История автоспорта

Форум истории автоспорта => Разное => Тема начата: Владимир Коваленко от Июля 30, 2007, 02:47:08

Название: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Владимир Коваленко от Июля 30, 2007, 02:47:08
В современном автоспорте (а, возможно, и в жизни вообще) люди не стремятся познать суть явлений, но с великой охотой жонглируют словами, зачастую полностью переворачивая их смысл и запутывая причинно-следственные связи.
Самый яркий пример - это, естественно, "Формула-1". Названием гоночного класса в 1981 году назвали совершенно новое явление - гоночную серию -  и в дальнейшем, используя идентичность слов, придумали воспринимать личный чемпионат мира как такую же серию, какой она является сейчас, со всеми её статистическими атрибутами.
Самый, пожалуй, сильный пример - это русскоязычное название вида автоспорта трофи-рейд. Насколько я могу судить, произошло оно от соединения частей названий "ралли-рейд" и "Кэмел Трофи". По смыслу так называемые трофи-рейды действительно находятся где-то посередине, сочетая в себе соревновательность с тяжёлым бездорожьем,но само слово "трофи" по смыслу вообще никак рядом не стоит.
Кстати, из той же серии, скорее всего, и недавно придуманное слово "рипать", означающее перекодировать видео из одного формата в другой. Насколько я могу судить, оно появилось от того, что несколько лет назад оцифровщики видео со старых кассет в название полученного файла для пущего эффекта добавляли аббревиатуру RIP, то есть "Покойся с миром" или "Мир праху твоему" (Rest in Peace), вбивая тем самым по гвоздю в крышку гроба устаревшего способа видеозаписи. Чуть позже то же самое стали делать для файлов АВИ (МПЕГ-4), перекодированных из МПЕГ-2, также предвосхищая закат несколько устаревшего цифрового видеоформата. Тогда уже сам процесс перекодирования стал ассоциироваться с "похоронной" аббревиатурой, так что новые программы для перекодирования стали называть "рипперами", то есть типа могильщиками. А наши ничтоже сумняшеся приняли это как данное и ввели в обиход соответствующее словечко, смысла чему на самом деле нет.
Почему-то так получается, что люди даже не задумываются о самой необходимости разобраться в сути явлений, а легко и неоправданно заимствуют слова, ломая сложившуюся терминологию со всеми её связями.
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Вильям от Июля 30, 2007, 05:22:25
Цитата: Владимир Коваленко
 
..."но само слово "трофи" по смыслу вообще никак рядом не стоит."
Абсолютно согласен. Искусственно созданное понятие. Ведь Trophy всего-навсего "трофей" (в конкретном случае Camel просто табличка), за авантюру на автомобилях "Лэнд Ровер". И не какой это не рейд. 
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Владимир Коваленко от Сентября 18, 2007, 05:50:06
Ещё интересный пример: "чемпионат WSCC". Такое можно встретить в русскоязычных текстах. И это - беспомощность смысла, который люди просто не понимают.
В великом и могучем предусмотрено, что если название носит точный описательный характер, оно кавычками не выделяется, а если слова в названии несут переносный смысл, их следует выделять кавычками.
WSCC - это World Sports Car Championship, то есть чемпионат мира среди спортивных автомобилей. Это и есть точный описательный характер, потому что это что? Чемпионат. А остальное - его характеристики.
Чемпионат может быть города, региона, страны, континента, мира. Это просто описание, самый что ни на есть прямой смысл явления. Если человек пишет "чемпионат WSCC" и не переводит характеристику чемпионата, он, таким образом, подразумевает, что характеристика имеет переносный смысл, то есть не понимает перевода понятия WSCC.
Смысл оказывается беспомощен перед желанием во что бы то ни стало сказать слово.
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Олег Стожков от Октября 02, 2007, 15:07:54
Получается про DTM,если имеется в виду Deutsch Tourenwagen Masters можно дополнительно употребить слово 'чемпионат'. А к Deutsch Tourenwagen Meisterschaft добавить уже нечего?
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Владимир Коваленко от Октября 03, 2007, 00:59:57
Типа да, но коль скоро "мастерс" - это чистой воды серия, то есть коммерческий набор гонок с полностью общей организацией и крайне индивидуальным регламентом, то она автоматически не подпадает под разряд спортивного чемпионата.
Современный автоспорт очень специфичен тем, что он состоит из замкнутых на себя наборов гонок с полностью индивидуальными техническими требованиями. Невозможно автомобилю из одной серии принять участие в другой. Раньше была система международных классов, и все знали, что если у тебя есть двухлитровый автомобиль, ты сможешь с ним участвовать в гонках и в Европе, и в Южной Америке, и в Австралии. А сейчас это невозможно. Автоспорт поделён на мелкие княжества, которые завуалированно борются между собой за зоны влияния над зрителями.
Серии не служат для определения лучших участников по открытой схеме, их фактическая задача - организовать зрелище. Чем интереснее, тем прибыльнее.
Возьми какие-нибудь другие виды спорта. Я вот в школе занимался волейболом. Наш класс выиграл первенство школы, в котором участвовали все классы. На основе нашей классной команды была составлена сборная школы, которая выиграла первенство района. Но в сборную района вошли хорошие игроки из других команд, поэтому я чаще всего сидел в запасе. На области мы особых успехов не добивались, поэтому на зону ехали другие, но можно предсказать, что всё тем же путём отбирались самые лучшие, из которых составлялись республиканская и затем союзная команда.
В автогонках нет вот этой пирамидально-лестничной схемы. Поэтому ДТМ-2000 не является чемпионатом Германии в гонках на легковых автомобилях. Там нет какого-то базового принципа, который позволял бы любителям этой категории в соперничестве выявлять лучшего. Это просто закрытый междусобойчик.
Вот что я подразумеваю, когда говорю, что ДТМ - это не чемпионат. Выражение "чемпионат ДТМ" - это почти что абсурд, потому что в ДТМ не заложен отборочно-спортивный принцип.
А вот Deutsch Tourenwagen Meisterschaft - это, насколько я могу судить, действительно чемпионат, потому что к участию в нём допускался любой желающий, обладавший стандартным легковым автомобилем, слегка доработанным по требованиям безопасности. Поэтому и перевод сводится с немецкому легковому чемпионату. Это что? Чемпионат? В какой категории? Легковых автомобилей. По какому географическому признаку? Немецкий.
Это тот же самый смысл, что и чемпионат Лениского района по настольному теннису, или глава администрации Кировского района, или заслуженный артист Российской Федерации. То есть у тебя есть предмет и его признаки.
А что в ДТМ-2000? Что? Мастера. Ну, мастера - это гонщики. Так можно им и не гоняться, а выходить и стоять перед трибунами, а зрители на них будут смотреть. Ведь именно они включены в название. Речь не идёт о соревновании между ними.
Мы, конечно, понимаем, что именно о соревновании и идёт речь, и раз название не описывает это соревнование, надо к нему добавить пояснительное слово: серия или чемпионат. ДТМ-2000 - это не чемпионат, это серия, поэтому самое корректное описание - "серия ДТМ". А для ДТМ-84 - либо просто ДТМ, либо немецкий легковой (кузовной в качестве второстепенного синонима) чемпионат. То есть мы подразумеваем, что действительно победителя немецкого легкового чемпионата можно считать лучшим в Германии гонщиком, выступающим на легковых автомобилях.
Я осознаю, что кому-то всё это может показаться ахинеей, но не переживайте, просто вы о таких вещах не задумываетесь, а о смысле надо именно думать. Слова же ощущениями воспринимаются очень быстро, поэтому они обладают такой властью, а смысл оказывается беспомощным. Думать нынче не модно.
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Олег Стожков от Октября 03, 2007, 02:15:07
Сами немцы на GPUpdate.net и Racing1.de вроде бы чаще употребляют слово 'серия'. Может,они тоже начали в смысл слов вдумываться?Или звучит это интереснее?
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Владимир Коваленко от Октября 03, 2007, 03:21:18
У меня такое ощущение, что в смысл сейчас вообще мало кто вдумывается. Это примета времени.
Я не смотрел мультик "Незнайка на Луне", хотя моя дочка его смотрит частенько, но в детстве я любил читать книжку, а там был такой Остров дураков, на который свозили всех коротышек, у которых не было жилья или шляпы. Там им предоставляли всяческие развлечения, от которых они тупели и постепенно превращались в баранов, с которых стригли шерсть и зарабатывали на этом деньги. Я не знаю, когда была написана эта книга, но такое ощущение, что мудрый Николай Носов смог заглянуть на много лет вперёд и предвосхитил события.
Отупение через массированную развлекательную атаку - это свойство не только автоспорта, но и жизни в целом. В спорте в целом это не так проявляется, но автогонкам нужны большие деньги, а "Формуле-1" - просто гигантские. Поэтому "Формулу-1" так и "пиарят", создают у людей ощущение, что это супер-пупер, подгоняют под "Формулу-1" историю и т.п. Но именно в последние лет десять у болельщиков и журналистов усиленно создают мнение, что именно зрелищность - главное в автогонках. И болельщики последовательно тупеют от акцента на развлекательность. Это самый настоящий Остров дураков из "Незнайки на Луне".
Поэтому я и думаю, что над смыслом мало кто задумывается. Зато можно попробовать найти истоки появления слова "серия" для описания многоэтапного соревнования.
В старых книгах это слово используется для образного описания последовательности одной и той же гонки по годам, например: "серия гонок на "Большой приз Монако" ведёт свою историю с 1929 года".
Я пробовал проводить поиск по раннему "Автомотоспорту" и выбирал все случаи использования слова "серия". Так вот, в 1990-91 годах это слово использовалось эпизодически и как бы синонимом, потому что всегда были чемпионаты, и все к этому привыкли, а тут появились соревнования, которые к чемпионатам отнести нельзя. На тот момент ещё существовали оба явления, и разница между ними ощущалась, поэтому для сосвсем уж явно замкнутых на себя соревнований и стали использовать новое слово "серия". А сейчас оно уже прочно вошло в обиход.
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Олег Стожков от Октября 03, 2007, 04:35:43
Рено сразу начали называть свои соревнования 'серией'.
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Владимир Коваленко от Октября 03, 2007, 04:41:21
Естественно, потому что они не могут назвать это чемпионатом. Чемпионатом чего? Франции? Так они сразу замахнулись на всемирный уровень. Чемпионатом мира? Так ведь считается, что таким статусом может наградить только ФИА.
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Олег Стожков от Октября 03, 2007, 05:05:03
Кроме различных 'tcc' (wtcc,btcc) есть еще соревнования,которые можно назвать чемпионатами?
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Александр Кречетов от Октября 03, 2007, 06:02:54
"Ещё во время действия основной гоночной формулы периода 1947-1953 гг. была учреждена второстепенная гоночная формула для автомобилей с двигателями в 2 л без нагнетателей и с двигателями 0,5 л, имеющих наддув, т. е. было принято соотношение раюочих объемов для двигателей с различными системами питания равное 1:4. Эта формула привлекла к активному участию в гонках многие заводы почти всех европейских стран и направила усилия конкурентов на усовершенствование двухлитровых двигатеелй без наддува. Фактически второстепенная гоночная формула (гоночная формула 2) вытеснила основную гоночную формулу 1 в такой степени, что серия гонок типа GP на первенство мира (в том числе Большой приз АКФ) в 1952 и 1953 гг. была проведена для автомобилей с двухлитровыми двигателями без нагнетателей."
"Гоночные автомобили". В. В. Бекман. Сдано в набор 28.03.79.
Я полагаю, что тут серия равнозначна набору, как Александр Кульчицкий пишет.
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Олег Стожков от Октября 03, 2007, 06:25:05
FIA GT - чемпионат? И по каким критериям? Любые соревнования, организованные местными спортивными организациями,но не ФИА(например,DMSB)-это серии?
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Кристобаль Хунта от Октября 03, 2007, 06:38:24
 
Цитата: Владимир Коваленко
У меня такое ощущение, что в смысл сейчас вообще мало кто вдумывается. Это примета времени.
Я не смотрел мультик "Незнайка на Луне", хотя моя дочка его смотрит частенько, но в детстве я любил читать книжку, а там был такой Остров дураков, на который свозили всех коротышек, у которых не было жилья или шляпы. Там им предоставляли всяческие развлечения, от которых они тупели и постепенно превращались в баранов, с которых стригли шерсть и зарабатывали на этом деньги. Я не знаю, когда была написана эта книга, но такое ощущение, что мудрый Николай Носов смог заглянуть на много лет вперёд и предвосхитил события.
Отупение через массированную развлекательную атаку - это свойство не только автоспорта, но и жизни в целом. В спорте в целом это не так проявляется, но автогонкам нужны большие деньги, а "Формуле-1" - просто гигантские. Поэтому "Формулу-1" так и "пиарят", создают у людей ощущение, что это супер-пупер, подгоняют под "Формулу-1" историю и т.п. Но именно в последние лет десять у болельщиков и журналистов усиленно создают мнение, что именно зрелищность - главное в автогонках. И болельщики последовательно тупеют от акцента на развлекательность. Это самый настоящий Остров дураков из "Незнайки на Луне".
Такая тенденция наблюдается не только в автоспорте. У нас в стране в общественно политической жизни проходит тоже самое.
Чем зрелищнее гонки, тем больше на них можно заработать. Первопроходцами в этом деле всегда были американцы. Гонки по овалам намного зрелищнее шоссейно-кольцевых.
А если сделать автомобили скоростными рекламными тумбами, то на этом можно заработать ещё больше!
А помните, как они задним числом скомпоновали гонки ААА в чемпионаты и объявили чемпионов? Это пример подгонки истории.
Интересно американские гонщики 20-50-х годов считали очки и боролись за каждое место в общем зачете, или на чемпионат мало кто обращал внимания?
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Владимир Коваленко от Октября 03, 2007, 06:48:44
Цитата: Александр Кречетов
Я полагаю, что тут серия равнозначна набору, как Александр Кульчицкий пишет.

Именно так. С известными допущениями действительно это можно назвать набором или серией, но, изучив факты и свидетельства, я понял, что очень важно разделить многоэтапные соревнования без общего управления и с общим управлением и присвоить им самостоятельные термины: чемпионат и серия соответственно. Алексендру важно образный набор зачётных гонок чемпионата назвать именно серией - это его право, но я с ним не согласен.
В пятидесятые годы чемпионат мира не был набором гонок, это была таблица. Бекман мог тоже этого не понимать. Вон, историю о соскабливании краски десятилетиями повторяли, а теперь и представители "Даймлер-Крайслера" вынуждены потихоньку признавать, что, возможно, это выдумка Нойбауэра.
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Владимир Коваленко от Мая 12, 2014, 22:26:50
Беспомощность смысла - это про шум насчёт звука новых турбомоторов Ф1. Послушать, так важнее проблемы нет. Самое дебильное заключается в том, что ТИХИЙ звук моторов - это вообще проблема. Людям реально плохо от того, что двигатели звучат тише. Спортивного смысла становится всё меньше. Существует некое представление о том, какие ОЩУЩЕНИЯ должна создавать "Формула-1". Не важно, что там происходит, главное - ощущения. Обёртка.

Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Роман Сусаков от Мая 13, 2014, 00:10:05
Ну, это же давний стереотип: "чем мощнее мотор, тем громче звук". Из-за этого по обычным улицам мчатся "лады" со здоровыми выхлоплными трубами без глушителей, водители которых думают, что теперь-то их "жеребец" стал спортивным  :) Это бред. Такой же, как и "нытье" про новый звук моторов в Ф1. Электромоторы, вон, вообще бесшумны практически, и будущее за ними - дело времени. А тут имеет место привычка, не более. Мне, например, "новый звук" тоже не нравится, но я не впадаю от этого в истерию и не считаю, что моторопроизводители должны "срочно все поменять". Сочетание меньшего объема (по сравнению с прежним мотором) с большей мощностью мне нравится больше, чем "привычный звук". Вот к внешнему облику машин Ф1 у меня больше претензий  ;)
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Владимир Коваленко от Мая 13, 2014, 00:25:17
Нравиться может что угодно. Можно фигуристок заставить выступать без трусов, тогда мужики будут толпами ходить на фигурное катание, и заработки спортсменов возрастут.


Но должны же быть какие-то рамки разумного.
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Роман Сусаков от Мая 13, 2014, 01:03:35
Ну так после гонки в Бахрейне НИКТО не обсуждал звук моторов, например. Эти разговоры не потому что нравится/не нравится. А потому что людям скучно смотреть гонки без "ежесекундной борьбы колесо в колесо за победу между тремя (4, 5, 6 и т.д.) гонщиками разных команд". В прошлом обсуждали "самовозки Ред Булл". Теперь, чтоб не повторятся про самовозки, обсуждают звук моторов... Как-то так.
Хлеба и зрелищ подавай  :)
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Роман Сусаков от Мая 13, 2014, 01:08:52
Кстати, из-за определенных "ощущений" в футболе до сих пор не решаются применять компьютерные технологии, которые бы упростили "жизнь" арбитрам, ведь они направлены как раз на "честную игру": определение положения вне-игры, фиксировать гол автоматически и другие спорные моменты. Но нет! Лучше побольше судей нагнать  :) Скоро их будет больше, чем футболистов на поле)))
Название: Re: Власть слов и беспомощность смысла
Отправлено: Сергей Мингазов от Мая 13, 2014, 02:02:29
Разговоры о звуке начал летом прошлого года Берни Экклстоун. По его словам, он заботился о зрителях, которые ведь приносят доход телеканалам и трассам, которые уже приносят доход группе компаний "Формулы-1", который, в конечном счете, составляет основу призового фонда чемпионата. Потом разговоры о звуке затихли; во время тестов в Хересе журналисты оценивали звук, потом опять затихли. Потом их в марте возобновил промоутер Гран-при Австралии и давний друг Экклстоуна Рон Уокер, а масштабное наступление на звук через СМИ началось в дни Гран-при Малайзии, когда Экклстоун впервые в этом году приехал на трассу. Критика, идущая от Экклстоуна, продолжалась и перед Гран-при Бахрейна, но супергонка мигом сбила спесь со всех этих интриганов - весь мир увидел, что претензии, которые еще за несколько часов до гонки Экклстоун и Монтедземоло предъявляли к машинам, моторам, ФИА и всему подряд, полная чепуха. Даже жаль, что заседание ассоциации промоутеров, которое планировалось в Бахрейне, отменили, была бы и им пощечина. Интересно еще и то, что Лауде и Вольфу было бы выгодно доказать, что новая "Формула-1" не хуже старой, и посрамить Монтедземоло; и они блестяще справились с этим, разрешив борьбу своим гонщикам.