Форум истории автоспорта > История
1969 год
Александр Кульчицкий:
А вот такого отчета журналист из CCN не мог прочитать.
Очень много интересных подробностей, начиная с истории ГП ЮАР до информации о крупных наклейках с фамилиями гонщиков, чего невозможно рассмотреть за голой статистикой или в примитивных отчетах, которые были раньше, но существуют и сейчас, делаемые буквально с телеэкрана.
ГП Южной Африки
Александр Кульчицкий:
И сразу же оригинальный текст - для любителей и "вордовский" вариант с R&T-овской статистикой.
http://www.sendspace.com/file/mfcm4m
Александр Кульчицкий39821,0529976852
Александр Кульчицкий:
Тем, кто захочет увидеть статистику по этой гонке с покруговой диаграммой придется скачать оригинальную статью и "вордовский" вариант, приложенный внизу.
* Коротышка Джеки восхитил всехв Кенте, как и в Кьялами
ТЕМА близка сердцам большинства энтузиастов гонок моторов, как сделать спорт более привлекательным. Несмотря на большие толпы зрителей на основных соревнованиях, спорту отведено только не более чем колонка или две в газетах, кроме тех случаев, когда кто-то погиб, или спортивные страницы заполнены захватывающими дух деталями сделок трансфера в четвертом футбольном дивизионе, или шансами лошади в 3.30. Одним из тех, кто приложил все усилия, чтобы сделать спорт привлекательным, является Джон Уэбб из Grovewood Securities, владеющей Брэндс-Хэтч и несколькими другими трасами. Его мотивы не являются исключительно альтруистическими, поскольку он должен зарабатывать деньги для своей компании, и он делал себя непопулярным время от времени, помогая убить формулы, которые, как он думал, будут непривлекательны для платёжеспособной публики (много людей, все еще испытывают острую боль от потери Группы 7 спортивных автомобилей, которые теперь так преуспевают в США), в то время как его проекты вдохнуть жизнь в гонки встречались со смешанными чувствами. Его идея обязательного пит-стопа в клубных гонках вызвала гнев у хронометристов и судей, следящих за количеством пройденных кругов, и была быстро отменена. Но его последнее новшество, квалификационные сессии по типу Индианаполиса для определения стартовой решетки, которые были особенностью первой гонки Ф-1 в Европе в 1969 году, Гонки Чемпионов в Брэндс-Хэтч 16 марта, имеет интересные возможности. К сожалению, идея оказалась проваленной, потому что непредсказуемая британская погода взяла все в свои руки, и сократила квалификационные сессии до подобия фарса Брайана Рикса, в то время как сомнительная надежность некоторых из автомобилей не много сделали для создания репутации конструкторам или механикам Формулы 1.
Основная идея квалификационных сессий в европейском стиле, состоит в том, что после того как сессия основной тренировки заканчивается утром, после обеда в каждый из двух дней практики проводится квалификация, где каждый гонщик имеет по две попытки в каждый день. Он должен совершить один прогревочный круг, затем два зачетных круга, быстрейший из которых и будет определять его стартовую позицию. К сожалению, правила гласили, что условия должны быть одинаковыми для всех гонщиков. Вы можете назвать больше чем дюжину дней в году, когда погода оставалась той же самой на протяжении всего дня в любом месте Старой Англии? Уже не говоря о марте.
Так и произошло в первый день. Все пошло наперекосяк с самого начала, потому что на Брэндс опустился туман, направляя всех летящих на самолёте в Гэтуик, но, как только видимость улучшалась до 300 ярдов или около того, большинство гонщиков начинали нащупывать наилучшие для себя условия. Появившийся для прохождения квалификации под грандиозные фанфары от комментаторов, Брюс Макларен стал первой жертвой. Он преодолел прогревочный круг, получил очень осторожную отмашку зеленым флаг от стартера, преодолел первый круг за 1.31.5 (по сравнению с его 1.30.4 утром), и затем рев двигателя Fordего McLaren внезапно затих. Все бродили вокруг, пока McLarenбуксировали - "Я думаю, что сломалась распределительная шестерня" - сказал Брюс. Следующей жертвой водоворота стал Джек Брабем. Джек шел очень быстро, с тех пор, как он снял ненадежный Repco с четырьмя распредвалами и поставил вездесущий Ford V8. Он управлял, довольно последовательно улучшая время. Сначала 1.30.1 затем 1.29.9, но, так или иначе, утром он показал 1.29.5. Следующим, показавшимся на трассе, был наш человек, Джеки Стюарт на Matra MS80, который проехал за 1.30.7 в тумане; он только проехал прогревочный круги прежде, чем двигатель начал яростно заикаться. Он свернул в боксы еще до того, как показал квалификационное время. Новичок BRM Джеки Оливер выехал на старом типе с двухклапанным 133 VI2 , проехав за 1.34.1 и 1.33.8 к скрытому волнению комментатора, который был без сомнения рад иметь хоть что-то, о чем можно рассказать. Затем был Пит Ловли, относительно которого все спрашивали "Кто это?". Итак, он был в команде Lotus F1 десять лет назад, рассорился с Колином Чапманом и вернулся домой в Америку, но теперь вернулся, чтобы купить совершенно новый Lotus 49B (шасси под номером 11 для странных любителей знать номера шасси), и заберет его домой, где он планирует выступать в гонках Формулы-А. Ловли прошел за 1.38.6 и 1.37.1. Неплохо для типа, последняя гонка которого в Брэндсе проходила еще в Каменном веке за рулем Lotus 7 много лет назад. Следующим на дистанцию вышел Йо Зифферт на Walker/Durlacher Lotus 49B с хромированными номерами и закончил первый круг на работающем на семи цилиндрах двигателе с удивительно представительным временем 1.32.7, которое стало лучшим для него. Все скалились, когда Lotus “прогрохотал” в боксы, а вежливый Грэм Хилл услышал бормотание: "Очаровательный приятель, но немного глухой!" Педро Родригез вывел свой BRM 133, но так и не закончил первый быстрый круг, поскольку его двигатель также звучал плохо.
Денни Хьюм решил сделать попытку на прошлогоднем McLaren M7A, но сказал, что он не притер шины, так что вряд ли подожжет мир. Оба McLaren использовали передние и задние крылья на тренировке, но, по желанию Денни, переднее было снято. Дождь начал барабанить на его первом быстром круге, который он прошел за 1.33.9, а следующий за 1.32.5.
Хотя дождь все еще моросил, Джек Брабем решил провести вторую попытку и показал хорошие 1.29.6 и 1.29.9 с учетом влажных условий. Все уселись, когда Йохен Риндт рванул с ревом на трассу на своем заводском Lotus, но скоро вернулся, чтобы сказать, что автомобиль заскользил на прямой, и чтобы кто-нибудь проверил, вся ли подвеска закреплена. Это было сделано, и кто-то недоброжелательно предложил, чтобы Йохену просто сказали, что идет дождь. Позже обнаружили, что двигатель клинил, что, очевидно, имеет почти такой же эффект, как и разболтанная подвеска на мокрой трассе!
К этому времени организаторы заметили, что идет дождь и помнившие пункт о 'тех же самых условиях' в регламенте, отменили квалификацию и позволили всем продолжать тренировки в обычном режиме или "убивать автомобили еще сильнее", как уныло отметил кто-то. Джеку Брабему показали черный флаг за то, что он разлил масло, в то время как его новый товарищ по команде Жаки Иккс был все еще в паддоке после поломки коробки передач на утренней сессии. Другим пострадавшим утром был Джон Сертиз, который каким-то образом поймал на переднее колесо своего 48-клапанного 12-цилиндрового BRM 138 кусочек металла в повороте Westfield. Машина сильно ударилась о насыпь и пошла на списание, а Джон заработал несколько болезненных ушибов. Обломки привезли назад в паддок, где механики начали долгую работу по приспосабливанию двигателя на запасное шасси 138.
Приблизительно через час дождь прекратился, трасса быстро сохла. Таким образом, квалификация вновь была открыта, и Йо Зифферт решил сделать вторую попытку и, на сей раз, записал на свой счет 1.30.8 и 1.29.7.
Приблизительно за 30 минут или около того до конца, внезапно начали происходить интересные вещи, поскольку Джеки Стюарт вывел MS80 и отбарабанил 1.28.7 и 1.28.3, которые выглядели достаточно хорошими для получения 100 бутылок шампанского, которые EveningNews предлагали за самый быстрый круг дня. Но усатый Грэм Хилл сел в свой Lotus и без видимого усилия показал два идентичных круга 1.28.2, заставив комментатора кричать в экстазе. К сожалению, лишь некоторые из нас в боксах и несколько сотен на трибунах, не занятых на работе, стали свидетелями этого очень похвального подвига. Атмосферы определенно недоставало. “Коротышка Джеки” все еще спокойно сидел на ящике в боксах и болтал ногами, когда Грэм “увел у него выпивку”. Но когда времена огласили, он целеустремленно надел свой шлем и уселся в MS80. Но коварный Кен Тиррелл махнул ему вылезать и ждать до конца квалификации, чтобы у Грэма не осталось времени на еще одну попытку. Йо Зифферт выехал на еще одну попытку, но его резина была новой и непритертой, так что он вернулся после того, как несколько раз прокрутил свои колеса, чтобы оставить на траектории слой резины. Наконец, Джеки решил выехать, но прошел сначала за 1.28.7, а затем за 1.28.4, оставив лучшее время за номером один команды Lotus. Грэм хотел совершить еще одну попытку на различных типах Firestone, но Колин Чапман решил придержать его, до тех пор, пока Зифферт не совершит еще одну попытку. Йо прошел первый круг за 1.28.8, а следующий за 1.29.3, завоевав комфортное 3-е место. В последние пять минут Грэм выехал вновь, но новая резина не была столь быстра, так что он показал только 1.29.0 и 1.28.8.
С этим Грэм и забрал свою выпивку, затем все вернулись в паддок для обсуждения квалификационной системы. Консенсус, казалось, был, что это была, в основном, хорошая идея, но которая слишком сильно зависела от непостоянной английской погоды, в то время как существенный элемент напряжения до некоторой степени отсутствовал, поскольку у каждого гонщика были многочисленные возможности в квалификации. В Индианаполисе при единственной попытке 60 или 70 гонщиков борются за 33 позиции, комментатор выкрикивает скорость на круге, а не время, с каким автомобиль пересекает линию и вопящая толпа зрителей, достигающая числа в четверть миллиона.
Суббота действительно разочаровала, поскольку утренний туман был еще плотнее, и немногие гонщики решились выехать. Риндт и Макларен, оба с новыми двигателми, выехали немного потренироваться. Сертиз на 4-клапанном BRM, установленном на запасное шасси, выехал для его настройки, но в двигатель в предыдущий день попала грязь, и вскоре тот отказал. Разозленный Сертиз решил пропустить завтрашний старт в Брэндс. Риндт пережил несколько неприятных моментов, когда он вновь привел свой Lotus с подломленным крылом. Оно было быстро заменено на более короткую версию. Дрейфующий туман все усиливался, и босс BRSCC Ник Сайретт решил отменить сессию, чтобы больше ее не возобновлять.
И вот наступил день гонки. Как сообщалось во всех насыщенных репортажах о гонке, скользящая и утопающая в грязи 35-тысячная толпа машин припарковалась в Брэндсе. Единственным преимуществом этого ужасно холодного дня стало то, что, по крайней мере, не было дождя, тумана или снега. Теплее всего было тем, кто сидел в своих кабинах, развивавших скорость в 200 миль/ч. Они совершили несколько прогревочных кругов, чтобы компенсировать недостаток тренировок в предыдущий день. После обычных подготовок на стартовом поле в 13 позиций выстроились наконец только 11 участников. Пирс Каридж на абсолютно новом BrabhamBT26-Ford и Рой Пайк на старом BrabhamBT23B-Climax находились в боксах из-за проблем с механизмом переключения передач и системой подачи топлива соответственно. Каридж выехал на трассу в срок, а Пайк так и не появился на трассе.
Джеки Стюарт великолепно стартовал из середины первого ряда и в Paddockbend вошел первым, опережая Хилла, Риндта и также стартовавшего с первой линии Йо Зифферта. В конце первого круга положение одиннадцати машин на трассе было таким: Стюарт, Хилл, Риндт, Зифферт, Макларен, Брабем, Оливер, Иккс, Хьюм, Родригез и Ловли. Каридж остановился для продолжения работы над коробкой передач, вновь выехал на трассу, но вскоре сошел из-за утечки топлива.
После 5-ти кругов Коротышка Джеки создал отрыв более чем в 3 секунды и отрывался от споривших между собой Lotus Хилла и Риндта. На том же круге Родригез присоединился к сцене умирающего лебедя. На его BRM отвалилось крыло, после чего он откатился в конец пелетона уже без него, а на 30-м круге двигатель милосердно отказал. Еще одним, у кого двигатель испустил дух, стал Брюс Макларен, который безуспешно заменил несколько элементов электрики и сошел в теплом паддоке.
Веселый Джек Брабем вскоре опередил Зифферта и начал оказывать давление на враждующий дуэт Хилла и Риндта из GoldLeafTeamLotus, которые сдерживали друг друга. К счастью, их спасли проблемы с электрикой у Джека, которая не выдержала холода или отказала еще по какой-то причине, и тот остановился на трассе. Его товарищ по команде Иккс показал неожиданно слабую форму, находясь на 7-й позиции, после чего заехал в боксы и сообщил, что дроссель периодически неожиданно открывается сам собой. Несмотря на большой объем проделанной работы, он так не смог избавиться от недуга и сошел после 21-го круга.
Стюарт прошел круг за 1.27.5 и на этой стадии гонки оторвался от всех на 8 секунд, при этом оба Lotus также прошли круг за 1.27.5. Затем шедший 5-м Денни Хьюм показал 1.27.4, на что Стюарт ответил 1.27.3. Но этого было недостаточно, чтобы превзойти Риндта, пролетевшего круг за 1.26.8 или со скоростью около 110 миль/ч, что не укладывается в уме. Возможно, произошло это, когда Джеки Оливер появился на его пути, и позволил Грэму немного оторваться. Боксы Lotus сигнализировали Грэму “Хилл уступи”, что, по-видимому, означало “пропусти Риндта”. Но австриец спалил свой второй двигатель в начале 38-го круга из-за явного падения давления масла в системе, обезопасив 2-е место Грэма. У Джеки Стюарта треснула выхлопная труба, из-за чего двигатель зазвучал грубовато, а Грэм отыгрывал потихоньку около секунды, но все же был в семи секундах на финише позади.
[tr] [td] CAR`s Competition News, April 1969
[/td] [td] Перевод: Дмитрий Толстенёв, Коломна, 07.12.2008 [/td] [/tr] [tr] [td] pp. 3-5
[/td] [td] Обновлено: 03.01.2009 [/td] [/tr] [/l][/l]
http://www.sendspace.com/file/kz1rsf
Александр Кульчицкий39816,8942476852
Александр Кречетов:
Отчеты из журналов "Роад-н-Трек", "Моторспорт" и "Отокар" в пдф-файлах (некоторые вещи сканировались пользователями форума):
1969 - 28 МБ
См. сообщение №22878
Александр Кульчицкий:
Джеки Стюарт
Навигация
Перейти к полной версии