Страницы истории
Автомобили свободной формулы
Как такового класса свободной формулы не существовало, так как это понятие и означало отсутствие каких-либо технических ограничений. Гонки в свободной формуле проводились, как правило, вдали от мировых автогоночных центров, чтобы собрать достаточно участников на старт. Иногда были ограничения по минимальному рабочему объёму двигателя (например, в одной гонке дня гонялись машины до полутора литров, в другой - от полутора до трёх, а в третьей - свыше трёх), что означало, что в гонке могли принимать участие самые большие и мощные автомобили. Рассмотрим самые характерные варианты автомобилей, участвовавших в гонках в свободной формуле.
Автомобили, построенные специально с такими характеристиками
Для гонок на берлинском АФУСе, проводившихся не для 750-килограммовой формуле, строились тяжёлые скоростные автомобили. "Альфа-Ромео-Бимоторе" была оборудована двумя двигателями, а "Мерседесы" и "Ауто-Унионы" - обтекаемыми кузовами. Эти технические решения выводили машины за рамки техтребований гран-при, но давали преимущество в максимальной скорости.
Автомобили, переоборудованные для гонок в свободной формуле
Для гонок в Аргентине европейцы привозили гибридные машины. Например, в 1948 году Варци выступал на шасси 1937 года с установленным на него самым большим имевшимся в распоряжении завода "Альфа-Ромео" в конце 1947 года двигателем объёмом 4,6 литра.
В 1950 году "Скудерия Феррари" и команда Автоклуба Аргентины использовали двухлитровые "Феррари-166", с установленными на них нагнетателями. Автомобили "формулы-1" обладали нагнетателями, но у них были полуторалитровые двигатели. У автомобилей "формулы-2" двигатели были двухлитровыми, но без турбонаддува. Гибридный двигатель имел ту же маркировку, потому что в традициях "Феррари" было обозначать двигатель рабочим объёмом одного цилиндра, а раз рабочий объём двигателя не менялся, то и название его сохранялось.
В середине пятидесятых традиционная аргентинская зимняя серия состояла из трёх гонок: национального "большого приза" для машин "формулы-1", 1000-километровой для спортивных автомобилей и "Большого приза Буэнос-Айреса" в свободной формуле. В 1955 году для последней гонки на "Мерседесы" гран-при поставили трёхлитровые двигатели от спортивной модели.
Автомобили, использовавшиеся в свободной формуле после истечения срока действия их техтребований
Трёхлитровые "Мерседесы" образца 1939 года выступали в Аргентине в 1951 году.
Полуторалитровые "Феррари-375" выступали в британских гонках в свободной формуле в 1952-54, самой характерной из которых была гонка после (!!!) Гран-при Великобритании 1952 года. В ней выступали сразу три варианта полуторалитровой "Феррари". Во-первых, оригинальная версия в руках частников Чико Ланди и Луи Розье.
Во-вторых, заводская модификация для "Инди-500".
В-третьих, сильно модифицированный автомобиль, названный "Тинуолл Спешл" (Thinwall Special).
Наконец, самым знаменитым участником был 16-цилиндровый БРМ, который опоздал родиться и был доведён до нормальной надёжности лишь тогда, когда полуторалитровая "формула-1" фактически отмерла.