Я, как экономист, понимаю управление как оперативное руководство, осуществляемое отдельным лицом (как физическим, так и юридическим), каким-либо объекотом и/или управление экономической системой этого объекта (или любого масштаба - предпритие, регион и т.д. и т.п.).
Чемпионатам в понимании Володи такое управление не присуще. И именно такое управление присуще всем современным гоночным сериям.
С точки зрения экономической науки и практики (а управление, т.е. менеджмент, это раздел именно экономики) управление является осуществлением исполнительной власти. А разрабатывать/утверждать регламент, определять список зачетных гонок, утверждать результаты на основе начисленных очков - это практическая реализация законодательной власти, т.е. управлением не является.
По поводу системы управления сформировались первые мысли. Не знаю, насколько полным является определение Алексея, если искать и проверять его в справочниках, будет долго. Но в первом приближении оно меня устраивает. Неосознанно руководствуясь этим определением, которое на тот момент еще не прозвучало, я задал Володе вопрос. Может ли Володя назвать юридическое лицо (теперь я пишу это без кавычек), которое приняло на себя функцию управления чемпионатом в 1981 году. Честно говоря, я и не ожидал услышать ответ, поскольку, на мой взгляд, все гораздо сложней. Мне так кажется. И вот с этой точки зрения, определения Алексея будет явно не хватать, поскольку он сформулировал определение для "замкнутой системы", если так можно сказать.
Попробую нарисовать приблизительную картину системы управления чемпионатом такой, как я ее представляю. Заранее прошу прощения за ляпы, которые наверняка будут, поскольку заранее я все не продумывал и не проверял.
Законодательная власть: ФИА, национальные федерации автоспорта, организаторы отдельных гонок. Исполнительная власть - организаторы гонок в лице: руководства страны, спортивных организаций страны, местных органов власти, владельцев трасс, спонсоров... Участники: автопредприятия, команды, гонщики.
1950 год. Законодательство: минимум требований и ограничений со стороны ФИА, и широкие полномочия у организаторов при составлении регламентов отдельно взятых гонок. Практически вся организация на местном уровне при минимуме прав у участников.
Не буду описывать все ступеньки, я просто не смогу этого сделать, хочу сказать только одно, что вся история развития системы управления сопровождалась борьбой за власть и сопровождалась перераспределением функций. Первой заметной "кочкой" в истории чемпионатов стал 1952 год, когда по ряду причин его пришлось проводить на автомобилях "формулы-2". В этом мне видится, с одной стороны явная сдача позиций со стороны ФИА, которая, очевидно, вынуждена была уступить производителям, командам и организаторам гонок. Но, с другой стороны, ФИА этим шагом укрепила свои позиции не дав погибнуть чемпионату, как это случалось раньше, проявив определенную гибкость. Вернувшись на свои позиции в 1954 году, не без помощи "Мерседеса" (вольно или невольно, не суть) ФИА, мне кажется, укрепила свои позиции. Далее появляются английские команды и учреждается "Кубок конструкторов", что, на мой взгляд, отражает усиление роли команд в проводимых чемпионатах.
1961 год я считаю очередной проверкой на прочность ФИА. Но она набрала уже такой вес, что устояла против бунта английских команд.
Перепрыгнем вперед. 1973 год, если не ошибаюсь, за машинами команд на период всего чемпионата закреплены стартовые номера. По-моему об этом на форуме уже упоминалось, но совсем по другому поводу. А это явный, на мой взгляд, признак перераспределения законодательной власти в пользу ФИА и, одновременно, признак ослабления позиций организаторов гонок в чемпионате.
Затем, появление профсоюза гонщиков и организации конструкторов - ФОКА. Признак усиления влияния участников, с другой стороны - причина.
Экклстоун руководит командой, возглавляет ФОКА - перетягивание функций управления в сторону конструкторов. Команда Экклстоуна прекращает свое существование - перетягивание функций в другую сторону.
"Договор согласия" ни в коем случае не аналог "физического лица", а инструмент, при помощи которого различные стороны в системе "Чемпионата" закрепляют за собой определенные полномочия в системе управления этим "Чемпионатом".
Попробуем вернуться к 50-му. Роль организаторов гонок огромна, 70-е - трудно сказать, насколько заметна ее роль в системе управления процессом, а теперь, такое впечатление, ее почти не видно, исключительно исполнительные функции и строгое и неукоснительное выполнение всех требований сверху.
Что в итоге (это я о своей писанине) - малосвязный набор тезисов. Лишний раз убеждаюсь, что писатель из меня... никудышний. Впрочем, историк тоже. И кто только наградил меня таким званием?
Если смогу, то больше не буду такого писать, а это пусть уж остается (дабы дурь каждого...).