Одно время я по работе часто ездил через Нижний Новгород в Москву. В то время в Нижнем еще не было объездной дороги, приходилось ехать через город через мосты и выезжать по Московскому шоссе.
Я, конечно, уже знал про испытания "Ауто-Юнион" в СССР и аварию в Горьком, а может быть, уже читал статьи "По следам посеребренных выдумок", но в дороге обычно наступает тупое состояние и, в общем, я только через несколько месяцев начал задумываться.
Какое-то время не было мыслей просто потому, что трагедия произошла в Горьком, а в наше время это Нижний Новгород, и в быту нет ассоциаций, которые бы связывали эти названия. То есть я просто сначала не связывал трагедию Соколова и Нижний Новгород.
Завод ГАЗ находится в Нижнем прямо по ходу движения по федеральной трассе М7, проезжаешь проходную, недалеко музей. Наверное, где-то там и находились машины "Ауто Юнион".
Потом я начал задумываться. В 50-х годах наши провинциальные города были в основном деревянными, по площади в десять раз меньше нынешних, асфальта было мало. Тем более речь не могла идти о постройке специальных трасс. Где могли происходить испытания и соревнования? Только на шоссе. Какое шоссе могло быть хорошо асфальтированным и вообще самым хорошим? Только в сторону Москвы. Московское шоссе. Поискал и, действительно, авария произошла на Московском шоссе.
Так а я по нему езжу каждую неделю. Я начал думать, где именно и как именно могла проходить гонка, где случилась авария. Поискал фотографии. На фотографиях видна насыпь 1-2 метра, полоса лиственных деревьев; на одном фото в сторону уходят деревья и линия электропередач, вероятно, там поворот шоссе. Но это ничего не дает: Московское шоссе в Нижнем длинное, прямое как стрела и, практически на всем протяжении, имеет одинаковые профиль и природу: насыпь высотой от 0,5 м, везде кроме уже застроенных районов линия тополей, которая потом сменяется лесом сосен. Канава внизу насыпи топкая, заросшая папоротником, дальше там хвощ, мох, в общем, это совершенно понятный в тех местах переход от тощей земли к соснам и песку.
В общем, за несколько месяцев тогда поездок ничего я не придумал, кроме того, что трагедия однозначно случилась на Московском шоссе, вероятнее всего, в районе от пересечения с улицей Кузбасской до пересечения с улицей Федосеенко (которого, конечно, еще не было). И ежедневно тысячи людей, проезжая мимо, не подозревают, что это место большой трагедии, которая поставила крест на советском автоспорте. И, отчасти, стала причиной нашего сегодняшнего оставания в автомобильной отрасли.