История автоспорта
Форум истории автоспорта => История => Тема начата: Владимир Коваленко от Июня 15, 2010, 10:25:40
-
Книга Седгвика "ФИАТ" написана довольно путанно, из неё не всегда можно понять развитие гоночной программы фирмы. Из неё я понял, что в 1902 году в Суперге Лянча занял 1 место на 7,4-литровой машине. Поскольку других видимых вариантов не видно, можно предположить, что это была матчевая машина 1901 года, но хотелось бы знать точно.
В "больших гонках" местного итальянского значения использовались две модели. У Седгвика упоминается 24-сильная модель рабочим объёмом 7,238 л, на которой Лянча победил на подъёме Суза-Монченизио, а также 6,4-литровая "Корса" (т.е. "гоночная"). Это соответствует таблице в книге Alle FIAT-Automobile 1899-1986 (http://f1.pluto.net.ru/forum_posts.asp?TID=1759&PN=1) на странице 218. Вот только интересно, почему "Корса" по рабочему объёму была меньше стандартной 24-сильной модели, а также в каких гонках она участвовала.
-
Почему "Корса" имела меньший объем - это понятно, её двигатель был короткоходным (130 х 120) и несмотря на меньший объем развивал большую мощность (см. талицу на стр. 218). А вот в каких гонках этот авто принимал участие, пока информации нет.
Сейчас могу предложить вот такую статью о гоночных "ФИАТах", но это слишком уж краткая гоночная история и модель "Корса" здесь вообще не фигурирует. В ближайшее время хочу перевести эту статью, но ничего нового она не даст.
http://files.mail.ru/7ICEH7
Этот журнал целиком отсканировал и прислал мне товарищ из Новокузнецка.
-
"Корса" - это обозначение гоночных модификаций ранних обычных моделей ФИАТа. То есть была модель, например, "8 л.с.", а на её основе построили гоночную версию "8 л.с. Корса". Так было, если не ошибаюсь, с 1900 по 1903 годы. Потом гоночные машины стали строить специально.
-
Володя, судя по стр. 218 гоночные авто были без обозначения "Корса" (24 HP) и с обозначением "Корса" (24 HP Corsa) и отличались они двигателями. А гражданская версия 24 HP представлена на стр. 24 и у неё чуть меньше мощность, чем у гоночной.
-
Согласно Седгвику, 7,2-литровая 24-сильная модель победила в подъёме Суза-Монченизио, а об участии в соревнованиях "Корсы" вообще ничего не говорится.
В 1904 году подход к постройке гоночных машин несколько изменился: были созданы "тяжёлая" гоночная модель с двигателем объёмом 10,6 литра и "лёгкая", о рабочем объёме которой не сообщается. В гонках Париж-Мадрид и арденской участвовали "лёгкие" машины.
-
Володя, посмотри табличку, которую я начал делать по твоим материалам. У меня есть подозрение, что твоя "Корса" - это "34 HP" 1902 года из этой таблички. Может такое быть?
http://www.sendspace.com/file/8c1fiv
Ещё замечание. Мне кажется, не надо зацикливаться на приставке "Корса", в немецкой книге оно введено, мне кажется, исключительно для того, чтобы различить две модели "24 НР". "24 НР Корса" показывает, что эта модель "более гоночная", чем просто "24 НР".
В принципе можно написать 75 HP corsa, 110 HP corsa, 130 HP corsa, S 74 corsa и т.д. и всё это будет правильно, поскольку... В общем, сам понимаешь, поскольку корса=гоночный.Александр Кульчицкий40348,571712963
-
16-го я выложил оригинал этой статьи, сейчас - перевод. Опять, наверняка, много ошибок в фамилиях, но копаться не буду, для меня это слишком долго.
Иллюстрации можно посмотреть в оригинале. Не стал перегружать текст.
FIAT в автомобильных гонках
-
Меня весьма "удивил" конец истории о гоночных Fiat. Это скорее похоже на легенду, хотя может быть и правдой. Нет ли об этом информации из других источников?
-
Буквально сегодня получил очередную книжку об истории гонок гран-при и обратил внимание на подпись под фотографией Бордино, в которой упоминается уничтожение автомобилей. В тексте тоже пишется о намеренном уничтожениии автомобилей самой фирмой.
-
Интересное решение. Можно предположить, что это было сделано для того, чтобы не было соблазна вернуться в гонки. Хотя, это только версия.
-
А сколько "Альфетт" на куски порезали? Потом еле наскребли парочку для заводского музея. А "Феррари-156-Дино"? Вообще ни одного экземляра не осталось, все ныне существующие - реплики. Итальянский менталитет?
Или же имеют место отголоски случая с инженером Винченцо Бертарионе, который ушёл из "Фиат" в "Санбим" и построил для английской фирмы копию 804-й модели?
-
Павел, здесь приводится абзац из статьи Das Gordon Bennett-Rennen, касающийся Fiat 75 hp. Пару мест Алексею перевести не удалось. Что ты к этому можешь добавить?
Из статьи: Das Gordon Bennett-Rennen (s.5-22)
-
...нет непосредственного вмешательства (воздействия) на максимальной скорости
Могу предположить, что в данном случае немецкое слово "Eingriff" следует трактовать как "зацепление", а не как "вмешательство". Тогда вся фраза, вероятно, означает, что максимальная скорость достигается не на прямой передаче.
Как некий "краник" может облегчить трогание с места, я понятия не имею.
"Сотовый датчик" - на самом деле сотовый радиатор. А вот "вентилятор в маховике" - это, конечно, нечто. У Алексея переведено правильно. Так что либо здесь имеется ввиду, что вентилятор заключён в округлый кожух, либо это банальный косяк автора текста или того, кто делал редакторскую правку.
В характеристиках есть определенные разночтения с таблицами из книги Шмарбека, но это не имеет сейчас значения.
По опыту современные данные, как правило, более точные.
-
Алексей, спасибо.
Относительно вентилятора в маховике - это обычное явление, как и развернутые лопасти "спиц" в дисках колес для охлаждения тормозов. При этом маховик мог стоять не за двигателем, а спереди.
Относительно краника, я полагаю, что это мог быть пневмостартер. При этом стартер, это может быть устройство для запуска двигателя, а может быть устройство, облегчающее трогание с места (есть такое предположение).
-
A Beast Of Turin Lives Again – The S76 Fiat Racing Car Start Up (http://forums.autosport.com/topic/196384-a-beast-of-turin-lives-again-%E2%80%93-the-s76-fiat-racing-car-start-up/)
(http://theoldmotor.com/wp-content/uploads/2014/11/fiat3-1024x650.jpg)
(http://theoldmotor.com/wp-content/uploads/2014/11/Fiat2.jpg)
-
Красивые фото, ничего не скажешь!
Но вот что интересно: копирайты в углу стоят Стефана Маржорама. Я раньше сталкивался с его рисунками- очень интересный стиль и очень красиво. Судя по всему он видит красоту и умеет ее передать. Дома есть небольшая коллекция его рисунков, если не забуду - выложу на форуме.
-
Небольшой архив с фото Винченцо Лянчи и гоночных ФИАТов : https://yadi.sk/d/KATuRjRpdMSSD (https://yadi.sk/d/KATuRjRpdMSSD)
-
Пока что я забросил тему ранних ФИАТов (но вернусь к ней, когда займусь статьёй от трёх победах Наццаро в 1907 году). Вот пока мои заметки, сделанные при чтении книги Седгвика.
1901 год
Построенная по образцу "Панара" 12-сильная "корса", то есть гоночный вариант 12-сильной модели с двигателем рабочим объёмом 3700 куб. см., выступала в гонках: 1000-мильная "Джиро д'Италия", в Падуе, Пьюмбино - Гроссето (Наццаро - 1 место), Залуццо (Каньо - 1 место), Сасси - Суперга.
24 ноября прошла дуэльная гонка из Турина в Болонью между Колтеллетти на "Панаре" Рене де Книффа и графом Абруцци на специально построенном 7,4-литровом ФИАТе. Граф сошёл, разбив машину о бордюр в Алессандрии, но по тому же маршруту ехал также Наццаро на 12-сильной "корсе", и он в итоге показал время лучше, чем "Панар".
-
Я думаю, что лучшим подспорьем в работе над ФИАТами тебе будет "Стампа Спортива". У нас есть с 1902 по 1922 год все номера. Очень содержательно и с большим кол-вом фото.
-
Пока что я забросил тему ранних ФИАТов (но вернусь к ней, когда займусь статьёй от трёх победах Наццаро в 1907 году). Вот пока мои заметки, сделанные при чтении книги Седгвика.
1901 год
Построенная по образцу "Панара" 12-сильная "корса", то есть гоночный вариант 12-сильной модели с двигателем рабочим объёмом 3700 куб. см., выступала в гонках: 1000-мильная "Джиро д'Италия", в Падуе, Пьюмбино - Гроссето (Наццаро - 1 место), Залуццо (Каньо - 1 место), Сасси - Суперга.
24 ноября прошла дуэльная гонка из Турина в Болонью между Колтеллетти на "Панаре" Рене де Книффа и графом Абруцци на специально построенном 7,4-литровом ФИАТе. Граф сошёл, разбив машину о бордюр в Алессандрии, но по тому же маршруту ехал также Наццаро на 12-сильной "корсе", и он в итоге показал время лучше, чем "Панар".
Продолжение. Просто оформлю сделанные ранее заметки.
1902 год.
Гонка в Суперге: 1 место - Лянца на 7,4-литровой машине.
Гонка в Стореро, Падуе и Конельяно - 1 место в лёгком классе на 12-сильной машине.
Первая зарубежная победа - в Португалии.
Суза - Монченизио: 1 место - Лянча на 24-сильной машине с рабочим объёмом 7238 куб. см.
Построена модель "Корса" с 6,4-литровым двигателем.
1903 год.
Стандартными моделями были "16-20 л.с." (4181 куб. см) и "24-32 л. с." (6902 куб. см).
Были построены две гоночные модели: "лёгкая" и "тяжёлая" (10597 куб. см). "Лёгкие" стартовали в Париж - Мадрид и Арденской гонки.
1904 год.
Модель "24 л. с. корса" увеличена до 6,9 л.
На "тяжёлой" (14112 куб. см) выступали в гонке Гордон-Беннетта, затем в Америке на "Кубке Вандербильта" и в нескольких местных соревнованиях.
На "лёгкой" Лянча выиграл "Коппа Флорио", Сасси - Суперга, Суза - Монченизио и в классе в Консуме.
1905 год.
Новая модели с двигателем 16,3 л. В гонке Гордон-Беннетта Наццаро занял 2 место, Каньо - 3-е. Лянча на "Коппо Флорио" - 3 место. В "Кубке Вандербильта" Сартори сошёл, Лянча финишировал. Одержали несколько побед в местных американских соревнованиях и подъёмах в Италии и Франции.
Продолжение следует...
-
1906 год.
Дейтона и Куба: Лянча и Чедрино на "тяжёлых" машинах.
БП АКФ: Лянча, Наццаро и Вайллшот (?) на модели гонки Гордон-Беннетта 1905 года.
"Кубок Вандербильта": Лянча - 1 место.
1907 год.
Наццаро выиграл все три большие гонки года: "Тарга Флорио", БП АКФ и гонку на приз кайзера Германии. Других значительных соревнований не было.
1908 год.
"Тарга Флорио": 2 место Лянчи на верхнеклапанной модели с 7,4 л.
"Большой приз АКФ": 12-литровая модель, все сошли.
"Коппа Флорио": Наццаро - 1 место.
"Американский большой приз": 1 место - Вагнер, 3 место - Наццаро.
Наццаро на "Бруклендсе".
1909 год.
Выступления были преимущественно на 8-литровых моделях, описываемых как "Таунус".
1910 год.
Новая модель S61 (10087 куб. см). В Саванне все трое сошли.
S76 - 28352 куб. см.
1911 год.
"Большой приз Франции" (не АКФ): Эмери - 1 место на частной 10-литровой машине.
"Американский большой приз" в Саванне: 1 место - Брюс-Брайн на S74 (14,1 л).
1912 год.
"Большой приз АКФ": Вагнер - 2 место на 14-литровой машине. Но рабочие объёмы двигателей начинают уменьшаться. Победившая "Пежо" - лишь 7,6 л. Скорость 3-литрового вуатюрета "Санбим" - всего на 2 мили в час меньше, чем у ФИАТа.
"Американский большой приз": 1 место - Брэгг на 14-литровой.
1913 год.
Новый гоночных моделей и заводской команды не было.
1914 год.
"Большой приз АКФ" с 4,5-литровыми правилами: лучший результат модели S57 - 11 место.
-
16-го я выложил оригинал этой статьи, сейчас - перевод. Опять, наверняка, много ошибок в фамилиях, но копаться не буду, для меня это слишком долго.
Иллюстрации можно посмотреть в оригинале. Не стал перегружать текст.
FIAT в автомобильных гонках
А где можно посмотреть статью?