Страницы истории

Энциклопедия Архива автоспорта: гоночный автомобиль

Гоночный автомобиль (англ. - racing car; синонимы - open-wheel car, single-seater car) - автомобиль, предназначенный для гонок и не приспособленный для безопасной езды по дорогам общего пользования.

В разное время особенности г.а. варьировались, так как технические требования слабо регламентировали параметры шасси и кузова. Например, г.а. мог быть двухместным, когда правила требовали наличия на борту механика...


...или когда он получался из спортивного путём съёма крыльев и фар.
 

Или кузов мог быть полностью или частично закрытым (как колёса, так и кокпит).

 

Или г.а. получал регистрационный номер для самостоятельной езды по дорогам общего пользования.

 

Позразумевалось, что элементы автомобиля, повыщающие его комфортность на обычной дороге, мешают достижению максимальной скорости в гонках, поэтому их не было нужды запрещать. Можно было установить, например, одно крыло - со стороны гонщика.

Официальная документация ФИА и национальных федераций не учитывает историческое развитие конструкции г.а., поэтому современные официальные определения более коротки и узки по смыслу.

Например, согласно ежегоднику ФИА 1970 года издания, "гоночные автомобили - автомобили, построенные исключительно для заездов на скорость на кольцевой трассе или закрытой дистанции".

В ежегоднике ФИА 1985 года г.а. объединены со спортпрототипами во 2 категорию с определением: "Автомобили, построенные в считанных экземплярах и предназначенные исключительно для соревнований". Но при этом в технических требованиях к машинам конкретных формул повторяется определение 1970 года, как, впрочем, и в современных технических требованиях для "Формулы-1" (один в один - см. "Технические требования "Формулы-1" 2011 года").

Согласно Ежегоднику автомобильного спорта РАФ 2006 года (более свежего издания в распоряжении автора нет), "гоночные автомобили - одноместные открытые автомобили, изготавливаемые малыми сериями или индивидуально и предназначенные для скоростных гонок на закрытых для дорожного движения трассах с твёрдым покрытием".

В настоящее время сформировалось чёткое представление о том, что г.а. должен быть обязательно одноместным с центральным расположением сиденья гонщика и с открытыми колёсами и кокпитом. Фактически такое толкование необходимо для того, чтобы отделить г.а. от спортпрототипов, которые имеют только формальные признаки спортивных автомобилей, являясь практически гоночными автомобилями с ярко выраженным смещением сиденья гонщика относительно продольной оси. С подобной компоновкой существовали и г.а.

 

В спортпрототипах с самого начала их существования закрытые колёса и смещённое место гонщика имитировали дорожные автомобили, но на самом деле они всегда являлись гоночными, так что г.а. и спортпрототипы имеет смысл относить к одной группе.

 

Среди современных журналистов и болельщиков наблюдается некоторая путаница, связанная с неофициальными терминами, описывающими г.а. в английском языке. Термин single-seater car закрепился в середине пятидесятых, когда двухместные г.а. окончательно ушли в прошлое. При этом ещё 30 лет г.а. могли получать кузов, закрывавший колёса, как в случае с экспериментами в гонках гран-при в середине пятидесятых...

  

...или автомобилями серии "Кан-Ам" вплоть до начала восьмидесятых.

Таким образом, в современном английском языке (преимущественно в Америке) для г.а. используется термин open-wheel car, указывающий на одно из главных отличий от спортпрототипа - открытые колёса.

Но в исторической перспективе этот термин, переводимый на русский язык как "автомобиль с открытыми колёсами", но означающий всего лишь гоночный автомобиль, неуместен.

Главная


    Рейтинг@Mail.ru     Томск / каталог сайтов   Читать KovalenkoTomsk в Твиттере