Автор Тема: Исследование истории автоспорта  (Прочитано 13651 раз)

Оффлайн Алексей Грушко

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 4 136
  • Карма 485
    • Просмотр профиля
Исследование истории автоспорта
« : Апреля 06, 2004, 09:52:15 »
Хотелось бы поделиться выработанным мной алгоритмом исследования истории тех или иных гонок, а также биографий пилотов. Этим алгоритмом я пользуюсь уже около полугода, но, думаю, к нему есть что добавить.
Если человек эмоционален, это еще не означает, что он не прав

Оффлайн Алексей Грушко

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 4 136
  • Карма 485
    • Просмотр профиля
Re: Исследование истории автоспорта
« Ответ #1 : Апреля 06, 2004, 09:56:08 »
Гонки
Очень часто про гонку известно сведущее – название, дата, автодром, минимальные результаты. В принципе, для начала поиска этого достаточно.
Во-первых, что делать, если результаты у нас неполные:
1. Попробовать покопаться в собственной библиотеке – книги и журналы. Очень помогает заранее составленный каталог библиотеки. Плюс посмотреть свой электронный архив - часто так бывает, что при больших объемах информации мы о чем-то забываем. Или нужная нам информация находится в папке [Не отсортированное].
2. Посмотреть на следующих сайтах:
www.silhouet.com/motorsport (результаты различных гонок всех времен и народов)
http://drive.to/formula1results (результаты почти всех гонок с 1894 по 1949, а также всех гонок Ф-1 с 1950 по 2004)
http://user.tninet.se/~aiq291w/F2_Index.htm (результаты гонок Ф-2, Targa Florio и Ле-Мана)
http://wsrp.wz.cz/ (большая база результатов кузовных гонок, спортпрототипов и спортивных машин)
http://www.wspr-racing.com/wspr/results/ (большая база результатов кузовных гонок, спортпрототипов и спортивных машин)
www.motorsport.com (CART, IRL и т.д.)
www.motorsportsalmanac.com (Ф-1, Trans-Am и другие американские чемпионаты)
www.formel3register.de (гонки немецкой Ф-3)
www.ifrance.com/F1GT/ (гонки ЧМ Ф-1)
http://stat.f1news.ru/ (гонки ЧМ Ф-1)
http://www.racing-reference.com/wc.htm (гонки NASCAR)
www.kolumbus.fi/leif.snellman (результаты гонок 1934-1940 годов)
www.jmfangio.org (гонки с участием Фанхио)
www.tasman-series.com (Тасманская серия)
www.grandprix.com/gpe (гонки ЧМ Ф-1)
www.gpracing.net192.com (гонки ЧМ Ф-1)
http://www.sergent.com.au/ (гонки в Новой Зеландии)
http://www.oldracingcars.com/ (3-х литровая Ф1, Ф5000, Can-Am, Тасманская серия)
www.forix.com (обширная база данных по гонкам ЧМ Ф-1)
Список сайтов по гонкам в странах Восточной Европы спросите у Sourceress’a (Алексей Рогачев) или посмотрите на его сайте.
Забегая вперед, следует сказать, что на последних восьми сайтах содержится и описание событий, происходивших на трассе.
3. Воспользоваться услугами следующих поисковых систем:
www.yandex.ru
www.rambler.ru
www.google.com
www.yahoo.com
www.altavista.com
Почему их надо использовать? Если гонка малоизвестна широкой массе и носила преимущественно локальный характер, она в вышеприведенный список сайтов не попала. Но вполне может находиться на сайте какого-нибудь энтузиаста истории автоспорта в своей стране или местности. Желательно использовать не один поисковик, а несколько – не все сайты могут быть прописаны, например, на Яху или Гугл.
4. Только в том случае, если по первым трем пунктам у вас полное отсутствие результатов, спросите на этом форуме, на форуме журнала «Формула» - www.formula-one.ru/cgi-bin/ik_2/ikonboard.cgi (Раздел «История Ф1») или на The Nostalgia Forum - http://forums.atlasf1.com/forumdisplay.php?forumid=10 . Но сначала попробуйте провести поиск по этим форумам. Наверняка напрашивается вопрос – а почему сразу не спросить? Можно, конечно, и вам, скорее всего, ответят, но: это может войти в привычку, и вы привыкните выезжать на чужих знаниях, не приложив ни грамма своих усилий, да и истрики со временем не очень охотно начнут делиться информацией, увидев в вас исключительно потребителя, который ничего (прошу не путать с «мало что») не может дать взамен. К тому же это поможет проверить личный интерес к исследованию истории – если вам лень заниматься поиском информации, то интерес, скорее всего мимолетный (оригинальные мысли по этому поводу принадлежат Владимиру Коваленко :) , с которым в этом вопросе я согласен).
Что можно отнести к полным результатам? Наличие:
Заявочного листа (пилот, его страна, номер, команда, автомобиль, номер шасси, двигатель, шины)
Результатов квалификации (если квалификация проходила в несколько дней – протокол каждого дня)
Расстановка стартового поля (в случае, если гонка гандикапная – порядок выезда на трассу и временные интервалы между пилотами – собственно, гандикап)
Финишный протокол (количество пройденных кругов, время гонки)
Список не финишировавших (с указанием причины схода или дисквалификации)
Круги лидирования (в идеале – наличие покруговой диаграммы гонки)
Быстрейшие круги в гонке (в идеале - показанные каждым пилотом).
Порой так бывает (и чем больше лет прошло со времени проведения гонки, тем выше вероятность этого), что часть этих данных отсутствует. Порой этих данных нет вообще уже в природе или не было на момент проведения гонки. В этом случае просьба не расстраиваться. Также в процессе поиска можно наткнуться на какую-то дополнительную информацию, что не может не порадовать.
Ну вот, предположим у нас есть полные (или максимально возможно полные) результаты гонки. Т.е. сухие цифры, статистика, которая не может адекватно отобразить события, происходившие на трассе. Возьмем, к примеру, Большой Приз Монако 1950 года – на первом круге сошло 9 пилотов. А почему и как это произошло, статистика сказать не может. Или Большой Приз Италии 1967 года – победил Сертиз на «Хонде», а Кларк на «Лотусе» финишировал третьим. Посмотрев на результаты, сложно сказать, почему это считается одной из гонок Джима Кларка. Т.е. мало иметь результаты и считать общую статистику (хотя сам и питаю любовь к этому делу), интересно так же и разбирать непосредственно события на трассе.
Каков же в данном случае порядок поиска информации? Опять же, смотрим личную библиотеку, электронный архив, смотрим вышеуказанные сайты, активно пользуем поисковики. В любом случае, получаем информацию.
Стоящая информация очень часто оказывается на иностранном языке. Самый распространенный язык (кроме русского), который знает общественность – это английский. Но не обязательно, что вся найденная информация в Интернете будет именно на этом языке – местные гонки обычно встречаются на локальных сайтах и рассказ про них тоже на местном языке. Но это еще не повод пренебрегать информацией на немецком, французском, итальянском, испанском, японском и других языках. На сайте www.altavista.com есть опция Translate, при помощи которой можно переводить все эти сайты на более привычный английский. Конечно же, перевод будет не идеальный, но это все же будет лучше, чем ничего. К тому же, если попробовать вчитаться в оригинальный текст и сравнить с переводом, порой можно внести коррективы. Ну и это может стать дополнительным стимулом для изучения иностранных языков!
Как искать? Думаю, процедуру поиска по литературе описывать не стоит. А вот Интернет – рискну поделиться опытом. Для начала прописываем в строке поиска оригинальное название гонки – к примеру, XIe Grand Prix de Monaco 1950. После этого обработки этих результатов, пишем название по-английски – Grand Prix Monaco 1950. Потом пишем название трассы совместно с годом, к примеру, Silverstone 1950. Ну и обязательно надо глянуть на результаты, которые появятся после ввода в строку поиска фамилии победителя и года проведения гонки (в случае, если это довольно известный пилот, рекомендуется добавить трассу). Не ленитесь просматривать все результаты поиска! Самое интересное может содержаться как раз в районе 100-200 страницы.
Понимаю, что сложно. Но никто и не обещал, что исследование – это легко.
Кстати, если у вас неполные результаты, в тексте могут встречаться упоминания о результатах тех или иных пилотов.
После того, как у вас скопился определенный объем информации, следует его перечитать. Прочитав всю информацию, ее следует обработать – перевести и скомпоновать литературный рассказ. Естественно, после чтения и перевода у вас сложиться собственный взгляд на эти события. Постарайтесь его сделать как можно более объективным, с учетом того, что вы не были свидетелем тех или иных событий. Особенно, если одно и тоже событие трактуется по-разному в разных источниках. Можно попытаться путем логических умозаключений выбрать верную трактовку.
Перевод и компоновка информации, тем не менее, не означает, что исследование закончено. Если у вас есть покруговая диаграмма гонки, можно ее проанализировать и сделать выводы про: обгоны, проблемы с техникой у пилотов (значительная потеря позиций), пит-стопы (понижение позиции, потом возврат на нее на фоне изменений других пилотов), плотность борьбы (если пилоты часто меняются между собой местами). Кроме того, опираясь на результаты гонки, порой можно проанализировать плотность борьбы на трассе, сделать выводы про превосходство тех или иных пилотов. Также можно подумать, почему сильный пилот показал неожиданно невысокий результат, сопоставить с предыдущими событиями в гоночном сезоне…
Но и это еще не все! Для полноты картины не хватает картинок (простите за каламбур). Замечательно, когда доступны фотографии гоночных событий и программка соревнований. Но фото нужны не только для красоты – их внимательное изучение может понять некоторые события или дать ответы на некоторые вопросы. Кстати, о вопросах. После того, как вы полностью обработали всю имеющуюся информацию и даже написали об этом рассказ, иногда всплывают некоторые неясные моменты (например, о чем спорит принц Бира с маршалом трассы во время БП Монако 1950?). Постарайтесь четко сформулировать все вопросы и (желательно) свои умозаключения на этот счет. А потом все это положит в качестве сообщения на один из вышеуказанных форумов. Владимир (классик жанра :) , с которым я опять же согласен) считает, что сначала стоит спросить на русскоязычных форумах, а потом уже тревожить TNF – так получается более вежливо по отношению к русскоязычным истрикам, которые тоже не лыком шиты.
Ну и последнее, без чего исследование про гонку мне кажется неполным, это изучение трассы, на которой все проходило. Определенную информацию про трассу можно получить в процессе поиска информации про гонку. Дополнительную информацию можно получить на официальном сайте трассы. Ну, а если трасса малознакома широкой общественности, следует глянуть по таким четырем адресам:
www.etracks.freeserve.co.uk
www.gdecarli.it
www.racingcircuits.net
www.silhouet/motorsport  (раздел про трассы)
В идеале – опять же, написание литературного рассказа про трассу, или хотя бы небольшой заметки.
Таким образом, можно предложить следующую структуру Profile (я так и не смог найти адекватного короткого аналога этому слову в русском языке) гонки:
Название на русском и английском языках, страна проведения гонки
Дата гонки, день недели, погодные условия, количество зрителей
Название трассы с ее полным месторасположением
Длина круга, количество кругов, длина дистанции
Заявочный лист, результаты квалификации (гандикап), стартовое поле (порядок старта), финишный протокол, не финишировавшие, круги лидирования, быстрейшие круги
Рассказы про трассу и непосредственно про гоночные события.
Вроде бы все.
Если человек эмоционален, это еще не означает, что он не прав

Оффлайн Алексей Грушко

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 4 136
  • Карма 485
    • Просмотр профиля
Re: Исследование истории автоспорта
« Ответ #2 : Апреля 06, 2004, 09:57:47 »
Пилоты
С пилотами дело обстоит гораздо проще, чем с гонками. Но тем не менее, есть известные пилоты, про которых можно найти целые горы информации (чаще всего – наиболее успешные пилоты Ф-1), а есть особы, про которых известны лишь имя и фамилия. Думаю, следует рассмотреть случай, когда пилот малоизвестен широкой публике.
Шаг первый. Просмотр личного архива. Перерываем свою библиотеку и электронный архив на предмет малейшего упоминания про этого пилота. Все, что нашли – аккуратно складируем, обрабатывать будем потом.
Шаг второй. Просмотр известных сайтов. Чаще всего на сайтах можно найти лишь статистику выступления в автогонках, еще чаще – только в Ф1. Но есть несколько сайтов, где можно почерпнуть и биографические сведения:
www.silhouet.com/motorsport
http://stat.f1news.ru/
www.kolumbus.fi/leif.snellman
www.tasman-series.com  
www.grandprix.com/gpe
www.gpracing.net192.com
www.forix.com
http://f1rejects.crosswinds.net  (если адрес не работает, введите в любом поисковике f1rejects)
Шаг третий. Просмотр www.atlasf1.com/bb . Есть такая опция Search. В строке поиска пишите фамилию (без имени!) пилота и выбираете опцию «показывать результаты как темы». После того, как вам выведут результаты поиска, вы поочередно открываете темы, нажимаете «версия для печати» (темы могут быть на несколько страниц, эта опция помогает смотреть все страницы сразу) и проводите поиск по Web-странице. Малейшее упоминание заслуживает вашего внимания и дает почву для размышлений.
Шаг четвертый. Поиск при помощи вышеупомянутых поисковых систем. Тут следует отметить два момента. Проводя поиск через русскоязычные сайты, постарайтесь провести поиск как для русского, так и для иностранного варианта написания фамилии. Также следует использовать несколько транскрипций (к примеру, Fagioli – я встречал как и Фаджоли, так и Фаджиоли). Второе – проводя поиск, используйте и имя, и фамилию – может быть очень много однофамильцев, абсолютно вам не нужных. Если вам встречаются источники на незнакомых иностранных языках – используйте переводчик www.altavista.com . Если вам встречаются его результаты в гонках – не пренебрегайте ими (подробнее – чуть ниже). Очень повезет, если неожиданно наткнетесь на официальный сайт или сайт какого-нибудь фаната.
После того, как вы собрали всевозможные сведения, можно приступать к их обработке (подробнее механизм – смотри выше «гонки»). Опять же, на выходе у вас может получиться готовый рассказ и куча вопросов – их можно задать на уже известных вам форумах.
Собственно биографические сведения не полностью характеризуют пилота. Уместным был бы также список его карьерных достижений, результаты гонок и общая статистика.
Карьерные достижения – в каких чемпионатах по годам участвовал пилот, на каком шасси, за какую команду, какой результат показал.
Результаты гонок – дата гонки, наименование гонки, шасси и мотор, гоночный номер, напарник (если есть), результат в квалификации и гонке.
Общая статистика – чаще всего, статистика выступления в Ф-1, но можно сделать и статистику выступления в автоспорте в целом.
Отдельно следует отметить процесс поиска результатов гонок и чемпионатов. Помимо тех результатов, что вы получите, перерывая Интернет при помощи поисковых систем, следует просмотреть все вышеуказанные сайты с результатами различных гонок. В этом сильно помогут сведения о начале и конце гоночной карьеры данного пилота.
Вот, собственно, и все.
Если человек эмоционален, это еще не означает, что он не прав

Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Исследование истории автоспорта
« Ответ #3 : Апреля 09, 2004, 09:40:48 »
Еще одна ссылочка: http://www.clarinet.fi/~spitkane Сайт по формуле 3, формуле 3000 и финскому автоспорту.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Исследование истории автоспорта
« Ответ #4 : Мая 31, 2007, 02:16:15 »
Есть разные пути исследования истории. Алексей описал способы поиска исчерпывающей информации о конкретных гонках и гонщиках. Лично я иду несколько иным путём. Это, видимо, диктуется особенностями индивидуального восприятия. Я не могу разбираться события отдельной гонки, не осознавая общий фон, на котором она проходила.
А вот вопрос изучения этого фона, к сожалению, невозможно разложить по полочкам.
Обычно сначала есть какая-то традиционно сложившаяся картина, которая принимается с доверием, потому что раз говорят, значит, так оно и было. Потом уже начинают возникать некоторые нестыковки между деталями этой картины и открывающимися в процессе изучения материалов фактами. Тогда и приходится разбираться самому.
Общая картина автоспорта в определённый период, как привило, состоит из следующих фрагментов:
а) система статусов соревнований (международные, национальные, клубные и т.п.);
б) система категорий автомобилей;
в) система классов автомобилей внутри каждой категории;
г) общепринятые подходы к организации соревнований.
Исходя из этого, можно, скажем, определить, что как таковой организованный международный автоспорт сформировался в начале двадцатых годов, когда практически одновременно появилась международная санкционирующая организация, выработанные ею технические и спортивные правила, сформировались основные категории и классы автомобилей и сложилась система гонок гран-при.
Вопрос о системе гоночных серий и системе гоночных классов и чемпионатов относится к этой же теме. Понимая различия между сериями и чемпионатами, можно акцентировать своё внимание на нужной информации. Скажем, для того же пресловутого 1950 года в наше время стараются искать так называемые "квалификационные битвы", которые есть сейчас, но абсолютно отсутствовали тогда. Собственно, и самих квалификаций не было. Чемпионат мира бы просто таблицей, поэтому виртуальное распределение очков во время гонки после перемещений и сходов мы тоже не используем, потому что тогда такая аналитика отсутствовала и не имела смысла, ибо сам чемпионат чуществовал в иной форме, чем сейчас.
Таким образом, перед изучением гонок надо как минимум обозреть состояние дел в мировом автоспорте в данном сезоне, чтобы знать, какие события повлияли на условия этой гонки, и как на последующие события повлияла сама гонка. После этого можно разбираться со статистикой, фотографиями и описаниями.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Мозговой Роман

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 183
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Исследование истории автоспорта
« Ответ #5 : Мая 31, 2007, 02:39:07 »
Наверное, истина где-то посередине.
Необходимо иметь общее представление о гоночной серии в её конкретный момент развития, направлениях технического развития, особенностях регламента (который, порой, задаёт направление этому развитию). И уже в эту общую конву вплетаются конкретные гонки, каждая из которых важна сама по себе и содержит массу нюансов, до которых иногда бывает сложно докопаться. Но без этих мелочей кртина гоночного сезона получается неполной.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Исследование истории автоспорта
« Ответ #6 : Мая 31, 2007, 02:42:07 »
А что ты подразумеваешь под серией?
Я обычно речь веду больше о первой половине ХХ века, когда серии не существовали в принципе.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 517
  • Карма 759
    • Просмотр профиля
Re: Исследование истории автоспорта
« Ответ #7 : Мая 31, 2007, 04:00:29 »
Цитата: Владимир Коваленко
А что ты подразумеваешь под серией?
Я обычно речь веду больше о первой половине ХХ века, когда серии не существовали в принципе.

Маленькое замечание. Не существовало серии в твоем понимании этого слова. Если же пользоваться одним из общепринятых значений этого слова, изложенных в толковых словарях, то серии существовали, вернее определенный ряд гонок можно объединить словом серия. Любой чемпионат, на мой взгляд, можно рассматривать, как серию гонок, объединенных как минимум одним общим признаком.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Исследование истории автоспорта
« Ответ #8 : Мая 31, 2007, 04:49:39 »
Но ты же прекрасно понимаешь, о чём идёт речь - о таком важнейшем признаке как наличие общего управления. У того, что я называю чемпионатом, общего управления нет, а у серий - есть. Если для тебя важно придерживаться использования привычных терминов, а не корректировать их сообразно сущности явления, то это всего лишь лексический вопрос, и собственно к истории он имеет весьма посредственное отношение.
В вопросе Роману я и хотел узнать, какого рода гонки он подразумевает. Если он имеет в виду именно серии с общим управлением, то их изучение очень сильно отличается от изучения чемпионатов и вообще системы классов. Это соврешенно разные вещи.
Серия с общим управлением характерна тем, что она ориентируется на имидж, на продаваемость, поэтому с лёгкостью может менять правила, принципы и традиции. Главное - удержать внимание зрителей.
Многоэтапные соревнования без общего управления определяют какие-то общие требования к зачётным гонкам, но не навязывают организаторам гонок унифицированные правила по различным деталям. В системе классов и чемпионатов большинство гонок имели каждая своего организатора и правила, поэтому нельзя говорить о каких-то регламентах (о которых только и стоит говорить в случае с сериями), а только -  о традициях и тенденциях.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Исследование истории автоспорта
« Ответ #9 : Мая 31, 2007, 05:06:36 »
Кстати, если писать обзор истории автоспорта, то наиболее оптимальным оказывается использование трёх периодов по признаку существования классов и серий, то есть с 1894 по 1940 - период появления и развития классов; с 1945 по 1980 - период расцвета классов и развития серий; и с 1981 по наши дни - период доминирования серий.
Если в период существования классов автостроители, команды и гонщики участвовали в самых разнообразных соревнованиях, то в сериях он чаще всего очень жёстко прикреплены к одной серии, внутри которой и происходят какие-то события, мало связанные с другими сериями.
Второй период - это не только гонки гран-при, это и гонки на выносливость, и прочие международные гонки и их связь с проведением гонок иного статуса. То есть описывать надо в хронологическом порядке все международные соревнвоания сразу. Когда мы доходим до серий, мы видим, что они друг с другом никак не связаны, а потому сваливать их в кучу бессмысленно, потому что они варятся в собственном соку. Тут есть смысл обозревать серии в их индивидуальном развитии за весь период их существования, а также отслеживать переходы участников между сериями.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.