Мне выпала замечательная возможность увидеть и почувствовать то, как участвовали в гонках в сороковые-пятидесятые годы. Дин Батлер выставил на гонку американский автомобиль "Аллард" 1953 года, который выигрывал эту гонку дважды и занимал второе место. Он был явным фаворитом.
Всё было, как раньше. Это не была команда в современном понимании. Заявитель (босс, владелец машины), сама машина, гонщик, пара механиков и трейлер, на котором машину привезли на трассу. Из современного - только два моторхоума, но на трассе этого не было видно.
Заявитель, Дин Батлер, - важный дядька в шляпе, который ходит и разруливает все организационные проблемы. Гонщик, Мартин Уолфорд, - бывший профессионал, победитель национальных чемпионатов. Один из механиков, Майлз, - молодой парнишка, гонщик, выступающий в одной из национальных серий и занимающий в этот момент первую позицию в общем зачёте. Второй механик, Мик, - человек уже немолодой, и о нём я почти ничего не знаю.
На самом деле там ещё фигурировали механик Тим, который эту машину не обслуживал, но периодически около неё появлялся (он меня и привёз в Гудвуд) и девушка Марта, также имевшая какое-то отношение к команде.
Мартин Уолфорд (Martin Walford), по его словам, выигрывал британское первенство в "формуле-1300" в 1984 и 1985 годах, а в британской "формуле-3" занимал второе место (год не знаю). Уже лет десять гоняется за Дина Батлера на самых разнообразных машинах и на каждом "Возрождении Гудвуда" - на этом самом синем "Алларде":
Когда в пятницу машины отправились на трассу, мы с Дином направились на площадку над боксами, которая была одним из немногих мест, откуда за происходящим на трассе можно было наблюдать с её внутренней стороны. Через несколько минут мы поняли, что что-то не так, потому что одни и те же машины проехали по стартовой прямой по два раза, на нашего "Алларда" всё не было. И тут я стал фотографировать. Вы только посмотрите на лица, на жесты: всё по-серьёзному. Машины нет, значит, это может быть авария с угрозой жизни или здоровью гонщика.
Через некоторое время на большом экране на другой стороне паддока показали стоящую на обочине машину и уходящего прочь гонщика, а работница трассы специально подошла к Дину и что-то объяснила:
Мы поспешили вниз. Мик, естественно, сам ничего не понимал. Оставалось только ждать завершения тренировки, когда машину довезут на грузовике.
Когда машину доставили в паддок, механики начали осмотр, ведь некоторые неисправности до воскресной гонки ещё можно было устранить. Из разговоров следовало, что в одном из цилиндров резко упала компрессия.
Когда появились хоть какие-то мысли, Дин сразу же стал звонить своему брату в Америку, потому что двигатель на машине - семилитровый "Шевроле". Потом передал трубку Мику.
Тем временем, Мартин переоделся в гражданскую одежду и пришёл пообсуждать с Дином подробности происшествия, а Майлз и Мик принялись разбирать двигатель.
Выяснилось, что сгорел поршень, и заменить его нечем. Мартин не проехал и круга в тренировке и был этим очень расстроен, хотя в итоге никак этого не показал и остался в Гудвуде до конца фестиваля, хотя и не смог стартовать в гонке.
А жаль. Дин показал мне потом запись гонки 2000 года, в которой Мартин выиграл, идя за несколько кругов до финиша третьим, когда выяснилось, что двое впереди идущих соперников совершили фальстарт, и к их времени добавят по 10 секунд. Когда Мартин получил эту информацию, он так нажал, что почти догнал лидера, но за два круга до финиша его развернуло, и он снова потерял несколько секунд. За эти два круга он старался изо всех сил, и это было хорошо видно по тому, как он управляет машиной. На самом последнем круге перед шиканой развернуло чью-то машину, и лидер сильно замедлился, чтобы не врезаться, а Мартин на пределе своих возможностей проехал в считанных сантиметрах от остановившегося соперника, на чём выиграл несколько секунд и всю гонку.
Так что его участие в этой гонке было принципиальным.
Получилось, что неудача команды стала моей удачей как наблюдателя, потому что я смог увидеть нестандартную ситуацию в самом её искренннем, ненадуманном виде.