Форум истории автоспорта > История
Архив газеты "Таймз" (Times)
Владимир Коваленко:
Сначала в новостях часто фигурировало "Бруклендское соглашение" (оказалось, что оно было названо так потому, что было создано в гостинице "Бруклендс" в тысяча восемьсот каком-то году), а теперь на скачках появилась лошадь Бруклендс. Поиск стал на неё реагировать.
Интересно, что в спортивных новостях есть скачки, крикет, теннис, фехтование, бильярд, поло, автоспорт, даже охота, а вот футбола нет. Он в 1908 году вообще что ли не существовал?
Владимир Коваленко:
Мне кажется, где-то у нас это проскакивало, но не могу найти, где. Дело в том, что если кто интересовался автогонками начала века, то не мог не заметить маркировки большинства автомобилей вида "20 hp" или "20-40 hp". "HP" - это лошадиные силы (horse power), а двойная маркировка означала налоговую мощность и реальную.
Налоговая - это условная мощность, по которой с автовладельцев брали налоги. Она рассчитывалась по формуле, в которой присутствовал не рабочий объём, а только диаметр цилиндра. Это приводило к тому, что для увеличения мощности без повышения взимаемого налога стали строить длинноходые двигатели. В результате некоторые автомобили примерно 1910 года выпуска были с очень высокими капотами, так что водителю (гонщику) удобнее было смотреть не поверх капота, а сбоку.
Мне всегда было интересно, а почему учитывали только диаметр цилиндра, не обращая внимания на ход поршня. Не могли же чиновники быть настолько дураками, чтобы в индустриально развитой стране не понимать, что мощность зависит о рабочего объёма.
И вот в "Таймз" нашёл заметку, в которой объясняется, что всё чиновники понимали, но решили таким образом "придавить" короткоходые высокооборотистые двигатели, которые были очень шумными. Длинноходые двигатели шумели в два раза тише. Вот и причина.
Кстати, в 1908-1909 года на страницах газеты разгорались острые дискуссии относительно вообще необходимости существования автомобиля. Многие читатели считали автомобиль большим злом, мешающим людям жить. Но раз уж оно существует, то предлагалось ограничить его скорость 20 милями в час.
Были голоса, ругавшие грёбаный "Бруклендс" и всех этих поклонников скоростной езды.
Александр Кульчицкий:
--- Цитата: Владимир Коваленко ---Интересно, что в спортивных новостях есть скачки, крикет, теннис, фехтование, бильярд, поло, автоспорт, даже охота, а вот футбола нет. Он в 1908 году вообще что ли не существовал?
--- Конец цитаты ---
Должен быть, может он по другому назывался?
Владимир Коваленко:
Всё-таки есть футбол. Иногда попадается название rugby football. Я не знаю, что это такое - регби, футбол или какоая-то смесь.
А в 1910 году народ сходил с ума по самолётам. Появилась отдельная колонка "Аэронавтика". Регулярные сообщения о полётах - просто так и для каких-то достижений. Самолёты только-только пошли в более-менее массовое производство, и людям было очень всё это интересно.
Например, один лётчик полетел из Лондона в Манчестер. Это 200 миль. Подробно описывались предполётные события, взлёт, свидетельства очевидцев на маршруте полёта и посадка.
Представляете, каково было людям, которые выросли с представлением о том, что летать могут только птицы. Вот они узнали, что через их город пролетит аэроплан, и ждали, когда это случится, с замиранием сердца высматривали вдали точку чудо-машины, а когда она пролетала над их головами, радостно приветствовали мужественного лётчика.
Впервые были осуществлены полёты через Ла-Манш. Наверное, половина первых авиаторов разбилась. Разбирая страницы 1910 года, встречал сообщения о полётах Чарльза Роллса, в том числе, через Ла-Манш. А 30 декабря сообщают, что разбившемуся лётчику поставили памятник с памятными табличками, посвящёнными его достижениям, включая гонку Париж - Берлин 1901 года. Такие вот дела.
Владимир Коваленко:
Одно из первых упоминаний названия "Большой приз" применительно к скачками, насколько я могу судить:
Это 7 июня 1864 года, и французское название переведено как Great Prize.
Вот Grand Prix в кавычках (8 сентября 1865 года):
Из обрывков текстов (я не собираюсь качать страницы полностью) я понял, что скачки под таким названием проводились в Булонском лесу примерно с 1862 года.
Это просто небольшая иллюстрация к вопросу о происхождении понятия "гран-при".
Навигация
Перейти к полной версии