Форум истории автоспорта > История

1986 год

(1/11) > >>

Владимир Коваленко:
Это был первый год прорыва "Формулы-1" в Восточную Европу, и после венгерской гонки советские журналисты получили возможность открыто говорить об этом виде автоспорта. Я разобрал вырезки из своего архива, касающиеся 1986 года - их не так много, но всё равно они могут показаться интересными.
Я решил представить их в хронологическом порядке событий, хотя есть и иной вариант: хронологический порядок советских публикаций, - который может дать некоторое представление о существовавшей тогда атмосфере. Но раз уж есть материалы из зарубежных изданий, порядок событий выглядит предпочтительней.
Начнём со списка участников из неизвестного мне чехословацкого журнала.
     
 
2 этап - "Большой приз Испании". Победил Сенна, поэтому его фото помещено в репортаже из чехословацкого журнала "Ауто-мотор".

9 этап - "Большой приз Великобритании". Заметка из субботнего выпуска коммунистической газеты "Морнинг стар", которую без проблем можно было купить в любом газетном киоске СССР.
Все ждут от Мэнселла победы на домашней трассе, и он оправдывает ожидания.

Mansell on course for title
NIGEL MANSELL, late of the Midlands Counties 1 and now installed in luxury at Port Erin, Isle of Man, goes into the British Grand Prix at Brands Hatch tomorrow genuinely on course to become the first home-grown formula one world champion since James Hunt in 1976.
Two years ago Mansell was pleased to pick up a championship point here and there. Then, he moved from Lotus, where he had been a protege of the late Colin Chapman, to Williams, another British team.
Mansell now beats the reigning world champion Alain Prost more often than Prost beats him. He has won three of the last four Grand Prix and five altogether and those five wins have all been achieved in the last nine months.
The result on that occasion could not have been more popular. Mansell won the race and Prost finished close enough behind to win his first world title. Now Prost stands only one point ahead in this year's championship and a win at Brands would put the British driver clear.
Mansell, who is as quiet as James Hunt was flamboyant, will have other memories of tomorrow's venue, however. In 1977 he broke his neck in a race there and later discharged himself from hospital to resume his racing career.
There have been other incidents which he will be glad are behind him. Last year, in a freak accident in practice he was put in hospital with severe concussion after a wheel came off his car at high speed and hit him on the head.
Then, in a grand prix, he was shunted off the track following a clash with Ayrton Senna. He hit the barrier at Monaco after skidding on a slippery patch and there was another tangle with Senna at the start of this season.
Success has brought a pleasant sort of problem. He is now the prime target not only of other drivers but also of rival teams.
Everyone wants the best and he will have to decide this week whether to renew his contract with Williams for 1987. Ferrari are reported to be keen to make him richer and other teams are beating a path to his door.
None of this however will divert this 31-year-old father of two from his two prime ambitions: to become the first British winner of a British Grand Prix at Brands Hatch since Jim Clark 22 years ago; and to win the world championship.

10 этап - "Большой приз Германии". Заметка из пятничного выпуска газеты. От Мэнселла снова ждут победы, но победит Пике.

Mansell on home straight with Prost on tail
WORLD drivers' championship leader Nigel Mansell seeks to continue his spectacular formula one success story in the West German Grand Prix on Sunday.
The 32-year-old Briton has an impressive four triumphs from the last five races, including successive wins at the French and British Grands' Prix that have given him the chance of a hat-trick for the second time this season.
Mansell's victory on home territory at Brands Hatch two weeks ago took him to the top of the championship standings for the first time in his career.
He now leads title holder Alain Prost of France by four points, with Brazilian Ayrton Senna in third place, 11 points behind.
With Sunday's race the 10th of the season's 16, Mansell's two closest rivals are the only drivers with a realistic chance of standing between him and the honour of becoming the first British  world   champion  since James Hunt in 1976.
But Mansell seems to place as much faith in fate as in his own recent supremacy and the power of his Williams. "We will take every race as it ...(?)...," he said after Brands Hatch. "If it is meant tо be then it will happen."

11 этап - "Большой приз Венгрии". Вторая подряд победа Пике.

Piquet's historical win
Brazilian Nelson Piquet wrote himself a place in Formula One history yesterday by winning the Hungarian Grand Prix, the first world championship race to be held in a Socialist country.
More important for Piquet, it was his second successive triumph and put him right back in the gripping battle for this year's drivers title.
The Williams driver thrilled the crowd, officially estimated at 200,000, with two spectacular attempts at stealing the lead from compatriot Ayrton Senna in a Lotus.
The first was a failure but the second, on the same corner on the very same lap was successful.
Once clear, Piquet charged home ahead of Senna with championship leader Nigel Man-sell left lapped and struggling in third place in the second Williams.
Mansell's plucky effort in a car suffering from a lack of grip on the smooth and slick Hungaroring circuit kept him at the top of the standings with 55 points. His seven-point advantage remained intact but the order behind him changed.
Senna's second place lifted him second overall on 48 with Piquet now very much in contention on 47.
Reigning world champion Alain Prost of France, slipper! from second to fourth in the table when his McLaren dropped out with what was thought to be an electronics problem early in the race.
As temperatures soared to 35 degress Celsius the Brazilians turned the race into a duel in the sun almost from the start.
Senna, who had dominated practice for the sixth time this season, led for the first 11 laps until Piquet shot past him. But Senna was back in front 23 laps later when his rival stopped for fresh tyres.
Yet another efficient piece of work by the Williams pit crew enabled Piquet to re-tmerge within seconds hut ho almost slammed into a rival car in his haste to return to the fray.
Senna retained his advantage during his only pit stop for new tyres but as the pair stormed into the right hand corner at the end of the home straight to strat lap 55 Piquet made the first of two bold attempts at re-establishing command.
He had to go for broke there because overtaking points were limited.
Piquet dived inside Senna but mistimed the manoeuvre. Smoke billowing from the tortured tyres of his Williams, he slid wide and Senna was back in front.
 
But Piquet again tried to out-brake Senna and although his car slewed sideways and threatened to spin, he corrected brilliantly and the lead was his until the finish.
"It was a dangerous manoeuvre," said Piquet after the race. "I took a big risk."
Senna did his best to keep in touch over the remaining laps but he had to give up the chase and finished nearly is seconds adrift.
Mansell, victorious four times this season but lapped by both Brazilians this time said: "Obviously I had no grip, I don't know why. When Nelson came passed me I saw how good the car could be."

Репортаж об этой гонке транслировало советское телевидение. Сам я его не видел. Владимир Маккавеев признавался, что давно ищет его запись, но пока найти не может.
"За рулём" опубликовал в ноябрьском номере иллюстрированный репортаж собственных корреспондентов, побывавших на гонке.
 
В то августовское утро, когда наши автомобили взяли курс из редакции на Будапешт, на первый розыгрыш Большого приза Венгрии, нам казалось, что мы готовы к встрече с формулой 1. Как-никак сотрудники «За рулем» располагают информацией об этих супергонках. Но то, что мы увидели на новой трассе «Хунгароринг», где состоялся одиннадцатый этап чемпионата мира этого года, не шло ни в какое сравнение с нашими «домашними заготовками».
Только побывав в нескольких метрах от трассы, где с оглушительным ревом проносятся машины первой формулы, потолкавшись в боксах и в пресс-центре, а главное посмотрев сами соревнования с разных точек, можешь получить представление об этом грандиозном спортивном аттракционе.
В кратком репортаже невозможно передать, что мы ощутили, едва приоткрыв для себя этот особый мир, в котором сосуществуют рядом спортивная страсть и конструкторская изобретательность, коммерция и бьющая через край реклама и многое, многое другое, не подлежащее однозначной оценке. И все же в этой пестроте впечатлений выделялось, наверное, наиболее для нас существенное — спортивная сторона дела.
...Самое большое помещение пресс-центра «Хунгароринга», где аккредитовано свыше 700 корреспондентов, в состоянии вместить лишь часть желающих попасть сюда: идет пресс-конференция победителей. Герои дня — обладатель Большого приза Венгрии бразилец Нельсон Пике, его земляк второй призер Айртон Сенна (дуэль между ними долго держала в напряжении двести с лишним тысяч зрителей) и третий — англичанин Найджел Мэнселл, лидер чемпионата мира по сумме очков. Все трое, несмотря на внешнюю несхожесть, чем-то напоминают друг друга: держатся естественно просто, словно бы и не было никакой доблести мчаться два часа по петляющей трассе с головокружительной скоростью. На лицах — заметная усталость, глаза, впали. Сенна был прав, когда говорил перед стартом: «Гонка потребует всех наших сил».
 
Да, совсем не такими обычными представлялись нам эти короли скорости XX века. Но, что еще важнее, мы видели их на трассе и без всякой идеализации можем утверждать: прежде всего они спортсмены, большие спортсмены, так же как и гонки формулы 1 — большие гонки, несмотря на все издержки, связанные с вмешательством в них бизнеса, со случавшимися трагедиями на трассах и другими вещами, не украшающими спорт.
«Гран при» по праву считают вершиной автомобильных соревнований, потому что скорость — это все-таки главное содержание автомобильного спорта, формуле 1 здесь нет равных. Не случайно гонщиков тут величают пилотами, а их машины — болидами: в самом деле есть здесь что-то не совсем земное.
«Хунгароринг» построен как трасса повышенной трудности. На кольце длиной чуть больше четырех километров 19 поворотов, подъемы, спуски, но и это не помешало гонщикам развивать огромные скорости. Лучший результат на прямой — 297,674 км/ч по электронным часам фирмы «Лонжин», данные которых обрабатывает компьютер, показал экс-чемпион мира финн Кейо Росберг, а А. Сенна смог на официальной тренировке преодолеть круг со скоростью 161,547 км/ч.
Автомобили формулы 1, как известно, мало чем напоминают те, на которых мы ездим, и все же никто не сможет отрицать их кровного родства: двигатели, трансмиссии, тормоза, шины, руль — все говорит об этом. Первая формула первой и раскрывает границы, казалось бы, невозможного в конструировании легковых автомобилей: использование турбонаддува, аэродинамического эффекта, колес из магниевого сплава, низкопрофильных шин и многого другого.
Полуторалитровые двигатели формулы 1 с турбонаддувом мощностью в 800—1100 л. с. при 11000—12000 об/мин способны сообщать машине скорость свыше 330 км/ч. Время разгона до 100 км/ч составляет всего 3,5 секунды, а до 200 км/ч — 7,2 секунды. Сведения эти, в общем-то, не представляют новизны,
 
но когда видишь формулу 1 в действии, не можешь не отдать дань уважения талантливости конструкторов, создавших эти аппараты, и талантливости гонщиков, управляющих ими.
В боксах, куда не возбраняется вход корреспондентам, привлекают внимание готовые к бою корпуса машин, сверхлегкие «монококи», к которым в считанные минуты жестко крепятся двигатель и трансмиссия. Для каждой машины несколько корпусов, различающихся аэродинамическими параметрами. В зависимости от условий гонки будет отдано предпочтение тому или другому.
За боксами команд, каждая из которых имеет своего спонсора-покровителя из числа известных фирм, производящих асе возможное, начиная от сигарет («Марлборо») и кончая компьютерами («Оливетти», «Дейта Дженерал»), выстроились их огромные автофургоны, спорящие выдумкой раскраски и броскостью рекламы. А за ними разместилась «улица шинников». Два шинных гиганта — «Гудьир» и «Пирелли» предлагали своим клиентам набор колес-сликов, начиная от сверхмягких и кончая сверхжесткими: для разных покрытий трасс, для разной погоды. И совсем непросто подобрать самый лучший. А это выигрыш не только в скорости, но и в безопасности. Не раз замирало у нас сердце на тренировках, когда опробовались разные шины: на 360 градусов развернуло автомобиль Мэнселла, вертелись волчком на трассе Сенна, австриец Бергер, которого считают открытием сезона, другие съезжали с трассы. Полюбопытствовав, мы решили поднять колесо, и нам показалось, что держим в руках всего лишь легкий чемодан.
В формуле 1 борьбе за секунды, за доли секунды подчинено все, ну буквально все. С верхнего яруса пресс-центра мы наблюдаем за тем, что происходит возле боксов. Бригада технической службы команды «Лотос-Рено» изготовилась к приему гонщика для замены колес. Шесть человек как шесть роботов. Подлетает машина — и в тот же миг заработала подъемная тележка, пневмо-гайковерты. Раз, два, три... Не успеваем досчитать до восьми — все шестеро вскидывают руку вверх: готово! Автомобиль срывается с места. С такой же четкостью и быстротой устраняются неисправности, правда, когда это возможно. На «Хунгароринг», где стартовало 26 автомобилей, к финишу приехало только десять — так велик был сход на новой трассе по причине неисправностей двигателей, коробок передач, электрооборудования. Зато зрители были вознаграждены редким по напряженности поединком бразильцев Сенны и Пике, которому в конце концов удалось стать первым победителем Большого приза Венгрии. Этот приз торжественно вручал председатель Совета Министров ВНР Г. Лазар.
Будапештский этап усложнил ситуацию в борьбе за чемпионскую корону. Но для нас сегодня, наверное, более важен другой итог. Впервые в социалистической стране построена трасса для формулы 1. Впервые на ней состоялась премьера чемпионата мира. Что думают по этому поводу, что говорят авторитетные лица)
ЭРВИН НАДЬ, зам. министра транспорта ВНР: «Мы спросили у всех — от техников в боксах до находящихся на вышке судей: как им понравилась трасса и ее оборудование) В ответ слышались только самые лестные отзывы».
НИКИ ЛАУДА, трехкратный чемпион мира в формуле 1: «Хунгароринг» фантастичен. Я еще не видел такой хорошей трассы. Западные страны в этом отношении могут взять себе пример. Речь, конечно, идет о трудной трассе, но пилоты формулы 1 как раз и предназначены для того, чтобы решать сложнейшие задачи».
Да, премьера Большого приза Венгрии во всех отношениях удалась. В истории формулы 1 открыта новая глава, которая еще больше расширяет сферу распространения этого широко признанного спортивного зрелища, уступающего в популярности только олимпиадам и футбольным чемпионатам мира.
Репортаж вели М. ТИЛЕВИЧ (текст), В. ПАНЯРСКИЙ (фото)
В следующем году венгерский еженедельник "Орсаг вилаг" опубликовал перед гонкой вводную статью, а на обложку поместил фотографии лидеров сезона-86.
 

13 этап - "Большой приз Италии". Историческая вырезка - первый репортаж в "Советском спорте" (по крайней мере, более ранних мне найти не удалось).

Гонка в... неизвестность
Близится к концу чемпионат мира по автогонкам на машинах «Формулы-1», и прямо пропорционально возрастает напряженность борьбы за высший титул среди гонщиков и их беспокойство за завтрашний день.
На тринадцатом этапе - в розыгрыше «Гран-при» Италии на трассе в Монце — решалось многое. Вес с нетерпением ждали, кто же выиграет эту гонку, чтобы затем назвать вероятного чемпиона мира. Статистики во всем ищут закономерности, вот и теперь они обратились к истории гонок, чтобы «подвести фундамент» под свои прогнозы. Так вот, представьте себе: в последние годы чемпионом мира оказывался именно тот гонщик, который первенствовал на трассе в Монце.
На общую победу сейчас npетендуют лишь четверо — Найджел Мэнселл, Нельсон Пике, Ален Прост и Айртон Сенна. Но выиграть в Италии мечтали все 26 гонщиков, вышедшие на старт. Это и понятно. От того, как завершится для них сезон, зависят предложения от фирм, ведь благодаря этому можно удержаться в команде или остаться без работы. Конечно же, немалую роль, как всегда, играли и требования руководителей фирм. От результата, показанного в чемпионате конструкторов, прямо зависят поступления от спонсоров.
Как же выступили в Монце лидеры? Прост «засиделся» на своем «Макларене» на старте, пытался пересесть в запасную машину, а затем вновь занял место в основном автомобиле. Но даже стартовав с опозданием, к 18-му кругу чемпион мира вышел на пятое место. Затем решением судей Просту было приказано остановиться, так как его желание заменить машину в момент старта противоречило правилам,  и  он  был дисквалифицирован.
Другой соискатель, Сенна, сошел с трассы на первых ста метрах дистанции из-за неполадок в трансмиссии его «Лотуса-Рено», и до конца соревнований никто не мог соперничать с гонщиками «Уильямса». На последнем, финальном вираже они едва не столкнулись, но Пике все-таки пришел первым. Это была его четвертая победа в этом сезоне и еще один шаг к третьему титулу чемпиона мира.
...Вроде бы все идет спокойно в чемпионате  мира по  автогонкам на машинах '«Формулы-1», скоро финиш. Но это только видимость. Достигнув своих высот, предупреждают многие специалисты, «Формула-1» оказалась в опасной близости от глубокой пропасти. Именно те факторы, которые подталкивают ее к бездне, беспокоят сейчас руководство Международной федерации — ФИСА. В этом направлении в ближайшие 4—5 лет президент ФИСА Жан-Мари Балестр предсказывает большие перемены, которые должны создать, по его словам, «новый чемпионат «Формулы-1».
Основные настораживающие факторы — безопасность и стоимость гонок. Оказалось, что большинство из существующих трасс не соответствует нынешнему уровню гоночных машин и не может гарантировать безопасность ни пилотам, ни зрителям. Во время квалификационных соревнований в Монце произошло 11 поломок в двигателях, не считая четырех взорвавшихся турбин. Машины редко существуют в нескольких экземплярах, зачастую это опытные образцы, и, следовательно,   их   стоимость   очень   и очень   высока.
Постепенно теряют всякий смысл предварительные заезды. В этих заездах не действует правило об ограничении заправки горючим, что, разумеется, влияет на действия пилота. Для данных соревнований на гоночных машинах устанавливаются специально разработанные двигатели. Единственное, что пока оправдывает проведение подобных предварительных состязаний, — необходимость, распределения мест на старте.
Сейчас в мире «Формулы-1» оживленно дискутируется также такая проблема: не стоит ли вернуться к обычным двигателям, имеющим меньшую стоимость и более надежным в работе? Неужели дни моторов «турбо» сочтены? Еще один вопрос — емкость баков машин. Он становится настоящим яблоком раздора в отношениях между различными группировками конструкторов, пилотов и руководителей ассоциации конструкторов — ФОКА. Возможно, какие-то решения по этим проблемам будут приняты этой осенью — на исполкоме ФИСА.
 
Но это впереди. А сейчас, скажем, для альянса фирм «Уильямс-Хонда» самое важное не чемпионское звание их гонщиков Мэнселла или Пике, а победа в чемпионате конструкторов автомобилей «Формулы-1». Только, в этом случае можно рассчитывать на наибольшие поступления средств от фирм-спонсоров. Победа альянсу необходима как воздух, ибо только в этом случае он сможет поддержать на прежнем уровне свой многомиллионный бюджет. Именно поэтому на гонках в Португалии у Мэнселла и Пике будет но запасной машине.
Для Мэнселла, если он победит на этом этапе, это будет одиннадцатая гонка, в которой он набрал очки. По правилам, очки насчитываются в розыгрышах одиннадцати «Гран-при» из шестнадцати гонок чемпионата мира. В случае успеха на остальных этапах у Мэнселла будут выбрасывать худшие результаты и плюсовать более высокие. Для Пике же это будет только восьмая гонка, в которой он завоевал очки.
В. заключение о том кто сейчас в лидерах.
Чемпионат мира среди гонщиков. 1. Найджел Мэнселл (Великобритания) — 61 очко; 2. Нельсон Пике (Бразилия) — 56; 3. Ален Прост (Франция) — 53; 4. Айртон Сенна (Бразилия) — 48; 5. Кеке Розберг (Финляндия) — 22. Чемпионат мира среди конструкторов. 1. «Уильямс-Хонда» — 117 очков; 2. «Мальборо—Макларен» — 75; Л. *Лотус-Рено» — 50; 4. < Феррари» — 30.
Б.  МИХАЙЛОВ, Л. РОЖКОВ.

14 этап - "Большой приз Португалии". Пятничный выпуск "Морнинг стар".

Williams set for victory
NIGEL MANSELL and Nelson Piquet can not settle the world drivers' title in Sunday's Portuguese Grand Prix, but their duel for supremacy should leave their Williams team with the prestigious constructors' championship.
Mansell left the Italian round of the series at Monza two weeks ago still top of the standings, five points ahead of his Brazilian partner and rival.
Two races follow Estoril before the 16-round championship is concluded, Mexico, and then Australia, next month.
A total of 27 points are at stake, too many to decide the individual honours this weekend, even though Mansell will be forced to drop previous scores in the last two rounds if he is among the points again this weekend.
 
Only the best 11 results count and he has 10 to his credit already.
But Williams aim to clinch the team title for a third time
They won it in 1980 am) 1981 and need only three more points to put themselves beyond the reach of nearest challenger s McLaren, who have complete d the Formula One "double" fo; the last two years.
Williams also want to break McLaren's record 143.5 haul in 1984.
Constructors points are awarded to the finishing positions of both drivers in a team
Mansell and Piquet have enjoyed an immensely successful season: Two "one-two" finishes, four victories apiece, and only one Grand Prix, Austria, where they both drew a blank.

Репортаж "Советского спорта".

ЧЕМПИОН ПОЧТИ ИЗВЕСТЕН, НО...
Редко когда специалисты были так единодушны с дилетантами-любителями супергонок «Формулы-1». Сегодня их мнения схожи — давно в этих состязаниях не наблюдалось столь напряженной борьбы. За этап до финиша претендентов на высший титул сразу трое — Найджел Мэнселл, Нельсон Пике и Ален Прост.
Четырнадцатый этап, проходивший на трассе в Эшториле (Португалия), все-таки внес некоторую ясность — на одного претендента стало меньше. Знакомая гонщикам трасса, сухая солнечная погода — почти идеальные условия для опровержения любых прогнозов. Ведь достаточно кому-либо «выстрелить» со старта, и остальным его будет сложно достать.
Гоночное кольцо в Эшториле длиной 4 км 350 м. На этот раз зрителей здесь собралось в пять раз больше, чем в прошлом году, — 60 тысяч. И, пожалуй, никто не пожалел о своем многочасовом «карауле» в облюбованном местечке, хотя больших неожиданностей на трассе и не произошло. Гонщикам предстояло промчаться на своих болидах 70 кругов общей протяженностью 304,5 км. И героем этапа вновь, как часто бывало в этой сезоне, стал Мэнселл. Впервые за последние полтора года одному гонщику удалось лидировать на протяжении всей дистанции. Сразу же со старта Мэнселл ошеломил всех, включая прекрасного «стартера» Айртона Сенну. «Уильяме» Мэнселла буквально «выстрелил» со старта и резко ушел вперед, задав гонке немыслимый темп. Пилот выжимал из двигателя всю его мощность, тормозные диски раскалялись добела. Мэнселл в полной мере продемонстрировал тут свое дарование гонщика. Он остановился последним для замены покрышек на машине. Но даже при этой остановке сохранил преимущество в 38 секунд, что позволило гонщику вернуться на трассу задолго до того, как к боксам «подлетели» его конкуренты, и лидировать с большим отрывом от основной группы. По единодушному мнению, на этот раз Мэнселл победил в стиле Джима Кларка.
Молодым поклонникам автогонок, пожалуй, трудно до конца понять смысл этого сравнения. Но болельщики «Формулы-1» со стажем понимают, о чем здесь речь: о гонке, проведенной без единой ошибки, о победе на пределе возможностей машины и своего мастерства.
За второе место ожесточенная борьба развернулась между Сенной, Пике и Простом, итог которой оказался совершенно неожиданным для таких мастеров. Казалось, у Проста не было никаких шансов обойти обоих бразильцев. Но они так   увлеклись соперничеством между собой, что на 64-м круге Пике неудачно миновал поворот и пропустил вперед чемпиона мира. Не смог удержать его и Сенна. Айртон плохо рассчитал, и на последнем круге у его «Лотуса» кончился бензин.    Прост: оказался вторым, а Пике третьим.
Просчет Сенны стоил ему шансов на чемпионское звание — он теперь не может достать Мэнселла.
После финиша Мэнселл не сразу остыл от гонки и был очень возбужден: «Еще до старта я решил сделать все возможное, чтобы выйти вперед и не уступать лидерство до конца. Старт Получился просто прекрасным, а потом я уже не снимал ноги с акселлератора. Для меня это была самая важная гонка в нынешнем году. Мне надо было выиграть у двух чемпионов мира — Пике и Проста, которые шли за мной по пятам. И я сделал это».
Близится финиш чемпионата, и понемногу раскрываются планы владельцев команд на будущий сезон. Скажем, предполагается установка японских двигателей «Хонда» на машины «Лотус». Как следствие, «Лотус» нанимает никому не известного гонщика-дебютанта японца Сатору Накахима. В сфере «Формулы-1» это первый пилот-японец, который будет выступать на всех этапах мирового чемпионата. Таким образом, от экспорта двигателей «Хонда» переходит к экспорту пилотов «Формулы-1». Накахима займет место шотландца Джонни Домфриза, который в розыгрыше «Гран-При» в Португалии был девятым.
Решена участь и шведа Стефана Йоханссона, который выступает за «Феррари». 88-летний Эицо Феррари (владелец «конюшни») объявил, что в будущем году в «Феррари» останется Альборетто, а вместо Йоханссона будет выступать австриец Герхард Бергер. «С шести лет я представлял себя за рулем «Феррари», - поделился своей радостью Бергер, - Но это была только мечта, и я не рассчитывал, что она мвжет осуществиться». В Австрии многие считают его преемником Ники Лауды. Так, кстати, полагает и сам Лауда.
До последнего времени, однако, послужной список Бергера был очень скромен. Он успел выступить в розыгрышах более чем трех десятков «Гран-при», но лишь раз сумел подняться на пьедестал почета. А вот в Мехико на очередном этапе нынешнего чемпионата мира блеснул — обошел всех именитых соперников и недвусмысленно дал своей победой понять, что старый Энцо Феррари умеет делать свои ставки...
Итак, до конца чемпионата остался всего лишь один этап. В первенстве конструкторов победитель уже определился — это фирма.«Уильямс», набравшая 130 очков. А среди гонщиков почти не вызывает сомнения первый подобный успех Мэнселла. Но сам он более осторожен: «Пока еще ничего не ясно. Впереди тяжелая гонка, а от Пике и Проста я не столь уж далеко оторвался».
Б. МИХАЙЛОВ, А. РОЖКОВ (ТАСС — для  «Советско спорта»)

15 этап - "Большой приз Мексики". В репортаже "Морнинг стар" я почему-то не нашёл ничего интересного и предпочёл сохранить только схему трассы.

Заметка в "Советском спорте" была посвящена сразу двум заключительным этапам чемпионата.

Цитата из её фрагмента, касающаяся мексиканской гонки.
"Да, именно решающими моментами оказались для автогонщиков «Формулы-1» Найджела Мэнселла, Алена Проста

Владимир Коваленко:

Ален ПРОСТ: «Тем слаще жизнь»
В нынешнем году иа страницах «Советского спорта» мы подробно освещали этапы чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1». К нам в редакцию пришло немало писем с просьбой рассказать о самых знаменитых спортсменах-гонщиках, фаворитах «Формулы». Выполняя эту просьбу, мы предлагаем вашему вниманию интервью с Аленом Простом, которое перепечатываем из западногерманского журнала «Шпигель» с небольшими сокращениями.
 
— Господин Прост, какой у вас пульс?
— Сейчас 60, бывает 58 ударов в минуту.
 
— Ну, а каков ваш пульс за несколько секунд до старта?
 
— 85, а во время гонок 120 и выше.
 
— Знаком ли вам страх?
 
— Лучше бы назвать это концентрацией адреналина, возбуждением. Мне чужд страх перед аварией или болезнью.
 
— Когда вы ожидаете сигнала на старте в соседстве со 195 литрами легковоспламеняющегося горючего, на что вы надеетесь — на удачу, везение?
— Я надеюсь на Алена Проста.
 
— Принимают ли гонщики успокоительные таблетки перед стартом?
 
— Я этого не видел, но сам никогда не принимал. Не исключено, однако, что некоторые это делают.
 
— Альберт Аскари, Йохен Риндт, Ронни Петерсон, Элио де Анджеляс... Мортиролог погибших в автогонках «Формулы-1» длинен. Что заставляет вас рисковать жизнью,  ведь вы достаточно богатый человек?
 
— Никто из тех, кто принимает, участие в гонках, не делает это исключительно с целью обогащения. Я участвую в гонках потому, что люблю это дало, потому что я страстный автомобилист. Мне нравится так жить, нравится бросать вызов судьбе. Люблю скорость. Даже риск для меня — часть удовольствия. Сейчас мне 31 год. Если несчастье не настигнет меня, я буду участвовать в гонках и в 50 лет. Лучше прожить 10—15 лет интенсивно, с риском, чем 60 лет без увлечения и страсти.
 
— «Формула-1» овеяна мифами: смелые мужчины, которые рискуют жизнью в машинах, подобных ракетам. Они богаты, их окружают самые красивые женщины, рекой льется шампанское...
 
— Может, такая веселая жизнь была у гонщиков раньше? А сейчас, честно скажу, это работа и работа. Нескончаемые испытания новых шин, новых двигателей — перед состязаниями и после них...
 
— Альфонсо де Портаго, погибший в 1957 году, сказал: «Автогонщики счастливее других, потому что они острее ощущают жизнь перед лицом смерти. Они живут в мире, который понимают немногие...».
— Я не знал, что он это сказал, но и сам не раз повторял: чем блжже находишься, к смерти, тем сильнее наслаждаешься жизнью. Да, в нашей профессии надо знать пределы допустимого. Но, пожалуйста, не забывайте, что мы приносим немалую пользу. Автогонки многое дают серийному производству, промышленности.
 
— Вы в впрямь думаете, что «Формула-1» полезна?
 
— Дисковые тормоза, ремни безопасности, новые шины, амортизаторы и турбокомпрессор были испытаны и разработаны благодаря гонкам «Формулы-1». В сотрудничестве с авиационными концернами мы добиваемся успехов в области аэродинамики: Мы Движемся по технологическому кругу: самолетостроительные компании выигрывают от «Формулы-1», а она, к свою очередь, использует разработки их научно-исследовательских институтов. Тот, кто утверж дает, что от «Формулы-1» нет никакой пользы, пусть спросит себя: зачем люди высадились на Луну? Мир мог бы существовать и без этого приключения.
 
— «Формула-1» —это уже не спортивное, а скорее рекламное мероприятие...
 
— Мы живем В обществе потребления н не можем отмахнуться от этой реальности. Наш спорт не существовал бы без рекламы. Мы, гонщики, словно в сэндвиче, зажаты между спортом и рекламой.
 
— Волнуетесь ли вы, когда перед вами стартует новичок?
 
— Да, это всегда создает дополнительные трудности. Но ведь все начинали молодыми и| неопытными.
— До сих пор вам удавалось взбежать аварии...
— Была одна-единственная, когда я сломал руку. Вообще же аварии порой бывают поучительны. Странно, но они обыкновенно случаются не в начале карьеры. Как только гонщик почувствует себя уверенно, он смелее идет на риск. И тут-то порой и теряет чувство опасности. Инстинкт самосохранения не срабатывает.
 
— Как-то Ники Лауда на соревнованнях несколько раз промчался мимо горящей машины его товарища, а потом заявил: «Мне платят за то, что я кручу баранку». Вы остановитесь, если увидите, что ваш коллега в опасности?
 
— Да, если увижу, что могу ему помочь.
 
— Все гонщики в таких случаях остановятся?
 
— Нет, многие продолжат гонку. Но вовсе не для того, чтобы победить или занять хорошее место, а потому, что они не хотят видеть страданий. Я, к несчастью, в последние годы видел близко все катастрофы. Это тяжело. Некоторые гонщики отказываются смотреть на своих пострадавших товарищей. Не нужно их осуждать за это. Это нормальная человеческая реакция.
 
— Ваша жена присутствует на гонках так редко...
 
— Она бывает на трассе два-три раза в сезон. Когда я ей недавно сказал, что, может быть, год отдохну от гонок, и мы стали обсуждать, что же будем тогда делать, она удивила меня словами: «Ты не будешь счастлив. Продолжай свое дело!».

"Советский спорт", 26.10.86

Валерий Фролов:
Эта статья написана Сергеем Кузнецовым и мною. Если угодно, она может служить небольшим дополнением, так как содержит информацию, о которой не сообщается в приведённых выше статьях того времени...
 
 Конечно, об этих событиях всем прекрасно известно, но тем не менее Для полноты картины пускай будет...
 
 
 Борьба за титул: последняя схватка
 
 Часть шестнадцатая: Гран-При Австралии 1986 года Ход чемпионата
 
  Безусловно, сильнейшим автомобилем пелотона в этом сезоне располагала команда Williams. Но ещё весной в британской "конюшне" начались проблемы. Фрэнк Уильямс пострадал в тяжёлой дорожной аварии, навсегда приковавшей его к инвалидному креслу, и в отсутствие выздоравливающего босса заместители Фрэнка не могли справиться с ситуаций в команде. Ни Найджел Мэнселл, ни Нельсон Пике не был официально объявлен первым номером команды, и в итоге каждый из пилотов посчитал таковым именно себя.
 
 И тем не менее, до Гран-При Великобритании (девятый этап) только Мэнселл спорил с Аленом Простом из McLaren и Айртоном Сенной из Lotus за звание чемпиона мира. После каждого этапа отрывы между лидерами составляли два-три очка. Но после Гран-При Австрии Сенна попал в полосу неудач, и Мэнселл начал стремительно отрываться. После первого в истории венгерского Гран-При (одиннадцатый этап) Найджел опережал Сенну на семь, Пике на восемь, а Проста на одиннадцать очков.
 
 Следующий этап в Австрии Прост выиграл и сократил отставание от Мэнселла до двух очков. Но на Гран-При Италии Алена дисквалифицировали за замену машины после старта, зато Пике и Мэнселл принесли Williams дубль. В Португалии побеждает Мэнселл, но Прост второй, а Пике третий. В Мексике первую победу команде Benetton и себе лично приносит Герхард Бергер, Ален Прост вновь второй, Пике четвёртый, а Мэнселл всего-навсего пятый.
 
 В итоге перед последним этапом сезона троих лидеров разделяет семь очков, Сенна проигрывает лидеру чемпионата пятнадцать очков, а затем целая пропасть между Айртоном и Кеке Росбергом - 33 очка...
 
 
 Турнирное положение претендентов на титул перед последней гонкой
 
   КандидатыКоманда Очков До гонки Макс. возможное После гонки[/tr] [tr] [td]A. Prost[/td] [td]McLaren[/td] [td]64[/td] [td]8[/td] [td]72[/td][/tr] [tr] [td]N. Mansell[/td] [td]Williams[/td] [td]70[/td] [td]7[/td] [td]70[/td][/tr] [tr] [td]N. Piquet[/td] [td]Williams[/td] [td]63[/td] [td]9[/td] [td]69[/td][/tr] [/t]
   
    Пояснения по очковому балансу: В зачёт чемпионата мира шло одиннадцать лучших результатов сезона. Лишь Пике пока не преодолел эту планку и мог набрать максимум очков. Прост и Мэнселл же имели на своём счету по двенадцать результативных финишей, поэтому на последнем этапе Ален получал на одно, а Найджел на два очка меньше. Больше всего побед по ходу сезона завоевал Мэнселл - пять, дважды Найджел финишировал вторым и дважды - третьим. У Пике было четыре победы, два вторых и три третьих места. Самые скромные показатели у Проста: только три победы, четыре вторых и три третьих места...
 
 
 
 Перед гонкой
 
 Найджел Мэнселл лидирует в чемпионате мира весьма комфортно, поэтому для завоевания титула англичанину допустимо:  
* сойти, если соперники не наберут очков;
* финишировать впереди соперников;
* финишировать третьим при любом исходе гонки. У Пике и Проста только один шанс - и тому, и другому нужно побеждать, при условии, что Мэнселл финиширует не выше четвёртой позиции...
Перед гонкой в британской прессе развернулась целая полемика на тему "Если в гонке будет такой порядок: Прост - Сенна - Пике - Мэнселл, то пропустит ли Пике Найджела вперёд?". Ответом стало "Нет!", хотя мало кто сомневался, что Мэнселл одержит победу в Гран-При. Даже Соичира Хонда лично приехал в Аделаиду, чтобы увидеть триумф своих моторов в чемпионате мира.
В McLaren прекрасно понимали, что в открытом бою справиться с супермощными Williams-Honda не удастся. Следовало применить какую-то уловку, причём ею должно стать нечто, что связывает две британские "конюшни". И ничего лучше покрышек GoodYear придумать было просто невозможно! Задолго до решающей гонки Рон Деннис и другие представители команды начали распространять слухи о новых сверхпрочных покрышках, способных выдержать полную дистанцию гонки без замены. Шинники из GoodYear поспешили опровергнуть эти заявления и клятвенно заверили Williams, что поставляемые им покрышки ничем не отличаются от тех, что использует McLaren. Но в Формуле-1 есть негласное правило, что все опровержения следует читать справа налево, поэтому в Williams клюнули на уловку Денниса.
Ситуации добавляло пикантности и то, что для претворения плана Денниса в жизнь нужна была разменная карта, которой должен был стать напарник Проста Кеке Росберг. Однако чемпион мира 1982 года проводил свой последний в карьере Гран-При, и перед гонкой не уставал заявлять прессе, что борьба Проста за титул его не касается и помогать французу финн не намерен...
Наконец, Формула-1 прибыла на решающую гонку в Австралию. В командах царила крайняя нервозность, все контролировали друг друга, никто не хотел проиграть. Мэнселл объявил свой план на гонку - контролировать соперников и идти к победе. В квалификации Найджел берёт поул, довольно серьёзно (на треть секунды) опережая Пике. Прост четвёртый, Росберг седьмой. Было заметно, что Мэнселл находится в прекрасной физической и психологической форме, и Британия замерла в предвкушении первого титула со времён Ханта...

 
 Ход гонки Лучше всех стартовал Мэнселл, вслед за которым устремились Пике, Прост, Сенна... Айртон, впрочем, был очень активен, и уже к первому правому повороту прошёл соперников, выдавил Мэнселла с оптимальной траектории и возглавил гонку. Впрочем, Сенна не пролидировал и круга - на длинной прямой его проходит Нельсон Пике, который и заканчивает круг первым. Позади Нельсона идут Сенна, Росберг, Мэнселл, Прост, Бергер... Позади лидеров, в первом же повороте первого круга, происходит массовое столкновение, в котором сильно страдают Ferrari Микеле Альборето и Ligier Рене Арну. И если Арну отделался сменой покрышек, то Альборето вынужден прекратить гонку...
Но вернёмся к лидирующей группе. На первых же кругах у Айртона Сенны начинаются проблемы, и на четвёртом круге его проходит Росберг. Финн идёт очень быстро, и на седьмом круге проходит Пике и возглавляет пелотон. Первая часть плана McLaren выполнена.
Едва Росберг выходит в лидеры, активизируется Ален Прост. Француз активно атакует и последовательно проходит Сенну (11 круг) и Мэнселла (12 круг). На 23 круге разворачивается идущий вторым Пике, и Прост с Мэнселлом отыгрывают по одной позиции. Пара McLaren лидирует, но Мэнселл идёт третьим и пока что ситуация складывается именно в его пользу. Однако на 32 круге начинается главное действо, заготовленное McLaren.
При обгоне на круг Герхарда Бергера Прост якобы ошибается, и автомобили двух пилотов соприкасаются. Шины на болиде Алена повреждены, и француз возвращается в боксы. Механики команды выглядят совершенно неготовыми к этому "незапланированному пит-стопу" и целые 17,13 секунд меняют Просту шины. Специалисты GoodYear изучают покрышки, снятые с McLaren, и делают вывод, что шины действительно могут пройти полную дистанцию Гран-При без замены. Прост же возвращается в гонку четвёртым, и всё идёт к титулу Мэнселла - машина шла отлично, двигатель был надёжен, топлива достаточно, и шины, как выяснилось, должны выдержать...
 
 
Кульминация Гран-При наступает на 63-64 кругах. Сначала в конце длинной прямой останавливается лидирующий в гонке Росберг, и все видят, что одна из шин на его McLaren порвана в клочья. В боксах начинается переполох. В этот момент Мэнселла опережает Прост, но главная трагедия Найджела происходит кругом позже, когда на скорости 290 км/ч левая задняя шина на его Williams буквально взрывается. Вырывается сноп искр, машина начинает вилять, и пилот, борясь за свою жизнь, всё же останавливает болид за пределами трассы... Кадры этой аварии обошли весь мир, их и сейчас показывают как пример живописного несчастного случая в гонках. А тогда... "В таких ситуациях человек прекращает размышлять и действует. В тот момент я не думал о том, что упустил титул", - скажет после гонки Мэнселл. В Williams скажут, что планировали пит-стоп именно после 64 круга, но Найджел заметит, что никакого указания от команды на сей счёт он не получал...
До конца гонки остаётся 16 кругов, и специалисты GoodYear настойчиво рекомендуют Williams зазвать в боксы Пике. В этот момент Нельсон лидирует и идёт на чемпионский титул, но ещё одна подобная авария может закончиться не столь удачно, как в случае с Росбергом и Мэнселлом. На 66 круге Пике совершает быстрый пит-стоп и бросается догонять вышедшего в лидеры Проста. Бразилец выдаёт серию быстрейших кругов, догоняет француза, но все атаки Нельсона мастерски отбиты Аленом. Прост доводит гонку до победы. План McLaren удался!


 
P.S. На фоне этой гоночной драмы остались совершенно незамеченными другие события гонки: и прорыв на третье место Стефана Йохансона, и его борьба с Рикардо Патрезе, и удачное выступление пилотов Tyrrell Мартина Брандла и Филипа Стрейффа, и почти удавшийся финиш в очках неудачника старта Рене Арну...
 

 
 Гран-При Австралии 1986 года  Австралия - Аделаида 26.10.1986
 Foster's Australian Grand Prix Информация об этапе [td][/td][/tr][tr][td]Длина круга:[/td][td]3780 м[/td][/tr][tr][td]Количество кругов:[/td][td]82[/td][/tr][tr][td]Дистанция:[/td][td]309,960 км[/td][/tr][tr][td]Погода:[/td][td]переменная облачность, тепло, сухо[/td][/tr][tr][td]Победитель 1985 года:[/td][td]К. Росберг / Canon Williams Honda Team[/td][/tr][/table]
 
 
 [/t][/t][/t] ФП  Пилот                    Шасси        Время        Очки   Причина схода
  1  Alain Prost              McLaren      1:54:20.388  9.00
  2  Nelson Piquet БК         Williams      -00:04.205  6.00
  3  Stefan Johansson         Ferrari       -1 круг     4.00  
  4  Martin Brundle           Tyrrell       -1 круг     3.00
  5  Philippe Streiff         Tyrrell       -2 круга    2.00
  6  Johnny Dumfries          Lotus         -2 круга    1.00
  7  Rene Arnoux              Ligier        -3 круга
  8  Philippe Alliot          Ligier        -3 круга
  9  Jonathan Palmer          Zakspeed      -5 кругов
 10  Teo Fabi                 Benetton      -5 кругов
                        Не классифицированы:
 11  Patrick Tambay           Lola          70 кругов         столкновение
 12  Nigel Mansell            Williams      63 круга          взрыв покрышки
 13  Riccardo Patrese         Brabham       63 круга          электрика
 14  Keke Rosberg             McLaren       62 круга          взрыв покрышки
 15  Allen Berg               Osella        61 круг          
 16  Derek Warwick            Brabham       57 кругов         тормоза
 17  Christian Danner         Arrows        52 круга          двигатель
 18  Thierry Boutsen          Arrows        50 кругов         дроссель
 19  Ayrton Senna             Lotus         43 круга          двигатель
 20  Gerhard Berger           Benetton      40 кругов         сцепление
 21  Andrea de Cesaris        Minardi       40 кругов         потеря огнетушителя
 22  Huub Rothengatter        Zakspeed      29 кругов         подвеска
 23  Alan Jones               Lola          16 кругов         двигатель
 24  Alessandro Nannini       Minardi       10 кругов         авария
 25  Piercarlo Ghinzani       Osella         2 круга          главная передача
 26  Michele Alboreto         Ferrari        0 кругов         авария
 [tr][td]ФП - финишная позиция, БК - быстрейший круг[/td][/tr]Лидерство в гонке:   1-6    Nelson Piquet
 7-62    Keke Rosberg
63-64    Nelson Piquet
65-82    Alain Prost  

Сергей Сербин:
Какие люди! Большое спасибо за вашу рассылку, самую лучшую
из аналитических рассылок об автоспорте на русском языке.

Владимир Коваленко:
А что за рассылка?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии