь не пропустить вперёд Лопеса, съехал с трассы и вернулся на неё пятым после Лопеса, Спида, Према и Ковалайнена. В одном из поворотов уже Лопес съехал с трассы, защищаясь от атаки Спида. За первый круг Визо поднялся с 14 места на старте до 6 позиции. Таким образом, на финише первого круга первая шестёрка выглядела так: Спид, Йошимото, Према, Ковалайнен, Лопес, Визо.
На втором круге - камеры этого не показали - Ковалайнен пропустил вперёд Лопеса и Визо, а на третьем Према вылетел с трассы и откатился на последнее место. На четвёртом круге Визо обошёл Лопеса, а к Ковалайнену сзади начал приближаться Розберг. Положение на 4 и 5 кругах: Спид, Йошимото, Визо, Лопес, Ковалайнен, Розберг.
На 6 круге Розберг легко обошёл Ковалайнена, а на 9 - и Лопеса. К 11 кругу, когда начались пит-стопы, шестёрка устоялась в таком виде: Спид, Йошимото, Визо, Розберг, Лопес, Ковалайнен.
Тем временем, после удачного отрыва на 1 круге и лучшего времени на 2 круге Скотта Спида инициативу перехватил Йошимото, который показывал лучшее время на 3 и 4 кругах, значительно сократил отставание к 11-му, а к 13-му вплотную приблизился к лидеру. На 14 круге однажды Йошимото уж было обогнал Спида, но выходил из поворота широко и остался на 2 позиции. Сразу после этого Спид заехал в боксы, и тут-то всё и началось.
Йошимото и Визо в боксы не заехали ни на этом, ни на следующем круге, ни через несколько кругов. Стало ясно, что они идёт на дождевых шинах до финиша. Если на подсыхающей трассе на дождевых шинах Розберг показал лучшее время на 13 круге 1.53,960, то сразу же после него Пантано на сухих шинах показал 1.48,463. Это была реальная на тот момент разница между двумя типами шин - 5 секунд. То есть Йошимото и Визо проигрывали остальным по 5 секунд на круге ещё за 10 кругов до финиша. На протяжении последующих кругов тот же Ковалайнен стабильно выигрывал по 8 секунд на круге у Йошимото. Чтобы сохранить шансы на победу, гонщики БСН должны были опережать ближайшего из преследователей минимум на 50 секунд, и это без учёта улучшения работы сухих шин и ухудшения - дождевых.
На 14 круге лучший круг - у Эрнандеса: 1.46,902. 16 круг: Пантано - 1.44, 682. 17 круг: Спид - 1.43,330. На 18 круге разница между Йошимото и Розбергом на 6 месте была 22 секунды, и Розбергу понадобились лишь три круга, чтобы её отыграть.
На 18 круге лидеров догнал отстававший на круг Лауда. Его машина тоже окрашена в красный цвет, и можно было бы запутаться, кто есть кто из трёх одинаково выглядящих машин, но Йошимото с Визо на прямых выезжали на влажную часть трассы, тогда как Лауда оставался на раскатанной траектории. На стартовой прямой после 18 круга опять три красные машины, но теперь средняя из них не меняет траектории, а первая и третья - меняют. Отрывы после 18 круга: Иошимото - 3,494 - Визо - 4,941 - Ковалайнен - 2,509 - Кэрролл - 1,945 - Спид.
На 19 круге Ковалайнен без особого труда обходит Визо, и становится ясно, что лидерства Йошимото не удержит. На 20 круге Ковалайнен обходит Йошимото, а на заднем плане начинается прям-таки избиение Визо. В конце круга Йошимото третий, а Визо - уже 7-й; на 21 круге - 6 и 10 соответственно, на 22-м - 10-й и 11-й. На последнем круге Йошимото остался на своей позиции, а Визо уступил ещё одно место.
Так это выглядело на экране телевизора. Имея сейчас полную покруговую статистику, можно оказаться практически в положении руководства команды и "исправить" её ошибку. В чём она заключалась? Допустим, они решили идти до финиша без смены колёс. Все соперники осуществили пит-стоп максимум на 14 круге. Поэтому на 15-м надо было смотреть на время на круге и на отрыв. Йошимото показал 1.54,705, Ковалайнен - 1.47,508. Разница - 7 секунд. Разрыв между ними оказался 32 секунды. Простые подсчёты показывают, что через 4 круга Ковалайнен Йошимото догонит, а на пятом - обойдёт. В точности так оно и вышло. При разнице в 7-8 секунд на круге Йошимото мог рассчитывать на место, находящееся в тот момент на расстоянии не ближе чем 7 секунд умножить на 8 кругов равно 56 секунд плюс поправка на улучшение работы сухих шин и ухудшение - дождевых. На 15 круге на 12 месте шёл Бруни с отставанием от Йошимото в 53 секунды, на 13-м - Пантано (57 секунд), на 14-м - Пиччьоне (62 секунды). К финишу двое первых опережали Йошимото уже на 6 секунд, а Пиччьоне был как раз позади. То есть арифметические расчёты задним числом полностью подтвердились произошедшими событиями в гонке.
Что произошло бы, если команда после 15 круга зазвала бы своих гонщиков в боксы? Вероятно, надо вычесть из потери времени на заезд в боксы преимущество Йошимото и найти ту "нишу" в отставаниях соперников от Ковалайнена, в которую попал бы Йошимото. Ковалайнен потерял на заезде в боксы 31 секунду. Если бы Йошимото заехал на 13-14-15 кругах, он бы мог выехать на первой позиции! Но если рассчитывать на пит-стоп после подсчётов на 16 круге, то в конце этого круга Йошимото мог рассчитывать на 7-8 место. Правда, в худшем случае он мог пропустить группу гонщиков, последний из которых проигрывал ему 35 секунд. Следующая группа начиналась за 45 секундами. А в итоге он занял 11 место - совсем рядом. Шанс подняться на 3-4 места вверх был, но все работаю на очки, а в спринте дают только 6 очков, так что был, наверное, смысл рискнуть.
Гонщики сами хорошо чувствуют, когда уже есть смысл "переобуваться". Как видим, разница на круге составляет для ГП-2 около 8 секунд. На 13 круге можно было отсюда сделать вывод о том, что если траектория уже достаточно высушена, то сухие шины дадут в итоге преимущество в 1 минуту 20 секунд на финише. Это гораздо больше, чем потеря 30 секунд на заезд в боксы.Владимир Коваленко38595,7430092593
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Учимся понимать гонки
« Ответ #4 : Сентября 08, 2005, 01:07:04 »
После итальянской гонки Ф1 представители "Мак-Ларена" объяснили, что проблемы с задними левыми шинами были вызваны настройками автомобиля, из-за которых на эти колёса приходилась повышенная нагрузка, приведшая к повышенному износу крайней части колеса, которое находится как раз под максимальным давлением в затяжных быстрых правых поворотах, коих на трассе целых три.
Перед гонкой в новостях были кое-какие объяснения технического менеджера "Бриджстоуна" Хисао Сунагумы относительно тонкостей использования шин в Монце. Он рассказал, что в Монце команды стараются устанавливать в шинах давление повыше, чтобы наилучшим образом поддерживать рабочую температуру шин во время пит-стопов и замедленного движения за машиной безопасности. Правда, тут я не совсем понял. если заранее накачать шину посильнее, она ещё сильнее и разогреется, а это чревато её разрушением, поскольку на пит-стопы и машину безопасности приходится гораздо меньшее время, чем на режим максимальной нагрузки в гоночном режиме. Как быстро шины входят в режим при меньшем и при большем давлениях?
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Учимся понимать гонки
« Ответ #5 : Сентября 15, 2005, 08:04:34 »
Ещё один момент из трансляции серии "Ле-Ман" из Сильверстоуна. Поль Бельмондо говорил, что в дождь широкая трасса - это плохо, потому что у гонщиков есть возможность использовать разные траектории, и трасса будет высушиваться колёсами равномерно и долго.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Антон Сумин

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 165
  • Карма 1
    • Просмотр профиля
Re: Учимся понимать гонки
« Ответ #6 : Июня 16, 2006, 07:16:04 »
Цитата: Владимир Коваленко
Колёса перед установкой прогреваются, поэтому они сразу входят в режим, а вот гонщику требуется один-два круга для полной адаптации.
Это неверно! "Грелки" физически не могут прогреть резину до рабочей температуры! В условных сравнениях, температура шины во время гонки, по крайней мере, сухой, такова, что на ней можно кипятить воду. Электрическая "грелка" не может и не должна сообщать шине такую температуру.
Антон