Страницы истории

Гандикапы

Гандикап - это соревнование, в котором для всех участников созданы равные условия, учитывающие разницу в технических характеристиках автомобилей. Гандикапы появились и были широко распространены в Великобритании, потому что обособленность островной страны и традиция не платить стартовые не привлекала серьёзных участников из континентальной Европы, и в гонках на "Бруклендсе" принимали участие разношёрстные наборы автомобилей. Гандикапы использовались и в других странах с окраин мирового автоспорта, когда надо было собрать побольше участников (например, в Австралии или Южной Африке).

Принцип гандикапа состоит в том, что в идеальном случае все участники должны финишировать одновременно. Соответственно тех, у кого техника быстрее, надо каким-то образом на дистанции придержать.

В гандикапе с раздельным стартом более медленные участники выпускались на трассу раньше на определённое время, то есть им давалось премущество по времени, а дистанцию все должны были пройти одинаковую. Зрителям очень удобно было наблюдать за такими гонками, потому что положение участников в гонке было очевидным визуально. Но чем длиннее была гонка, тем больше приходилось ждать своей очереди более быстрым участникам.

 
 
 

В гандикапе с общим стартом участникам надо было пройти разное количество кругов, и это требовало серьёзной вычислительной работы на протяжении всей гонки, чтобы понять, как участники находятся друг относительно друга, но ближе к финишу расклад становился более-менее ясен, потому что надо было просто отсчитывать, сколько кому кругов осталось и делать поправки на разницу в скорости. Такой гандикап использовался, в частности, в ранних гонках "Турист Трофи" в Ардсе:

Там же в поздние годы стали использовать комбинированный гандикап, при котором и количество кругов у разных классов было разным, и стартовали они в разное время. Это делалось для более точного уравнивания возможностей, потому что круг длинный, и погрешность расчёта гандикапов могла составлять до нескольких километров, что в условиях гонки может оказать решающее влияние на результат. Этот вид гандикапа был ещё более сложным для расчётов, и были случаи, когда официальные расчёты по ходу гонки организаторов и собственный хронометраж участников различался, и руководителям команд удавалось убедить организаторов в их неправоте.
На следующем кадре в "Турист Трофи" 1930 года стартует первая группа, а за ними наблюдают судьи и поодаль - участники следующей группы.

Но самый оптимальный вид гандикапа придумали члены Клуба малых автомобилей (Junor Car Club) для гонок на "Международный приз" с 1933 по 1936 годы. Они решили корректировать скорости понемногу на каждом круге и разбили в одном месте широкую прямую на несколько каналов с "эсками" разной кривизны. Самые быстрые машины проезжали самую медленную "эску", а самые медленные машины проезжали вообще напрямую, не сбавляя скорости. В результате, и стартовали все одновременно, и скорости уравнивались достаточно корректно, и количество кругов у всех участников было одинаковым, так что положение на трассе было реальным положением в гонке.

 
 

Главная


    Рейтинг@Mail.ru     Томск / каталог сайтов   Читать KovalenkoTomsk в Твиттере