Работа над ошибками или к чему приводит поспешность. К сообщениям # 3, 4, 5.
Все оказалось не так просто и однозначно. В общем случае прототипом можно называть любой автомобиль, созданный для проведения опытно-конструкторских или доводочных работ, но в автомобильном спорте главный критерий это соответствие автомобиля спортивной классификации. Только с классификацией спортивным автомобилям в целом и прототипам в частности традиционно не везло. Изначально организаторы соревнований основывались на предписаниях приложения «С», в котором не было разделения на группы и ограничения по минимальной серии автомобилей, а только разделение на классы по рабочему объему двигателя. Начиная с 1962 года, единая схема рушится, организаторы соревнований начинают выделять автомобили ограниченного выпуска в отдельную группу. В зависимости от места проведения, это могли быть «Experimental», «Prototype», «Prototype GT», «Sport/Racing Prototype», «Sports/Proto GT», а в 1963-1965 проводится «International GT Prototypes Trophy». Кто-нибудь знает что это? Наверно в регламенте (увидеть бы его) давались какие-то определения, но вроде бы частный регламент должен составляться на основе базовых документов, а не сам по себе. Получаем международные соревнования на автомобилях отсутствующих в международной классификации. Casus belli. Вообще период 1962-1965 самый мутный в истории спортивных автомобилей. Если кто-то обладает информацией, подключайтесь, сообща разберемся быстрее.
Возникает вопрос, как определять эти автомобили, «по понятиям» и в результате каждый будет говорить о своем, или признать, что до 1966 года определение «спортивный прототип» в международной классификации отсутствовало и все автомобили с выпуском меньше лимита «ГТ» и соответствующие категории «спорт» приложения «С», определяются как спортивные.
FORD GT 40 – В 1964-1965 годах участвовал в соревнованиях в группе прототипов (см выше). После выпуска необходимой серии (с 1 января 1965 по 31 декабря 1965) признан (омологирован) ФИА как спортивный автомобиль. Карта признания № 224. Конечно, первые образцы автомобиля можно рассматривать, как прототипы последующей серии, но можно ли считать GT40 спортивным прототипом большой вопрос. В соответствии с приложением «C» это спортивный автомобиль.
PORSCHE 917: автомобиль никогда не был спортивным прототипом, не смотря на «космическую» внешность, создан для участия в чемпионате мира марок. После выпуска серии признан ФИА как автомобиль группы 4 – «Sports Cars». Карта признания № 250.
PORSCHE 935 – автомобиль категории «В» группы 5 - «Special Production Cars».
Приложение «J» 1976 г: Статья 268 - Определение: Специальные серийные автомобили, для которых не требуется минимального количества серии, но которые являются производными от автомобилей, признанных в Группах 1–4. - Это как раз пример глубокой (радикальной) модификации уже существующего серийного автомобиля. Какую модель взяли за основу, судить не берусь, возможно «930» (911 турбо), но это сфера компетенции Guderian.
JAGUAR XJR – автомобиль категории 2 группы «С1» -«Sport Prototype Cars».
Попытаюсь дать общее определение автомобилям, которые можно считать спортивными прототипами: Автомобили соответствующие международной спортивной классификации, созданные специально для соревнований без ограничения минимальной серии, имеющие оригинальную конструкцию и, как правило, соответствующие требованиям эксплуатации на дорогах общего пользования.
1966 – 1969
Категория «В» - special cars, группа 6 – prototype-sports cars
«J» 1966
Статья 281 - ОПРЕДЕЛЕНИЕ: автомобили, созданные специально для скоростных гонок или гонок на выносливость по замкнутым трассам, разработанные как прообраз будущего серийного автомобиля. Поэтому они должны иметь определенный минимальный внутренний объем и базовое оснащение, делающее их пригодными для нормальной эксплуатации на дорогах общего пользования.
1970-1975
Категория «В» - experimental competition cars, группа 6 – prototype-sports cars
«J» 1970
Статья 281 - ОПРЕДЕЛЕНИЕ: экспериментальные автомобили для соревнований, специально созданные для гонок на скорость или выносливость по замкнутым трассам. Их использование на открытых дорогах может быть предусмотрено, и в этом случае автомобили должны включать в себя все оборудование, предусмотренное и требующееся по закону для транспортных средств, передвигающихся по дорогам общего пользования.
1985 – 1992
Категория «2» - Группа «С 1», Группа «С 2» - sport prototype cars
«J» 1986
Статья 257 – ОПРЕДЕЛЕНИЕ: двухместные автомобили для соревнований, созданные специально для гонок по замкнутым трассам.
И это все.
Подход далеко не идеален. Кроме периода 1962-1965, с которым надо разбираться отдельно, определенный диссонанс вносят 1982-1984 годы:
1982-1984
Категория II, группа «С»- sports cars
«J» 1982
Статья 257 – ОПРЕДЕЛЕНИЕ: двухместные автомобили для соревнований, созданные специально для гонок по замкнутым трассам.
По сути это те самые автомобили, которые в 1985 станут «sport prototype cars», да и определение полностью совпадает, но….. в 1982 это были «sports cars».
Автомобили, получившие название спортивные, появились путем установки легкого (двухместного) кузова на модифицированное шасси «Touring Car». Такие автомобили оказались востребованы и производились серийно. Количество автомобилей в серии могло сильно отличаться. Параллельно существовали спортивные автомобили, специально созданные для соревнований. Потенциал всех этих автомобилей сильно различался, и для участия в соревнованиях требовалось какое-то разделение на группы. В 1953 году ФИА определила спортивные автомобили с выпуском не менее 100 единиц за 12 месяцев как «Grand Touring Cars». Комфортабельные быстроходные автомобили для дальних поездок по дорогам общего пользования («магистральные легковые автомобили»). Вполне разумное обоснованное решение. Оставался один шаг, разделить категорию «спорт» на две группы, например:
1 – «Sports Cars Series» (25/12, 50/12?)
2 – «Sports Cars Competition» без ограничения минимального выпуска.
В результате на долгое время имели бы внятную обоснованную классификацию. Но в 1962 году какие-то светлые головы решили возвести в абсолют автомобили «GT» (похоже на результат внутренних разборок), а для этого требовалось как-то определить автомобили, специально созданные для соревнований, которых было много и которыми автомобили «GT» не являлись по определению. Появляется притянутый за уши нелепый термин «GT Prototype», который получил дальнейшее развитие во вполне адекватной классификации приложения «J» 1966 года уже как «Prototype-Sports Cars».
Термин «прототип» в данном случае достаточно условный (в равной степени это относится к «touring» и «sports»), не соответствует общепринятому и его содержание неоднократно изменялось вместе с классификацией. Единственная точка отсчета – соответствие категории и группе в международной спортивной классификации.
Таким увиделся этот пейзаж. У кого какие мысли и предложения?