Я продублирую свое письмо Алексею Грушко, потому что он предположил, что данная тема может быть интересна большему количеству человек, чем два. Я подозреваю, что некоторые могут усмотреть в этом очередную попытку исказить историю - но прошу, все-таки, отнестись если не с пониманием, то с терпением.
Итак,
Добрый день, Алексей.
У меня к Вам еще несколько вопросов по поводу "внезачетных" гонок, если позволите.
Возьмем, к примеру, карьеру того же Кларка. Он ездил на Ф1, Ф2, в двадцатичетырехчасовых гонках, в Америке, и т.д. и т.п. На тот момент это было нормально, т.к. не было нынешнего стереотипа о том, что Чемпионат Мира - вершина автоспорта, а все остальное - остальное. Но этот факт создает трудности для нынешнего восприятия его достижений. Можно попытаться преодолеть эти трудности <...> отметая всякие упрощения. Я же хочу попробовать представить более расширенную модель достижений Кларка, как гонщика Ф1. Т.е. меня интересует в скольких именно гонках Ф1 он участвовал.
В этом плане Ваше замечание о ГП Новой Зеландии было очень ценно. (имеется ввиду, что ГП Новой Зеландии была гонкой свободной формулы - АМ.)
Но что можно сказать о других "внезачетных гонках"? Подразделялись ли они официально (или полуофициально) на классы? Можно ли выделять из них именно гонки Ф1 и "все остальные", или, на самом деле, они все имели настолько смешанный состав участников, что их нужно выделять в отдельную категорию? Как бы Вы разделили "внезачетные" гонки на классы по их представительности? Допустим, "Аурора" и чемпионат ЮАР обычно выносятся за скобки. А остальные, в 60-х?
Я буду очень признателен за любые уточнения по этой теме и любую информацию.
Но если Вы <...> считаете, что любые упрощения истории кощунственны, тогда, пожалуйста, не сердитесь. Я никого не хочу обидеть задавая "недопустимые" вопросы.
По вопросу - всё дело, на мой взгляд, в том, что какой-то упорядоченности в те годы было мало. Люди знали, что та гонка престижней, эта собирает больше участников, в той более простые правила, а в этой большие призовые. Всё это касалось именно определенного периода времени, ситуация постоянно менялась. Разумеется, упорядочить такого рода информацию, создать какую-то таблицу престижности гонок, мягко говоря, затруднительно.
Но престижность гонки можно - опосредованно - определить с помощью системы статусов гонок. Гонки во всем мире контролируются сетью автоклубов, и автоклубы придавали гонкам статусы (уровни), такие как: клубный, внутринациональный, международный, национальный (высшая гонка страны), "Гранд-эпрёв". Система довольно архаичная, но тем не менее совершенно официальная. Национальные автоклубы составляли календари гонок, а ФИА - международный спортивный календарь, в которых эти статусы отмечались.
Технический регламент у каждой гонки тоже был свой, и у организаторов могли быть собственные требования по какому угодно вопросу. В каком классе проводить гонку - решал только организатор: среди машин формулы №1, среди спортивных машин, или среди любых машин с объемом двигателя до 3,0 л., или среди любых машин с двумя сиденьями, или среди вообще абсолютно любых машин, или вообще что угодно. Кроме того, у организаторов могли быть собственные требования, например, к составу топлива, размеру сидений, и т.д.; тогда машину, которая участвовала в одной гонке, приходилось немного переделывать к другой, хотя по объему двигателя гонка могла быть того же класса. То есть, несмотря на существование официальных (они описывались ФИА в приложениях С и J к международному спортивному кодексу) классов, групп и категорий машин, на местах к ним могли быть дополнения и искажения. Не имея на руках технического регламента гонки, изданного ее организаторами, нельзя сказать точно, к какому классу ее правильно относить, можно только более или менее уверенно предположить. И это тоже довольно трудно собрать в какую-то классификацию, в единую таблицу.
Но все-таки в целях статистики все пытаются это сделать, и в итоге существуют некие условные классы, такие как "спортивные машины", "свободная формула" и т.д. Это упрощеный подход, попытка обобщения разнообразных регламентов, но, наверное, он необходим. Здесь у меня есть свое личное мнение: можно достаточно легко пользоваться классификацией ФИА и делить машины на гоночные, спортивные и туристические; выделять группы, такие как стандартные машины, стандартные улучшенные, "гран-туризмо", свободную формулу, международные гоночные формулы; и классы, в зависимости от объема двигателя. Выходит довольно бюрократический принцип, но вполне работоспособный.
Как в таком случае предлагается сравнивать достижения гонщиков разных эпох? Или Ваша (правильная) трактовка истории такового действа не допускает в принципе?
Согласен с Владимиром, сравнивать гонщиков разных эпох невозможно. Нет ни одного объективного критерия, который не изменился бы за эти годы.
Тем не менее, если очень хочется это сделать, то наиболее объективным критерием можно - на мой взгляд - считать количество побед в узком кругу классических "Гранд-эпрёв". Выбрать шесть-девять гонок, которые являлись высшими в мире и проводились очень долго: Гран-при АКФ и Франции, "500 миль Индианаполиса", Гран-при Италии, Бельгии, Великобритании, Монако, Германии (и, возможно, "24 часа Ле-Мана") - и подсчитать количество побед в них. Это будет более или менее объективная оценка, поскольку эти гонки являлись высшими международными на протяжении всего периода существования международного автоспорта.