История автоспорта

Форум истории автоспорта => История => Тема начата: Владимир Коваленко от Января 27, 2019, 11:41:19

Название: Сиг Хёугдаль и его "Висконсин Спешл"
Отправлено: Владимир Коваленко от Января 27, 2019, 11:41:19
Сиг Хёугдаль (Sig Haugdahl) - американский гонщик норвежского происхождения. Или норвежский гонщик, живший в Америке? Не знаю пока, как корректнее охарактеризовать.

http://winfield.50megs.com/Sig_Haugdahl_cars.htm

Он выступал в гонках на грунтовых треках, санкционированных организацией ИМКА (IMCA - International Motor Contest Association). Насколько я сейчас понимаю, в те времена в Америке рынок был поделен так, что "Американский большой приз" санкционировался Автомобильным клубом Америки (АКА), прочие дорожные и трековые гонки (на деревянных треках и "Инди-500") - Американской автомобильной ассоциацией (ААА), и нашёлся человек, который извлёк выгоду из существования ярмарочных ипподромов и стал проводить на них гонки под эгидой специально созданной для этого вышеупомянутой организации ИМКА. Вот в этом "цирке" и вращался Хёугдаль.

В 1917-1921 годах в гонках ИМКА участвовал автомобиль "Висконсин Спешл", названный так, видимо, из-за установленного на него двигателя американской фирмы "Висконсин". Якобы именно этот автомобиль изображён на фото, попавшем о книгу об истории российского автоспорта.

https://www.torontopubliclibrary.ca/detail.jsp?Entt=RDMDC-PICTURES-R-2687&R=DC-PICTURES-R-2687

(https://static.torontopubliclibrary.ca/da/images/MC/pictures-r-2687.jpg)

На самом деле тут не так всё просто, и надо ещё долго разбираться. Газетные публикации говорят о том, что 17 сентября 1921 года в Омахе (Небраска) гонщик по фамилии Кобб (Cy Cobb) погиб в результате аварии на "Висконсин Спешл". Сама машина была повреждена. Больше о её судьбе узнать пока ничего не удалось.

Как раз в это время Сиг Хёугдаль заканчивал постройку специализированного автомобиля, предназначенного для установления рекордов скорости. На него он установил - это известно достоверно - авиационный двигатель "Висконсин". Возможно, Хёугдаль назвал бы машину иначе, но, видимо, раз название "освободилось", он им и воспользовался.

12 февраля 1922 года он опробовал машину на пляже города Пабло в Калифорнии. 25 февраля он прибыл в Дейтону, 3 марта провёл заезды на пляже Джексонвилла и 5 апреля в Дейтоне провёл решающие заезды, в которых показал скорость, объявленную мировым абсолютным рекордом. На самом деле к тому времени уже действовало международное правило, предписывавшее проводить заезды в двух направлениях, а Хёугдаль сделал только один заезд. Кроме того, время регистрировала ИМКА, и АКА отказался его принимать. Так что рекорд оказался непризнанным, но шума навёл много. Милю Хёугдаль преодолел чуть меньше чем за 20 секунд, и летом кто-то догадался придумать рекламный слоган: "3 мили за минуту". Позже машину так и характеризовали: "Висконсин-3-мили-за-минуту-Спешл".

Мне не удалось разобраться вот в чём. Есть фотографии четырёх вариантов внешнего вида машины.

1. Неокрашенный кузов. Если верить подписи под первым кадром, это Джексонвилл. Обратите внимание на пальмы на берегу.

(https://www.floridamemory.com/fpc/reference/rc10420.jpg)

(https://ricktdotorg.files.wordpress.com/2013/12/tumblr_mv0wvvpotg1rfjw94o1_1280.jpg)

(https://www.floridamemory.com/fpc/general/n041959.jpg)

(https://www.floridamemory.com/fpc/general/n041969.jpg)

2. Машина окрашена в белый цвет. Пальм на берегу нет. Судя по антуражу и подписям, это пляж Дейтоны, а ситуация связаны с установленным рекордом.

(https://ccnwordpress.blob.core.windows.net/journal/2017/08/Wisconsin-Special-Postcard-1024x508-1-1.jpg)

(https://1.bp.blogspot.com/-S3-kI0G6OhA/WY9Kl60GfyI/AAAAAAAADVc/ipEhWqcPSt0kmDghJr6vgg0cbNLwgAU1QCLcBGAs/s1600/Wisconsin%2BSpecial%2BPostcard%2B2.jpg)

(https://media.gettyimages.com/photos/sig-haugdahl-in-the-wisconsin-special-powered-by-a-modified-wisconsin-picture-id135212797?s=612x612)

(https://i.pinimg.com/originals/91/d7/2e/91d72efd7db05634d3ad608f94e3eb26.jpg)

(https://media.gettyimages.com/photos/sigurd-sig-haugdahl-sits-in-his-wisconsin-special-before-attempting-picture-id626834644)

(https://www.floridamemory.com/fpc/general/n041968.jpg)

(https://www.floridamemory.com/fpc/general/n041967.jpg)

3. Декоративный носовой обтекатель и закрытое заднее колесо. Подписи также связывают этот вариант с установленным рекордом. Пальм на берегу нет.

(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/61/DaytonaBeach_n041964.jpg)

(https://silodrome.com/wp-content/uploads/2011/10/Sig-Haugdahl-and-the-Wisconsin-Special-3.jpg)

(https://www.jalopyjournal.com/wp-content/uploads/2016/01/n041961.jpg)

(https://i.pinimg.com/originals/e3/e3/c6/e3e3c6ab103aba2577f388b89a0c847e.jpg)

(https://i.pinimg.com/originals/62/86/36/62863605b6325ff19f25f7376a88f28f.jpg)

4. Наконец, Хёугдаль стал выступать на машине в ипподромных гонках. Колёса покрашены в белый цвет, а на боку - гордая надпись про 3 мили за минуту.

(https://i.pinimg.com/originals/06/8f/f6/068ff65fece322f65b24e28752d01cfa.jpg)

(http://1.bp.blogspot.com/-8LFqtn_MoFs/UvAbUfCOWlI/AAAAAAAAknQ/zQVhyFFMDUY/s1600/Sig-Haugdahl-and-the-Wisconsin-Special.jpg)

(https://www.floridamemory.com/fpc/general/n041965.jpg)

(https://www.albertleatribune.com/wp-content/uploads/2012/02/0210.wisconsin.special.jpg)

(http://leksdalshistorie.no/wp-content/uploads/2018/12/lkj-1024x779.jpg)

Проблема в том, что непонятно, когда происходили трансформации. Накорябанные на негативах подписи (сам так делал) иногда друг другу противоречат. Есть у меня одна версия. Возможно, декоративный обтекатель был сооружён в 1923 или даже 1924 году. Не случайно один и тот же кадр подписями датируется по-разному: первый - 1922 годов, второй - 1924-м.

(https://silodrome.com/wp-content/uploads/2011/10/pr09081.jpg)

(https://media.gettyimages.com/photos/february-1924-sig-haubdahl-in-his-wisconsin-special-racing-car-with-a-picture-id3368921)

И он же впервые встретился в публикациях февраля 1924 года.

(https://i.postimg.cc/xdMz6D21/1924-02-15-Evening-star-16.png)

Но о публикациях - чуть позже.
Название: Re: Сиг Хёугдаль и его "Висконсин Спешл"
Отправлено: Владимир Коваленко от Января 30, 2019, 10:35:55

О публикациях. Я просмотрел два бесплатных американских архива:

http://query.nytimes.com/search/query?srchst=p#top
http://chroniclingamerica.loc.gov/search/titles/

Есть ещё два масштабных, но платных:

http://www.newspapers.com/image/53941196/
http://www.fold3.com/

У них есть пробный недельный период, и я соберу ключевые слова и как-нибудь активно позанимаюсь.

Название "Висконсин Спешл" периодически появляется в репортажах об ипподромных гонках ИМКА с 1917 года.

1917 год.
(https://i.postimg.cc/nc1ykLcz/1917-06-08-The-Oklahoma-City-times-4.png) (https://i.postimg.cc/pLXg1tpB/1917-06-14-The-Oklahoma-City-times-8.png)

1918-1919 годы.
(https://i.postimg.cc/NfQV5w7w/1918-09-13-The-Bemidji-daily-pioneer-2.png) (https://i.postimg.cc/mgXKv69W/1919-09-13-The-Topeka-state-journal-4.jpg) (https://i.postimg.cc/sXS8ZjN3/1919-09-26-The-news-scimitar-19.jpg)

1920 год.
(https://i.postimg.cc/DfrHvzGg/1920-07-23-Grand-Forks-herald-16.jpg) (https://i.postimg.cc/nrJW4yyB/1920-09-22-The-news-scimitar-13.jpg)

1921 год.
(https://i.postimg.cc/nrGP0dx5/1921-07-06-The-Devils-Lake-world-6.jpg) (https://i.postimg.cc/zfy48Swb/1921-07-08-Grand-Forks-herald-11.jpg) (https://i.postimg.cc/LsGwXYvy/1921-07-19-Grand-Forks-herald-10.jpg)
(https://i.postimg.cc/C1yrYyLX/1921-07-21-Grand-Forks-herald-2.png)
(https://i.postimg.cc/qq4mh8KG/1921-07-22-Grand-Forks-herald-10.jpg)
(https://i.postimg.cc/tgnvLRyF/1921-08-18-The-Rock-Island-Argus-and-daily-union-4.png) (https://i.postimg.cc/L8Xb3BbC/1921-08-19-The-Rock-Island-Argus-and-daily-union-18.jpg) (https://i.postimg.cc/CxQ6PnyF/1921-09-18-Bisbee-daily-review-5.jpg)
Название: Re: Сиг Хёугдаль и его "Висконсин Спешл"
Отправлено: Владимир Коваленко от Января 30, 2019, 10:47:58

Переходим к "Висконсин Спешл" Хёугдаля. Первый вариант автомобиля, неокрашенный, фигурировал в публикациях между 22 февраля и 6 апреля 1921 года.

(https://i.postimg.cc/s2wjMJbV/1922-02-22-The-Minneapolis-morning-tribune-8.png)
(https://i.postimg.cc/pTr2zFtK/1922-03-03-The-Bemidji-daily-pioneer-3.png)
(https://i.postimg.cc/mg41M8pM/1922-03-09-The-evening-herald-4.png)
(https://i.postimg.cc/cC805GCH/1922-04-06-The-Topeka-state-journal-5.jpg)

Неделю после 9 апреля активно тиражировали фото второго варианта (окрашенного с простым воздухозаборником).

(https://i.postimg.cc/fW69Wwx8/1922-04-09-South-Bend-news-times-38.jpg)
(https://i.postimg.cc/tTc954Xw/1922-04-14-Amarillo-daily-news-2.jpg)
(https://i.postimg.cc/xTMbcW5n/1922-04-16-Bisbee-daily-review-9.jpg)
(https://i.postimg.cc/s1dykHGJ/1922-04-16-The-Ogden-standard-examiner-14.jpg)

Декоративный нос впервые я смог встретить в публикации от 17 августа 1923 года.

(https://i.postimg.cc/pVnm6ggz/1923-08-17-Youngstownske-Slovenske-noviny-5.png)

Ну и 15 февраля 1924 года.
(https://i.postimg.cc/P5MpMY07/1924-02-15-Evening-star-16.png)
Название: Re: Сиг Хёугдаль и его "Висконсин Спешл"
Отправлено: Владимир Коваленко от Января 30, 2019, 10:50:17
На этом я встал в тупик. Возможные дальнейшие шаги - поиск информации в двух вышеуказанных платных архивах, а также множестве местечковых архивах. Возможно, где-то в публикациях есть упоминания об изменении внешнего вида машины. Не мог же такой эффектный декоративный нос остаться незамеченным.