История автоспорта

Форум истории автоспорта => История => Тема начата: Алексей Грушко от Августа 30, 2004, 11:38:30

Название: 1952 год
Отправлено: Алексей Грушко от Августа 30, 2004, 11:38:30
Возобновляю копания 1952 года. Все, что ранее обсуждалось, можно найти по этой ссылке: http://unicorn-f1.narod.ru/Andere/1952-races-exforum.zip II Kanonloppet, 31 августа 1952 года, понедельник.
Этап чемпионата Швеции автомобилей незаводской конструкции
Погодные условия неизвестны. Количество зрителей неизвестно
Обложки программки и фотографий с этой гонки не нашел.
Трасса – Карлскуга (Karlskoga), расположена в одноименном городе в Швеции.
Схему трассы можно найти по этой ссылке – http://www.racingcircuits.net/Sweden/Karlskoga%201952.gif
Длина круга – 1,600 км. Количество кругов и длина дистанции неизвестна.
Кроме победителя, Эрика Лундгрена (Erik Lundgren), который выступал на Ford Special (собственная конструкция) с двигателем Ford Ardun, больше никакой информации непосредственно по этой гонке не нашел. Но хотелось бы затронуть такой вот момент – перевод названия.
Иногда можно встретить название «Kannonloppet», что не совсем корректно и представляет собой смесь шведского и английского – в переводе со шведского на английский название гонки выглядит как „Cannon races”. Гонка названа в честь большой фабрики по производству пушек Bofors в этом же городе. Именно в честь – на отсканированной программке с I Kanonloppet 1950-го я нигде не встретил упоминания о том, что эта фабрика выступает спонсором. Название состоит из двух слов – kanon (пушка, если точнее – орудийный ствол) и loppet (гонки). Я ни придумал ничего лучше, как перевести название этой гонки на русский как «Артиллерийские гонки».
Интересна также история этой трассы. Трасса «Карлскуга» была построена в 1949 году и имела длину 1,550 км, став первой стационарной специально построенной гоночной трассой в Швеции. К ее созданию приложил руку очень известный шведский гонщик Gunnar Olsson совместно с Karlskoga Motor Klubb. В 1950-м она приняла первые «Артиллерийские гонки». В 1951-м она была заасфальтирована и стала длиннее на 50 м. К 53-му за счет пристройки новой секции поворотов она стала длиной в 2 км, а в 1958-м к ней была пристроена секция «Велодром» (пару раз встречал упоминания о том, что это довольно известный поворот в мировом автоспорте) и трасса стала длиной 3,172 км. В 50-х годах трасса принимала мотоциклетные соревнования и гонки спортивных автомобилей, а в 60-е годы стали расцветом – трассы принимала гонки Ф-2 и Ф-1, которые собирали лучших пилотов того времени. В 1970-м во время местной гонки автомобилей «туринг» произошла авария – два авто вылетели с трассы прямо в зрителей в повороте «Велодром», убив 5-х (по другим данным 6-х) зрителей, в результате чего трассу закрыли на реконструкцию. Кроме того, страховая компания отказалась выплачивать компенсации, и это вынужден был делать организатор гонки, Karlskoga Motor Klubb, что привело к его банкротству. Открылась она вновь в 1973 и уже имела длину 2,530 км (смертельный поворот был убран). Первое время трасса принимала только местные соревнования, но к концу 70-х она вернулась на международную арену, приняв в 1978 году этап европейского чемпионата Ф-3. «Артиллерийские гонки» всегда оставались главным гоночным событием на этой трассе, проводятся они и сейчас.
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Владимир Коваленко от Августа 31, 2004, 02:25:20
Пожалуй, если перевод осуществить трудно, лучше оставить название в оригинале, хотя знать истоки оригинального названия, конечно, надо.
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Сергей Сербин от Августа 31, 2004, 04:40:00
В этом случае нужно помнить, что над буквой о в этом слове стоят две точки, что меняет и произношение, и смысл. КанОнлЁпе (два ударения) - это гонка, о которой шла речь, а канОнлОпе - калибр орудия.
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Владимир Коваленко от Августа 31, 2004, 05:24:33
А "t" на конце не произносится?
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Сергей Сербин от Августа 31, 2004, 07:00:19
Нет.
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Владимир Коваленко от Августа 31, 2004, 07:07:56
А это применимо именно к шведскому или ты исходишь из знания норвежского? Хотя, конечно, они должны быть очень близки. У тебя есть литература по переводам с этих языков?
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Сергей Сербин от Августа 31, 2004, 07:43:53
Это в равной степени применимо к шведскому, датскому и
норвежскому. Про исландский не скажу. -et - это окончание
существительных среднего рода, в котором звук "т" при произнесении
отбрасывается. При случае приведу названия книг с номерами
страниц, где оговаривается это правило.
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Владимир Коваленко от Августа 31, 2004, 07:52:43
Номера страниц не надо. Я тут подумал, что даже и названия книг не нужны, ведь по этим языкам мы просто будем спрашивать тебя.
Итак, транслитерационный вариант перевода названия "Kannonloppet" - "Каннонлоппет" с ударением на третий слог (в русском двух ударений не бывает), транскрипционный - "Канонлёпе" с ударением на "ё", разумеется. Традиционных вариантов нет, а в примечаниях надо указать, что в оригинале ударение падает на два слога (в скандинавских языках это возможно). Дословного перевода, пожалуй, не будет, а означает это название гонку в городе Карлскуга, в жизни которого важное значение имела фабрика по производству пушек. Перевод составных частей названия: "kannon" - орудийный ствол, "loppet" - гонка.
Правильно написал?
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Сергей Сербин от Сентября 01, 2004, 05:31:46
Ну, если быть буквоедом до конца, то пушка будет с одним n, kanon, а
гонка - lo:p. (Только две точки должны быть сверху над о, а не сбоку).
 
Цитата: С.С.Маслова-Лашанская. Краткий очерк грамматики
шведского языка // Шведско-русский словарь / Сост. Д.Э.Миланова.
М., 1962. С. 1018.

Особенности живого произношения, не фиксируемые на письме.
 
В повседневной разговорной речи часто происходит отпадение ряда
конечных согласных (особенно в безударном слоге). Выпадение звуков
и безударных слогов происходит и в середине слова. Например,
слова, которые пишутся bro:d, jag, det, litet, staden, sade, dagen
произносяся bro:, ja, de, lite, stan, sa, dan...
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Алексей Рогачев от Сентября 01, 2004, 07:20:35
Пара соображений:
1. Kannonloppet можно перевести, как предлагал Леша Г., как "Артиллерийская гонка" (именно в кавычках) - думаю, не так уж и плохо. А подробные пояснения по части происхождения этого названия уже дать в примечаниях.
2. Про два ударения упоминать, пожалуй, не стоит. Все равно русскому человеку не слишком длинное слово с двумя ударениями выговорить вряд ли удастся.
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Владимир Коваленко от Сентября 03, 2004, 01:24:08
При переводе надо быть максимально уверенным в том, что правильно передан смысл. С вариантом "Артеллерийская гонка" я в этом не уверен. Но мы обязательно свпросим на "Ностальгии". Лёша, кстати, ты и спроси: http://forums.atlasf1.com/showthread.php?s=&threadid=72042
Русскому человеку никто и не предлагает выговаривать два ударения. Смысл всех объяснений в том, чтобы другим не приходилось проделывать ту же работу, что мы уже проделали.
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Алексей Рогачев от Сентября 03, 2004, 05:37:37
Я лучше спрошу у Стефана Эрнердаля в письме - как раз у нас сейчас довольно интенсивная переписка.
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Алексей Рогачев от Сентября 03, 2004, 09:59:15
Только что пришел ответ от Стефана:
It's "Cannon Race" or rather "The Cannon Race".
Yes, it's true, it's a big weapon factory there, Bofors.


Думаю, что правильный перевод - "Пушечная гонка".
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Алексей Грушко от Сентября 14, 2004, 12:05:13
Хорошо, пусть будет так - «Пушечная» гонка. Просто слово «пушечная» мне показалось немного не красивым, поэтому я его заменил на синоним «артиллерийская».
Кстати, немного порыскав по Интернету и вступив в переписку с Мотоклубом Карслкуги, я вышел на фан-клуб старых гонок Kanonloppet. В начале октября они обещали прислать кое-какие материалы по гонкам 1950-53 годов на e-mail (http://oldsmile/smiley16.gif).
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Алексей Грушко от Октября 07, 2004, 12:04:44
Мне действительно пришло эл. письмо из Карслкуги про старые «Пушечные гонки». Вот что касается 1952 года:
http://unicorn-f1.narod.ru/Andere/Kanonloppet1952.jpg
Это заявочный лист с отмеченной тройкой призеров (больше, как я понял, у них больше ничего нет).
Больше всего меня смущает надпись класс Ф1 (http://oldsmile/smiley5.gif) И меня терзают смутные сомнения, что это не какой-то специфический класс в Швеции…
Также я не могу понять, что стоит между фамилией пилота и его автомобилем – город или его команда (автомотоклуб)? Ну а все что находится ниже, вообще темный лес для меня. Кто-то может разобраться (Сергей С.?) ?
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Сергей Сербин от Октября 07, 2004, 13:04:05
В списке участников указано, из какого города Швеции прибыл тот
или иной гонщик (для шведов), а два иностранца-норвежца, видимо,
скрыли свои данные. (http://oldsmile/smiley1.gif) Внизу, насколько я понимаю, денежное
выражение призов и список спонсоров, сформировавших призовой
фонд. Дома посмотрю в словарь, наверное, будет, что добавить или
исправить. Толстый38268,0818634259
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Сергей Сербин от Октября 07, 2004, 17:12:30
После таблицы с призами сказано, что каждый, добравшийся до финиша, получит памятную медаль, а в самом низу программки - два обладателя переходящих призов (до начала соревнований, надо понимать).
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Алексей Грушко от Октября 09, 2004, 10:43:00
Сергей, спасибо!
Я думаю, что классы 125сс, 175 сс и 500сс - это мотоциклы, F3 - формула-3 (получается, что в 1952-м класс машинок с двигателем 500 куб.см уже оффициально переименовали), а F1 - это действительно Формула-1, ведь гоночный класс автомобилей незавдской конструкции для северных стран почти идентичен по тех.требованиям с Ф1 того времени, вот организаторы наверно и решили таким образом популяризировать гонку.
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Владимир Коваленко от Октября 12, 2004, 06:28:26
Насколько мне известно, 500-кубовый класс был назван "формулой-3" уже в 1948-м, просто у него на родине, в Великобритании, ещё долго пользовались более привычным названием "500cc".
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Алексей Грушко от Ноября 10, 2004, 08:39:59
Согласно файлам Джимми Пижета Шкарпнакские гонки 1952 года носили вот такое название - Sveriges Sommar Isloppet. «Шведские летние гонки»? Кому верить? Правда, шведы пишут именно Skärpnacksloppet.
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Владимир Коваленко от Февраля 08, 2005, 08:35:16
Боависта: http://sportscar.com.sapo.pt/Boavista52.htm
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Алексей Грушко от Апреля 26, 2008, 07:23:13
В списке гонок, идущих в зачет чемпионата мира гонщиков, опубликованном в официальной программке БП Британии 1952 года, помимо всем известного БП Испании 1952 года, последней гонкой значится The Rio de Janeiro Grand Prix. Поверхностный поиск по ТНФ дал, что гонка прошла в декабре 1952 года по свободной формуле. Попоздже пороюсь более глубоко и, наверное, задам пару вопросов.
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Алексей Грушко от Сентября 23, 2010, 12:30:47
Autosport, 23.05.1952
British G.P. - Formula 2
The British G.P. at Silverstone on 19th July will be for Formula 2 cars, it is announced by the B.R.D.C., upon whom the R.A.C. have delegated the organization of teh race, under the sponsorship of the Daily Express
The Grand Prix will be supplemented by a 100-mile Formula 1 race in which it is hoped Ferrari, Talbot and B.R.M. cars will complete

От этой заметки у современных болельщиков произошёл бы разрыв шаблона - как, Ф1 в качестве гонки поддержки у какой-то Формулы-2!(http://oldsmile/smiley5.gif) (http://oldsmile/smiley36.gif)
Если по-сущетсву, органзаторы БП Британии "переключили" гонку на Ф2 всего за 2 месяца до её проведения. А "гонка поддержки" в итоге прошла по свободной формуле
 
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Александр Кульчицкий от Сентября 23, 2010, 15:56:51
А мне кажется, что настоящие болельщики про "формулу-2" в 1952-1953 годах давно уже уяснили. Это разъяснял ещё АМС в начале 90-х годов прошлого века, а потом журнал "Формула".
А про гонку поддержки - это действительно хорошо смотрится.
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Владимир Коваленко от Сентября 25, 2010, 11:57:24
Цитата: Александр Кульчицкий
Это разъяснял ещё АМС в начале 90-х годов прошлого века, а потом журнал "Формула".

В первый раз об этом слышу. Когда такое было?
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Владимир Коваленко от Октября 07, 2010, 06:58:51
Журнал из коллекции Международного исследовательского центра автоспорта в Уоткинс-Глене:
1952.12 Speed Age.rar (http://disk.tom.ru/6y6f8m6/1/74a61/1952.12%20Speed%20Age.rar) (http://disk.tom.ru/6y6f8m6)
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Александр Кульчицкий от Июля 27, 2014, 02:36:23
Несколько десятков страниц из журнала Motor 1952. Собраны "с миру по нитке", поскольку в нашей библиотеке их нет. Первые страницы ещё от Вадима Степанова.

http://dropmefiles.com/9q7T8

Название: Re: 1952 год
Отправлено: Алексей Грушко от Августа 10, 2014, 03:09:48
Несколько десятков страниц из журнала Motor 1952. Собраны "с миру по нитке", поскольку в нашей библиотеке их нет. Первые страницы ещё от Вадима Степанова.
http://dropmefiles.com/9q7T8 (http://dropmefiles.com/9q7T8)
Повтори, пожалуйста - у меня нет января и августа-декабря с этого года для этого журнала.
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Влад Шайхнуров от Октября 21, 2014, 05:32:59
(http://img-fotki.yandex.ru/get/2712/139248038.1/0_110cba_f6fac403_orig.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/vlad-mb-info/view/1117370)
1952 monaco gp, sports cars - pierre levegh (talbot-lago 26gs) dnf, piero carini (ferrari 340 america) dnf acc.jpg

(http://img-fotki.yandex.ru/get/4607/139248038.1/0_110cbb_846a4fa2_XXL.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/vlad-mb-info/view/1117371)
SCRIC-08.jpg

(http://img-fotki.yandex.ru/get/3311/139248038.1/0_110cbd_af3a7df1_orig.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/vlad-mb-info/view/1117373)
1952 monaco gp, sports cars - stirling moss (#78 jaguar c-type) dnf acc, antonio stagnoli, clemente biondetti (#90 ferrari 225s) 3rd.jpg

(http://img-fotki.yandex.ru/get/2708/139248038.1/0_110cbc_f4468d6b_orig.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/vlad-mb-info/view/1117372)
mONACO Alfa 1900.JPG

(http://img-fotki.yandex.ru/get/6819/139248038.1/0_110cbe_9601b777_orig.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/vlad-mb-info/view/1117374)
1952 monaco lancia aurelia b20 de fagioli.jpg
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Влад Шайхнуров от Мая 19, 2015, 13:44:03
(https://img-fotki.yandex.ru/get/10/139248038.4/0_12963c_b352d571_orig.jpg)

(https://img-fotki.yandex.ru/get/6826/139248038.4/0_12963b_1a565d60_orig.jpg)

Нюрбургринг 1952 года. Испытания "Мерседес-Бенц". На нижнем фото точно W165 ("tripoliwagen") с Лангом за рулем.

У кого-то есть подробности?
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Алексей Грушко от Июня 01, 2015, 03:58:36
Небольшой рассказ о гонке в Монако в 1952 году - http://racingchronicles.com/proshla-gonka/1952-grand-prix-automobile-de-monaco
Название: Re: 1952 год
Отправлено: Владимир Коваленко от Мая 18, 2016, 23:17:50
Pierre Levegh's 23 hours Le Mans (http://www.motorsportmagazine.com/archive/article/june-1997/70/pierre-leveghs-23-hours-le-mans)

Пишут, что на самом деле никакой ошибки Левега, приведшей к поломке коленвала, не было. Он ещё в самом начале гонки ощутил вибрацию и счёл, что напарник Маршан не сможет обращаться с машиной столь же бережно, как он сам, поэтому настойчиво отклонял все попытки сменить его за рулём. Но коленвал так и не выдержал, превратив потенциального героя в злодея-неудачника.

Цитировать
Some reports said it was Levegh's mistake, that he had over-revved the engine momentarily, briefly grabbing second instead of fourth as he accelerated on to the Mulsanne straight. But the Talbot had a pre-selector gearbox, with '2' and '4' lying in opposite directions from '3' on the shift quadrant, not side-by-side as on a gate shift; much harder to confuse.

Afterwards, Levegh remained tight-lipped over the story, and it was only after his violent death at the circuit he loved, in a Mercedes 300SLR three years on, that an explanation came in The Autocar. Early in the race, Levegh's acute senses detected a vibration from the bottom end. Knowing that he had the delicacy to keep it running, but doubting Marchand had, his only choice to keep the engine alive, and keep the news from Neubauer, was to go on solo. So the epic run was as much a miracle of mechanical sympathy as human endurance.

(https://www.mercedes-benz.com/wp-content/uploads/sites/3/2014/12/classic_historie_persoenlichkeiten_pierre-levegh-660x602.jpg)