История автоспорта
Форум истории автоспорта => История => Тема начата: Владимир Коваленко от Января 07, 2019, 00:36:41
-
Давно волнует вопрос, на который я так и не встретил прямых ответов. Почему у спортивных автомобилей была традиция располагать руль справа? Даже в странах с левым расположением руля.
Интересно, что поверхностный поиск показал, что у итальянцев правый руль был на "Феррари" и "Лянче", но не на "Мазерати".
(https://i.pinimg.com/564x/2a/07/25/2a07253f47e1cb6125288c57f6c88006.jpg)
(http://i.wheelsage.org/image/format/picture/picture-preview-large/f/ferrari/625_tf_spyder/ferrari_625_tf_spyder_1.jpg)
(https://preview.netcarshow.com/Lancia-D24_Spider_Sport-1953-1600-02.jpg)
(https://pictures.topspeed.com/IMG/jpg/201308/maserati-a6gcs-53-sp-22.jpg)
(https://i.wheelsage.org/pictures/m/maserati/a6gcs_53_spyder/maserati_a6gcs_53_spyder.jpeg)
Также правый руль практиковали французы.
(https://cdn-3.latimages.com/images/mgl/EQ0XB/s4/open-uri20121011-367-1gyyijt.jpg)
(https://cdn-2.latimages.com/images/mgl/3pLE6/s3/open-uri20121011-367-xb58e.jpg)
Американцы - левый руль.
(https://i0.wp.com/s3.amazonaws.com/scardigest/wp-content/uploads/PHOTO-8-Cunningham-C-5R-1953-24-Hours-of-Le-Mans_2.jpg?fit=1150%2C761&ssl=1)
(https://c7.alamy.com/comp/HPM8CF/1953-cunningham-54-cunninghamspear-le-mans-HPM8CF.jpg)
Или вот, например, дорожная модель "Альфа-Ромео" - с левым рулём, а спортивная - с правым.
(http://www.carstyling.ru/resources/studios/1953-Boneschi-Alfa-Romeo-1900C-Convertible-Astral-03.jpg)
(https://i.pinimg.com/originals/1f/6a/d2/1f6ad2b29b243233544548c29eb60cb0.jpg)
-
Порше перешел на правый руль только с моделью 907
-
Зачем?
-
Для быстрой смены пилотов в боксах.
-
Логично.
-
Если не ошибаюсь, смена водителя, как правило, согласуется с заменой шин и дозаправкой топливом. Как минимум это рационально. На таком фоне время смены водителя при отсутствии ремней безопасности уже не критично. Действительно преобладали трассы с направлением движения по часовой стрелке?
-
Вообще в интернете целый ряд ответов на этот вопрос.
1) Раньше движение по улицам было в основном левосторонним. Это потому, что в седло нужно садиться с левой стороны (это, в свою очередь, потому, что оружие висит слева), а приветствовать встречных правой рукой. Соответственно, когда появились автомобили, то сначала расположение руля делали кто в лес, кто по дрова, а когда появилось понимание, что правильней всего располагать водителя со стороны встречного движения, то при левостороннем движении руль ставили справа.
2) Италия перешла с левостороннего на правостороннее движение в 1924 году.
3) При правостороннем движении руль могли делать слева еще из тех соображений, чтобы пассажиры могли комфортно выйти на тротуар, а шофер выходить и не должен. Но когда массово распространились личные автомобили, в которых главный человек сидит за рулем, то выходить на тротуар должно быть комфортно из-за руля. Соответственно, автомобили, которые позиционировались как дорогие, престижные, но предназначенные для управления владельцем - а сюда как раз попадают "Феррари", "Бугатти" и прочие - то из этих соображений как раз правильней и комфортней делать руль справа при правостороннем движении. Отсюда правый руль попал и в спорт.
4) А вообще, скорее всего, это просто никому не было важно. Это сейчас, когда дорожное движение безумно плотное, все дороги расчерчены, а выезд на встречную полосу карается лишением прав, мы уделяем большое внимание направлению движения, и расположение руля имеет значение. И производство массовое, производителям выгоднее делать унифицированные узлы. А когда была просто дорога, и на ней не было машин, то и не было большой разницы, правый руль или левый. И сборка ручная, там не так сложно изменить расположение узла, плотность компоновки совсем не такая, как сейчас.
-
4) А вообще, скорее всего, это просто никому не было важно. Это сейчас, когда дорожное движение безумно плотное, все дороги расчерчены, а выезд на встречную полосу карается лишением прав, мы уделяем большое внимание направлению движения, и расположение руля имеет значение. И производство массовое, производителям выгоднее делать унифицированные узлы. А когда была просто дорога, и на ней не было машин, то и не было большой разницы, правый руль или левый. И сборка ручная, там не так сложно изменить расположение узла, плотность компоновки совсем не такая, как сейчас.
Вот с этим вариантом я согласен более всего.
-
1. Круг на гоночной трассе это 360 градусов дуги по направлению движения не зависимо от количества и конфигурации поворотов. В книге С. Глазунова приводятся упрощенные схемы ряда европейских трасс. Из 22 приведенных на 17 движение по часовой стрелке, на 5 – против. Более содержательной информацией не располагаю.
2. Эти автомобили изготовлены или подготовлены на достаточно серьезном уровне для решения конкретной задачи – победы в соревнованиях. Для этого используются все доступные средства. Решение может быть ошибочным, малоэффективным, но оно обусловлено каким-то замыслом.
3. Размещение водителя влияет на положение центра массы автомобиля в целом. В правом повороте водитель размещенный справа своим весом будет противодействовать крену, в результате меньше перераспределение нагрузки между правыми и левыми колесами, выше сцепление с поверхностью. Автомобиль с водителем размещенным справа будет быстрее в правых поворотах чем в левых.
4. При старте «Ле-Ман» имеет значение расположение боксов обслуживания относительно направления движения, хотя при большой дистанции значение старта нивелируется.
5. На трассах с направлением движения по часовой стрелке и боксах обслуживания расположенных на внешней стороне круга предпочтительней автомобиль с размещением водителя справа.
Как было на самом деле, судить не берусь, но разобраться интересно.
-
В американской газете 1910 года рассуждают о преимуществах левого расположения руля.
(https://i.postimg.cc/6qdqNMZP/1910-03-20-Evening-star-02-00.jpg)
-
https://supercarnostalgia.com/blog/jaguar-xk120-chassis-670001
(https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/5caed8960cf57d49530e8c60/1599900345991-QT2ICJDCWOUJ1CIMLNZ4/ke17ZwdGBToddI8pDm48kPg3kkMSlDqGprD-21e6kCJZw-zPPgdn4jUwVcJE1ZvWQUxwkmyExglNqGp0IvTJZamWLI2zvYWH8K3-s_4yszcp2ryTI0HqTOaaUohrI8PIpppx-FWaxK7i6rVdWZNGy6SGN0ZVlswpj22aI6j1zesKMshLAGzx4R3EDFOm1kBS/art-VIN-JaguarXK120+670001a.jpg)
Несколько странная ситуация. Несколько "Ягуаров" в 1949 году построили с левым расположением руля, хотя в Британии принято наоборот. А потом переделали в праворульные не потому, что таки это Британия, а чтобы в правых поворотах правое заднее колесо не отрывалось от дороги. Скорее всего, расчёт был чётко на Силверстон, где большинство поворотов были правые. С другой стороны, как-то странно тратить время и средства только на одну гонку. С третьей стороны, такие случаи бывали и раньше.
-
Рассматривалась версия, что, изначально, эти леворульные шасси поставлялись на континент?
-
Я держу это в голове, но фантазии не считаются, нужны факты.
-
Я держу это в голове, но фантазии не считаются, нужны факты.
Нужны номера этих шасси.
-
Номер шасси есть по ссылке. Даже в ссылке - 670001.
-
Перенос рулевой колонки не влияет на вывешивание колеса.
670001, 670002 - изначально экспортные. Должны быть отправлены в США
-
Перенос рулевой колонки не влияет на вывешивание колеса.
Ну как же? А центр тяжести? Гонщик находится не слева, а справа, в правых поворотах центробежная сила стремится поднять правую часть машины. Или я чего-то не понимаю?
-
Я не физик, но точно не поэтому. Удобство для пилота в правых поворотах и смена в боксах.
-
Я тоже не физик, но в школе учился. А ещё там по ссылке написано прямым текстом:
In anticipation of its outing at Silverstone, 670001 was repainted red and converted to right hand drive. The conversion was a straightforward process carried out to stop the right-hand rear wheel lifting on right-hand turns.
-
В правых поворотах к отрыву от поверхности стремятся левые колеса.
-
- А в чем удобство для пилота?
- Про смену водителей см#5, или я ошибаюсь?
- Почему колясочник в мотоцикле всегда смещается внутрь поворота?
Расположение центра массы влияет на крен, который в свою очередь может стать причиной вывешивания колеса. Другое дело что ни один человек в здравом уме не будет для противодействия крену перемещать водителя. Очевидно, что это проблема шасси и решается она другими способами. А так при равных внешних условиях вместо отрыва правого получим отрыв левого колеса, чем это лучше? Кстати, у автомобиля классической компоновки крен, как правило, происходит через переднюю ось, а не через заднюю. Но здесь надо смотреть применяемую подвеску. Хотя автор называет изменение простым процессом, даже с учетом того что автомобили изначально проектировались в двух вариантах на это нужно время и силы, необходимы веские основания. Вполне вероятно, что в Силверстоне предпочтительнее был автомобиль с размещением водителя справа, но заниматься такой переделкой при наличии шасси серии «66» выглядит странно. Везде пишут, что в 1949 году изготовили 240 автомобилей. Вообще история с перемещением водителя изложена в духе сюрреализма (вывешивание заднего колеса как причина, простой процесс), похоже на чьи-то фантазии. Получается, что в Англии постройку первых автомобилей новой модели начали с левостороннего варианта, который практически сразу переделали в правосторонний? Странно как-то все это.
Изложенное в #8 общий случай, просто не вижу другой причины (это не значит, что ее нет). В реальности надо рассматривать каждую трассу отдельно. Решающее значение имеют быстрые пологие повороты, которые проходятся на высших передачах, особенно если после такого поворота длинная прямая, особенно если подъем. После медленных крутых поворотов все решает разгонная динамика, шасси и водитель, мало что могут добавить. Именно в быстрых поворотах в большей степени проявится «правильное» размещение водителя. Хотя «дополнительные» 360 градусов дуги будут всегда.
-
В правых поворотах к отрыву от поверхности стремятся левые колеса.
Правые. Центробежная сила. Школьный курс физики.
(https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn%3AANd9GcTNrGm56g3cQscK20KI6MNjfr8Hupv-78g2YQ&usqp=CAU)
(https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn%3AANd9GcRCuWo2EOcF1hpHFz7OMSjZQrzdlapu30AwAA&usqp=CAU)
(https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn%3AANd9GcQbaStN8YbFU8uFHjbBUqe69teCuuQ2ly3GQA&usqp=CAU)
(https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn%3AANd9GcS7NAN-RKifU2mYuMvpiFzuDuf4XrPvV2sURA&usqp=CAU)