В нашей группе в ВК:
Михаил Афанасьев ответил Владимиру
Владимир, это уже понятно, в связи с этим как раз вызывает интерес, когда именно титул чемпиона мира стал престижен, и когда начали конкретно бороться именно за него. Хорошо помню заметку в журнале "За рулём" конца 1960-х, там совершенно конкретно уже писали, что чемпионат мира это круто и вершина, и это в СССР об этом упоминали, а как оно развивалось на Западе, вот это действительно интересно...
Показать список оценивших
сегодня в 7:20
Я поразмышлял на эту тему и могу предложить следующий критерий для оценки этого вопроса. Надо искать признания молодых гонщиков о том, что они хотят стать чемпионами мира.
Соображения такие. В 1949 году "Альфа-Ромео" ушла из гонок гран-при из-за, как утверждают, сложной финансовой ситуации. У них просто не было денег на участие. Иногда встречаются утверждения, что они вернулись в гонки гран-при в 1950 года из-за учреждения чемпионата мира с амбициозной целью стать первыми чемпионами мира. Это утверждение ещё нужно подтвердить публикациями того времени, потому что сам по себе титул в сложных финансовых условиях, в которых компания оказалась, даст лишь небольшие рекламные дивиденды. Если денег нет, то нет и участия. Раз решили вернуться, значит, деньги появились.
Чемпионский титул призов не давал абсолютно никаких, даже формальным кубком победителя не награждали. Поэтому думать о титуле могли только те, у кого есть возможность участвовать в гонках как и раньше, ровно с теми же финансовыми условиями. Есть деньги - участвуешь в гонках - при благоприятных условиях можешь стать лучшим из лучших. Нет денег - не участвуешь в гонках.
Поэтому первая цель любого участника - стартовать в гонке и финишировать как можно выше, а уж потом надеяться, что можно оказаться чемпионом. Чемпионат не был турниром, на который можно было приехать. У него не было заявочной процедуры, оргкомитета, призов, церемонии их вручения. То есть в принципе нельзя было хотеть участвовать в чемпионате мира, потому что участвовать было не в чем. Процесс был воображаемым.
Учредители чемпионата мира заявили об идее определения чемпион мира. Речь не шла о некоем рейтинге. Да, очковая система позволяет такой рейтинг составить, но речь шла только об одном человеке - чемпионе. И восприятие участников было соответствующим. Поэтому честолюбивая цель могла быть только одна - стать чемпионом. Вторыми или третьими местами в общем зачёте не хвастались. Понятия вице-чемпиона просто не было. Когда стали говорить о "вечно втором" Моссе? Не гораздо ли позже окончания его карьеры?
В общем, я полагаю, что могла существовать вот эта одна витавшая в воздухе цель - быть чемпионом. И появилась она не сразу. И даже когда она появлялась у лучших на тот момент гонщиков, это было только тогда, когда возможность титула реально могла вырисовываться в конце сезона. А почему бы и нет?
В этой фразе - "а почему бы и нет?" - есть довольно большой смысл в тех условиях, когда ничего нельзя было заранее загадать. Кто-то из участников мог так воспринимать в начале сезона, когда знал, что у него есть достойная машина. У кого-то такой настрой мог появиться ближе к концу сезона. А нашей темы касается ситуация, когда гонщик ещё до начала сезона мог заявить, что его цель - стать чемпионом. Но это как раз та самая витавшая в воздухе ценность - стать чемпионом. Но ещё без привязки к процессу. Стать лучшим среди других. То есть масса коллег, а я буду лучшим из них. Речь не идёт о процессе, турнире, речь идёт о статусе.
Но если чемпионом хочет стать молодой гонщик, у которого ещё нет никаких шансов "а почему бы и нет?", значит, он уже видит всю картину в комплексе, как систему. И вот тогда он точно знает, что ему надо не просто участвовать в гонках, и если повезёт, то захотеть стать лучшим из лучших. Ему надо участвовать в гонках, идущих в зачёт чемпионата мира, потому что остальные гонки для честолюбивой цели не дают ничего, только шею можно свернуть. Вот тогда и возникает реальная значимость чемпионата.
Это всего лишь теория, просто мысли, но можно от этого отталкиваться. Я вижу четыре возможные градации чемпионских амбиций.
1. "А почему бы и нет?" в конце сезона с реальными шансами.
2. "А почему бы и нет?" в начале сезона с хорошими перспективами.
3. "Хочу стать чемпионом" в развитии карьеры независимо от шансов и перспектив. Хочу и занимаюсь этим.
4. "Хочу стать чемпионом" в начале карьеры. Хочу и буду заниматься этим.
Вот предлагаю находить четвёртый пункт в признаниях молодых гонщиков. Это и будет реальной значимостью чемпионата как процесса.
Предлагайте другие критерии.