Автор Тема: 1894 - 1905: "каменный век" автоспорта  (Прочитано 5373 раз)

Онлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
1894 - 1905: "каменный век" автоспорта
« : Апреля 07, 2006, 22:06:01 »
Ханс Этцрод - один из лучших историков на "Ностальгии". Он очень плотно занимается ранними годами развития автоспорта, ездит по европейским библиотекам с цифровой камерой и переснимает чуть ли не полностью редкие издания начала ХХ века. Ещё в 2001 году он "замутил" принципиальную тему Gordon Bennett Cup Races 1900-1905о том, стоит ли гонки на приз Гордон-Беннетта ставить в один ряд с "большими призами", ведущими свой отсчёт с 1906 года. Участники форума оказались слабо подготовлены, и дискуссии фактически не получилось, но сам Этцрод опубликовал очень полезное заключение, в котором обрисовал ситуацию в "больших гонках" периода с 1900 по 1905 годы.
Прежде чем своими слова кратко передать суть рассказа, стоит, наверное, обратиться к предыдущему "полупериоду". Споры относительно того, считать ли соревнование 1894 года гонкой или нет, идут до сих пор. Наверное, эти споры напрасные, ибо в первые годы соревнования были весьма разнообразные, и в них навряд ли можно найти и сотую долю привычным нам сейчас признаков того, что мы знаем как автомобильные гонки.
Скажем так: в 1894 году состоялось первое соревнование автомобилей. Его можно назвать гонкой, можно - пробегом. На личный вкус. В 1895 году последовало соревнование с более спортивным уклоном, но всё равно не без изъянов, ибо опять самый быстрый участник не получил первого приза. Многие именно в этом соревновании видят по-настоящему первую гонку. В конце 1895 года был создан Автоклуб Франции, у которого гонки были одной из главных целей, и стал он организовывать каждый год по одной длинной гонке со стартом в Париже. Их иногда так и называют: "парижские гонки".
Я не могу вспомнить, какой гонки это касается, но где-то в 1896-1897 годах впервые на старт вышел автомобиль, построенные специально для участия в гонках, тогда как до этого участники соревновались на обычных машинах ручной сборки без определённых модельных характеристик.
Автоспорт плавно развивался и достиг первого апогея в 1903 году. История гонок Гордон-Беннетта начинается в 1900 году, но это формальная граница начала второго "полупериода", потому что в сущности гонок в этом году кардинально ничего не изменилось: гонки всё так же были линейными или, на худой конец, состоявшими из одного большого кольца, проходившего по нескольким городам и заканчивавшимся в точке старта.
Гордон-Беннетт был владельцем газеты "Нью-Йорк Геральд", имевшей парижское издание, и в качестве парижского издателя он был одним из основателей АКФ. В 1899 году он предоставил клубу приз своего имени для награждения победителя в гонке по международному принципу, в которой от каждой страны допускалось бы ограниченное число участников.
Тут надо сделать одно важное пояснение, касающееся призов в целом. Сейчас это с трудом укладывается в голове, но раньше гонщики соревновались не столько за деньги, сколько за призы. Автоспорт всегда был развлечением для богатых, а в самом начале - ещё и аристократов, для которых престиж был важнее денег. Поэтому обладание определённым призом было само по себе почётным. Вероятно, это можно сравнить с олимпийскими медалями. За победу в Олимпиаде, как я понимаю, МОК не даёт денег - премии выдают национальные олимпийские комитеты, так что деньги являются тут вторичным явлением. Через годы никто не вспомнит размер премии олимпийского чемпиона, а вот само звание будут помнить все. Что-то таком духе было раньше в автогонках. Поэтому само наличие приза было хорошим поводом для устроения гонки. Можно даже сказать, что без приза гонка вообще не могла быть проведена.
Гордон-Беннетт дал АКФ приз для проведения гонки на определённых условиях, и АКФ взялся провести такую гонку в дополнение к своей ежегодной, которая в 1900 году проходила по маршруту Париж - Тулуза - Париж. Гонка на приз ГБ проходила по маршруту Париж - Лион. На старт вышли всего пять участников, и это было несерьёзно, так что АКФ решил в будущем проводить это состязание совместно с какой-нибудь другой большой гонкой. В 1901 году это была гонка Париж - Бордо. В основной части участвовали 45 тяжёлых, лёгких автомобилей и вуатюретов, но только четыре из них были заявлены на соискание приза ГБ. То есть нельзя сказать, что это были две разных гонки, просто у одного этого заезда были две независимых классификации.
Главным соревнованием 1901 года была гонка Париж - Берлин. Уже тогда оформился "высший" класс гоночных автомобилей - тяжёлых. Они были самыми быстрыми и воспринимались как чистой гоночной породы. В 1901 году прошли три гонки для тяжелого класса во Франции и две - в Италии.
В 1902 году приз ГБ разыгрывался уже в рамках не второстепенной гонки, а самой что ни на есть главной: Париж - Вена. Эта гонка стала прямым предвестником апогея 1903 года, потому что на неё заявились аж 219 участников. Зачёт гонки ГБ проводился по прибытии в Инсбрук, и первым среди допущенных к этому зачёту был Селвин Эдж, заявленный британским автоклубом, что по правилам передавало Британи право проводить следующую гонку. Тут пути гонки Гордон-Беннетта и Автоклуба Франции временно разошлись, но когда они сойдутся, всё уже будет по-другому.
В 1903 году главная гонка АКФ, задуманная с финишем ещё в одной европейской столице, Мадриде, была отмечена трагедиями и была прервана на полпути. Больше во Франции такие безобразия не допускались. Между тем, англичане провели гонку на приз Гордон-Беннетта по-своему, проложив в Ирландии самую настоящую кольцевую трассу, по которой надо было проехать несколько раз. Победил бельгиец Камиль Женатци, но выступал он от имени Германии на "Мерседесе", так что право проведения следующей гонки перешло к этой стране.
В 1904 году АКФ гонок не проводил, и вот тут-то и настал звёздный час гонки Гордон-Беннетта, потому что именно это соревнование стало главным в сезоне. Принцип его был несколько отличным от безлимитных заявок на гонки АКФ, но деваться было некуда, желающих стало вдруг много, и в Великобритании и Франции даже провели предварительные отборочные соревнования. Главная гонка проходила снова на кольцевой трассе, и теперь уже это стало новым автогоночным стандартом. Выиграл француз Леон Тери на французской машине, и право проведения гонки снова перешло к Франции, но, как уже было отмечено, и Франция стала другой, и гонка на приз Гордон-Беннетта сильно изменилась.
Французы искали новый формат проведения соревнований, и гонки ГБ сильно не нравились автозаводам, потому что они не позволяли всем проявить себя, а допускали только по три участника от каждой страны. В самой же Франции было целых семь фирм, каждая из которых была готова выставить по три машины. Новый формат с привязкой к заводским командам был предложен АКФ на 1905 год, но клуб не смог или не захотел провести новую гонку в этом году, зато воспользовался своим правом провести гонку ГБ, объявив, правда, заранее, что даже если выиграет французский автомобиль, в 1906 году АКФ гонку на приз Гордон-Беннетта проводить не будет. Желающие могут провести сами. Но желающих не нашлось. Шестую гонку Гордон-Беннетта снова выиграл Тери.
А в 1906 году возник новый формат "больших гонок", основанный на состязаниях заводских команд. Этот принцип довольно быстро переняли и другие организаторы, так что рубеж 1905 и 1906 годов смело можно считать ярко выраженной границей двух эпох развития автоспорта.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Онлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: 1894 - 1905: "каменный век" автоспорта
« Ответ #1 : Мая 05, 2006, 05:36:59 »
Апрельская викторина натолкнула на мысль разобраться в том, когда в соревнованиях появилось впервые рулевое колесо и когда в последний раз использовалась рукоятка управления.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Игорь Тарасов

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 712
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: 1894 - 1905: "каменный век" автоспорта
« Ответ #2 : Мая 05, 2006, 14:35:13 »
рулевое колесо где то в 1898 году появилось наверное

Онлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: 1894 - 1905: "каменный век" автоспорта
« Ответ #3 : Мая 05, 2006, 14:43:37 »
Нужно знать точно.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Онлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 588
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: 1894 - 1905: "каменный век" автоспорта
« Ответ #4 : Июля 11, 2007, 21:32:28 »
Интересные кадры, показывающие, как выглядели и двигались паровые экипажи, подобные тем, которые участвовали в гонках в 1894-1895 годах:
http://www.sendspace.com/file/b1clb3
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн VlaDDracula

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 325
  • Карма 222
    • Просмотр профиля
Re: 1894 - 1905: "каменный век" автоспорта
« Ответ #5 : Июля 02, 2017, 12:26:08 »
Интересный материал о развитии автомобилизма во Франции в конце 19-начале 20 века нашел у себя в архиве
https://cloud.mail.ru/public/AoUy/D772oAT3L

Оффлайн VlaDDracula

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 325
  • Карма 222
    • Просмотр профиля
Re: 1894 - 1905: "каменный век" автоспорта
« Ответ #6 : Июля 28, 2017, 08:17:59 »
Автомобильный клуб Франции выпустил в начале 20 века интересную брошюру
https://cloud.mail.ru/public/9TSJ/8MsqmydpJ

Оффлайн VlaDDracula

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 325
  • Карма 222
    • Просмотр профиля
Re: 1894 - 1905: "каменный век" автоспорта
« Ответ #7 : Июля 30, 2017, 14:27:22 »
на Галлике нашел любопытные издания
https://cloud.mail.ru/public/Ybpv/hgz4puMyo