Автор Тема: Кубок дружбы социалистических стран  (Прочитано 18447 раз)

Оффлайн Сергей Беднарук

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 1 290
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Темы об автоспорте в СССР и царской России" здесь уже есть, так почему не воссоздать и обсуждение о Кубке дружбы социалистических стран?
Недавно я упоминал на TNF, что планирую разместить там английские переводы своих обзоров Кубков дружбы 1986-1990 годов, которые были напечатаны на форуме "Формулы". Так вот, для начала я хотел бы их поместить здесь, чтобы вы смогли подправить мои ошибки. Итак, розыгрыш Кубка 1986 года:
1986 Cup of Friendship
In 1986 Cup of Friendship the USSR team was obvious favorite. First time in Formula Easter Soviet drivers had got good equipment. New car Estonia-21M was much better than seven years old SRG-MT77 of the GDR team and Czechoslovakian Metalex-106. Also engineers at Research Institute of Tyre Industry had prepared new tyres special for Cup of Friendship. It was one of the best rubber in this Cup. Also the power of VAZ engines was increased (before this time, the same engines but forced by CSSR and GDR teams had great advantage compared with standard engines of Soviet team). But Soviet engines were forced not at the factory, but at small garages of Soviet mechanics, and this was affected on reliability. In the end, Soviet drivers won four victories in six races (in Hungary USSR team didn't start), but because of bad results in other races they can't won Cup. The best result of Soviet drivers was six place of Victor Kozankov. In the team classification the USSR team was only fourth.
Resembling situation was in touring racing. VAZ-2105 was a little bit quicker than Czechoslovakian Skoda, but had more worse aerodynamic and the greater weight. But the main problem for Soviet drivers like in Formula Easter was reliability of their cars.
Drivers from USSR won four victories in touring category, but in the other races they had problems with gearboxes and ignition. Because of it Alexey Grigoriev was second in the Cup only two points behind Vazlav Tomashek. In the team championship the USSR team was only third.Сергей Беднарук38287,8534837963

Оффлайн Павел Лифинцев (.ru)

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 447
  • Карма 32
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #1 : Октября 29, 2004, 05:44:41 »
Ошибок, конечно, много, но я бы выделил одну, которая кажется мне наиболее существенной: это сама попытка перевести текст слово в слово. Это неправильно. Русский текст, как бы хорошо он не был написан, будучи переведённым таким способом, выглядит коряво, как машинный перевод: читать можно, смысл понятен, но глаз цепляет. Я это понял, когда только начинал делать наброски статей об автоспорте в царской России: сначала ты думаешь, как бы получше написать по-русски, а потом ломаешь голову над тем, как это перевести. Выход: постараться сразу писать по-английски. Сложно, разумеется, но выполнимо. Что касается твоего, Сергей, перевода (то, что я сказал выше, это как бы на будущее), то вот некоторые ошибки:
If something's really bad, you can always make it worse...

Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #2 : Октября 29, 2004, 07:15:32 »
Правильно пишется Vlastimil Tomašek.

Оффлайн Павел Лифинцев (.ru)

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 447
  • Карма 32
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #3 : Октября 30, 2004, 10:36:23 »
Цитата: .ru
Во-первых, по-английски так не говорят: ''автомобиль марки такой-то''. Правильнее будет: ''The new Estonia...''
Не совсем корректно я выразился. Можно сказать, например, ''the new Ferrari sports car'' (без указания модели), но вот ''the new Ferrari F430 sports car'' – это коряво.
If something's really bad, you can always make it worse...

Оффлайн Алексей Грушко

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 4 257
  • Карма 482
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #4 : Ноября 09, 2004, 13:05:25 »
Старая тема с форума "Формулы" - http://unicorn-f1.narod.ru/Andere/ExForumThread-CupSocialistic.zip
*************
Я должен извиниться перед Сергеем Б. – я обещал разместить результаты его исследований Кубка дружбы у себя на сайте еще в конце лета, но до сих пор это не сделал. Просто я хотел найти еще какую-нибудь информацию (в частности, про 1989 год, с которого я планировал начать) и нормально оформить «под сайт», но постоянно отвлекался на что-то другое. Теперь я уже почти «закончил» 1989, но у меня есть несколько вопросов.
Первый касается календаря гонок. sat в теме про Кубок дружбы на TNF (60164) опубликовал такой календарь:
Poznan 21.05
Riga 16.07
Schleiz 06.08
Resita 17.09
У Сергея указаны такие гонки, как Познань, Рига, Ресита и Мост, причем Мост обозначен только для класса гоночных автомобилей. Аналогичный календарь и на сайте http://www.puru.de/pff89.html. В имеющихся у меня «За Рулем» есть только информация о гонке в Познане. На сайте Progcovers я нашел обложку только для гонки в Познане, и дата там совпадает с датой sata. Результаты для Моста есть, а для Шляйца – нет. В АМС, №3, 1990, с.15 (статья про Козанкова) сказано, что Козанков и Асмер одержали по две победы и набрали одинаковое количество очков в Кубке 1989 года (больше вообще никакой информации про Кубок дружбы-89 в АМС 1990-го года я не нашел). Для гонки в Мосте как победитель указан Томас Напа. Где тогда была 2-я победа Асмера? Получается, что в Шляйце. Но что за гонка в Мосте? Так какой же календарь верен? Точно известно, что было четыре этапа (таблица Шугурова на с. 15 АМС №1-1991)
Второй вопрос порожден соображениями по-поводу набранных очков. Известна система начисления очков в Кубке – 50-46-43-41-40-39… (только для финишировавших)
Известны окончательные результаты года с очковым балансом. Зная систему начисления и результаты, можно кое-что прикинуть.
Гоночные автомобили:
В. Козанков (СССР) - 146 очков
Т. Асмер (СССР) - 146
А. Потехин (СССР) - 132
В. Лим (ЧССР) - 127
У. Пыльд (СССР) - 119
Х. Опитц (ГДР) - 116 Козанков – 1-й в Познане, 1-й в Риге, 2-й в Ресите – 50+50+46=146. Совпадает. Можно предположить, что на 4-м этапе он не участвовал или не финишировал. Асмер – результат в Познане неизвестен, 2-й в Риге, 1-й в Ресите, Шляйц (?) – победа (?). 50+46+50=146. Можно предположить, что в Познане Асмер или не финишировал, или не стартовал. Потехин – 3-й в Познане, 3-й в Риге, 3-й в Ресите, результат в Шляйце неизвестен. 43+43+43=129 очков. 3 очка могли быть заработаны в 4-й гонке, что равнозначно 42-му месту. Реально ли такое? Лим – 2-й в Познане, 4-й в Риге, 9-й в Ресите, Мост незвестен. 46+41+36=123 очка. Т.е., в Шляйце было заработано 4 очка. 41-й? Пыльд – 6-й в Познане, остальные три результата неизвестны. 6-е место=39 очкам. Остается еще 80 очков. Возможные варианты – в Познане финиш ниже 12-го места, Рига – 8-й, 9-й или ниже 10-го, Ресита – ниже 18-го, Шляйц – ниже первого. Опитц – 4-й в Познане, в Риге местно неизвестно, 6-й в Ресите, в Шляйце также результат не известен. 41+39=80. Остается еще «найти» 36 очков. Возможные варианты – в Риге 9-й или ниже 10-го, в Шляйце – ниже 8-го.
Туринг:
Ю. Кацай (СССР) - 136 очков
Ф. Дошек (ЧССР) - 129
Й. Студенич (ЧССР) - 126
А. Григорьев (СССР) - 126
К. Гольке (ГДР) - 123
Л. Бареш (ЧССР) – 122 Кацай – 2-й в Познане, 1-й в Риге, Ресита и Шляйц неизвестны. 46+50=96 очков. Остается 40. Ниже 6-го в Ресите (кроме 11, 13, 15) и ниже 5-го в Шляйце. Дошек – неизвестно в Познане, 3-й в Риге, 3-й в Ресите, Шляйц неизвестен. 43+43=86. Остается 43 очка. Это или третий и ниже в Шляйце и/или 8-й, 11-й, 13-й, ниже 15-го в Познане. Студенич – 1-й в Познане, остальные гонки неизвестны. Остается 76 очков. Это могут быть такие места: Рига 7-11, 13-14, 16-22, 24 и ниже; Ресита 4, 6-10, 12, 14, 16 и ниже; Шляйц – любое. Григорьев – 3-й в Познане, 2-й в Риге, Ресита и Шляйц неизвестны. 43+46=89. 37 остается (максимум – одно 8-е место или 2 результата похуже). Ресита 8-10, 12, 14, 16 и ниже. Шляйц 8-е и ниже. Гольке – Познань неизвестна, 5-й в Риге, 5-й в Ресите, Шляйц неизвестен.40+40=80. Остается 43 очка. Это не выше 3-го в Шляйце и/или 8, 11, 13, 16 и ниже в Познане. Бареш – 9-й в Познане, остальные результаты неизвестны. 122-36=86 очков остается. Рига 7-11, 13-14, 16-22, 24 и ниже; Ресита 4, 6-10, 12, 14, 16 и ниже; Шляйц – любое.
Если человек эмоционален, это еще не означает, что он не прав

Оффлайн Алексей Грушко

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 4 257
  • Карма 482
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #5 : Ноября 30, 2004, 12:37:59 »
На оффициальном сайте трассы Шляйц (www.schleizer-dreieck.de) в разделе про историю ("Хроника") есть кое-что и про Кубок. "Assmre und Kasankow fixierten den Rundenrekord 1989 mit 2:24,64 min = 169,624 km/h und Assmer wurde Streckenrekordhalter mit 165,034 km/h. Welch eine Entwicklung!". - "Асмер и Казанков установили рекорд круга ... и Асмер стал обладателем рекорда круга в гонке (вроде бы так можно перевести Streckenrekordhalter)". Гонка в 1989 в Шляйце была. Повторяю вопрос, может кто-то и не заметил, - какие результаты гонки и что тогда за гонка в Мосте?
Если человек эмоционален, это еще не означает, что он не прав

Оффлайн Алексей Грушко

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 4 257
  • Карма 482
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #6 : Декабря 08, 2004, 13:56:57 »
Нашел обложку программки гонки в Шляйце
http://www.progcovers.com/motor/schleiz060889.jpg
Дата совпадает, но нигде не написано, что это гонка Кубка дружбы.
Если человек эмоционален, это еще не означает, что он не прав

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 719
  • Карма 1907
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #7 : Августа 03, 2005, 01:37:12 »
Хроника Кубка дружбы
Когда мы сегодня говорим о Кубке дружбы применительно к автомобильному спорту, то хорошо представляем себе серию соревнований, которые каждый год проводятся в странах социалистического содружества на трассах кольцевых гонок, ралли, картинга, а в последнее время и автокросса. Тот, кто следит за результатами выступлений сильнейших автоспортсменов соцстран, знает о многих блистательных победах в Кубке наших раллистов и мастеров картинга. В последние годы фамилии советских гонщиков все чаще появляются и среди победителей кольцевых гонок, с которых, собственно, и ведут начало Кубки дружбы по автоспорту.
Первые старты кольцевиков в розыгрыше почетного трофея прошли в 1963 г. на трассах ВНР, ГДР и ПНР без участия наших гонщиков. Правда в 1961 и 1962 гг они мерились силами с зарубежными мастерами в товарищеских соревнованиях на «Невском кольце» в Ленинграде, но это была лишь первая проба сил.
.. В 1966 г. на старт вышла новая модель советского гоночного автомобиля «Эстония-9» с кузовом из стеклопластика, построенная на Таллинском авторемонтном заводе. За рулем находился ее конструктор Антс Сейлер.
В то время на гоночных трассах лидерство принадлежало выдающимся гонщикам и конструкторам Гейнцу Мелькусу (ГДР) и Ежи Янковскому (ПНР). Их автомобили «МелькусВартбург-65» и РАК, как и все другие в Кубке дружбы, относились к 3-й формуле — с двигателями рабочим объемом до 1000 смз на базе серийных.
В следующем году советские спортсмены начали выступать по полной программе Кубка. С тех пор минуло почти 20 лет. И нашу хронику Кубка дружбы по кольцевым гонкам мы поведем именно с того самого года. Итак...
1967 год
Он был примечателен не только выступлением нашей сборной на всех четырех этапах в Дьёре (ВНР), Кракове (ПНР), Брно (ЧССР) и Дрездене (ГДР), но и появлением у команды ГДР нового серьезного соперника в лице гонщиков ЧССР. Именно на этих соревнованиях чехословацкие мастера заявили о себе во весь голос. Они располагали автомобилями «Шкода-ФЗ» с четырёхтактными двигателями мощностью 90 л. с. при 8000 об/мин. Несколько тяжеловатая конструкция этой модели отличалась, однако, высокой надёжностью. Кроме того, центральный автомотоклуб ЧССР ЦАМК приобрел два первоклассных по тем временам «Лотос-41-Косворта» с двигателями мощностью около 110 л. с. Новые польские модели РАК-67 тоже оснащались двигателями «Форд-Косворт». И все же две победы на этапах и одно 3-е место принесли в конечном счете успех Мелькусу. Небезынтересны были результаты советских гонщиков: в Дьоре у Юрия Андреева — 6-е место, в Краковеу Вадима Ржечицкого — 16-е место, в Дрездене — у Хенрика Саарма— 7-е. В командном зачете по итогам сезона наша сборная была лишь пятой.
1968 год
Один из трех этапов Кубка проводился в Риге на трассе Бикерниеки. Советские спортсмены выступали на автомобилях «Эстония-9» с двигателями «Вартбург». В Риге Энн Гриффель, Юрий Андреев и Владимир Греков заняли соответственно 4, 5 и 6-е места. Это обеспечило им третье командное место, что расценивалось тогда как успех.
По итогам же сезона в личном зачете первенствовал 54-летний Мирослав Фоусек из ЧССР. Наши Гриффель, Греков и Андреев заняли соответственно 7, 8 и 10-е места. В командном зачете сборная СССР была четвертой.
1969 год
Технические требования Кубка разрешили тогда использовать не только агрегаты, но и автомобили, целиком изготовленные за пределами социалистических стран. Чехословац-' кие гонщики Владимир Губачек и„ Владимир Ондржейик уже располагали английскими «Лотос-41». Н автомобилях поляков Лонгина Беляка и Юзефа Келбани стояли англииские двигатели «Форд-Косворт». Для лидера сборной страны Юрия Андреева был приобретен скоростной: автомобиль — итальянский «Де Саиктис» с двигателем этой же марки мощностью 95 л. с.
Среди отечественных новинок надо отметить появление «Эстонии-9М» с дисковыми тормозами, на которой Гриффель финишировал в Щецине седьмым.
Из четырех этапов в Хавиржове (ЧССР), Минске (СССР), Щецине, (ПНР) и Шляйце (ГДР) три выиграли чехословацкие гонщики на «лотосах». Андреев в Шляйце финишировал вторым и в Щецине — четвертым. Итог — 4-е место по сумме очков и солидный вклад в командную копилку, позволивший сборной СССР в 1969 г. выйти на призовое 3-е место.
1970 год
Оснащение импортной техникой продолжалось. Поляки Ксаверий Франк и Збигнев Сухарда участвовали в гонках на отечественных автомобилях «Промот-67» с английскими двигателями «Форд-Хольбай» мощностью 110 л. с. Юрий Андреев на «Де Санктисе», выступая во всех четырех этапах, был в Хавиржове и Минске вторым, в Шляйцетретьим и в Щецине — четвертым. Таким образом, в личном зачете советский гонщик впервые в истории Кубка занял 2-е место. Это уже был реальный успех.
«Эстонии-9М-Вартбург» не всегда работали надежно. Поэтому суммарный результат у других наших спортсменов оказался невысоким — у Гриффеля 11-е место, Лайва — 12-е и Саарма — 13-е. А в командном зачете советская сборная по сумме очков была четвертой.
1971 год
Вступила в действие новая международная формула 3, которая ограничивала рабочий объем двигателей 1600 см3. Приобретенные для сборных команд ПНР и ЧССР двигатели «Косворт» и «Хольбай» к этому времени уже у многих имели значительный износ, поэтому гонщикам этих стран пришлось временно отказаться от участия в Кубке. Количество этапов сократилось до двух (Минск и Шляйц). В этих условиях было решено на год разрешить использовать автомобили, отвечающие требованиям как новой, так и старой формул 3.
Гейнц Мелькус применил на своей новой модели «Мелькус-71» расточенный до рабочего объема 1100 см3 трехцилиндровый двигатель «Вартбург», подняв его мощность до 80 л. с. Советские гонщики Анатолий Себейкин и Лев Шувалов отдали предпочтение четырехтактным двигателям: первый — «Москвичу-412» с впрыском топлива, второй — ВАЗ-2101. Несколько членов сборной СССР перешли на новую модель автомобиля «Эстония-16М». Впервые в гонках на Кубок выступал вместе с Г. Мелькусом его старший сын Ульрих.
По итогам двух этапов сборная команда ГДР заняла 1-е место. В личном зачете наш Энн Гриффель был четвертым.
1972 год
Поскольку международная формула в конкретных условиях Кубка оказалась неприемлемой — в странах социалистического содружества не выпускались двигатели, которые могли бы стать базой для гоночных силовых агрегатов, — была принята другая гоночная формула — «Восток» (в некоторых странах ее называют «Эстер»). Она базируется на серийных двигателях производства социалистических стран с одним серийным карбюратором и строго ограниченным количеством переделок. Рабочий объем лимитирован 1300 см3.
С новой формулой пришли и новые автомобили. Среди них — очень легкие (412 кг) чехословацкие «Металэкс-102» с моторами «Шкода-1000 МБ» (1107 см3 60 л с ) На советских автомобилях «Эстония-16М» и более новых «Эстония-1ВМ» появились двигатели ВА3-2101.
Кубок разыгрывался в три этапа: в Мосте (ЧССР), Минске (СССР) и Шляйце (ГДР). Победителями стали соответственно Гейнц Мелькус (ГДР), Иржи Росицкий (ЧССР) и Ярослав Бобек (ЧССР). Лучшие места, занятые советскими гонщиками на этапах: 10-е в Мосте у Мадиса Лайва, Б-е в Минске у Анатолия Альхимовича и 2-е в Шляйце у Энна Гриффеля.
Суммарный результат по итогам Кубка ни в личном, ни в командном зачетах не выводился.
1973 год
Для расширения круга участников гонок на Кубок дружбы принято важное решение — разыгрывать его не только на гоночных автомобилях формулы «Восток», но и на легковых класса 1600 см3 группы А2. Это сразу привлекло новый контингент гонщиков, выступавших на «Москвичах-412» (1478 см3, 110 л. с), ВАЗ-2103 (1451 см3, 110 л. с.), «Шкодах-120 С» (1200 см3, 110 л. с.), «Польском ФИАТе-125 П» (1475 см3, 130 л. с.).
Наметились сдвиги в конструкции гоночных автомобилей. Советские мастера полностью перешли на автомобили «Эстония-18М» с двигателями ВАЗ, Использовали эти двигатели и некоторые спортсмены ГДР. Тогда же было решено увеличить количество этапов до пяти (Мост, Минск, Заксенринг, Шляйц, Торунь). В итоге резко возрос интерес к соревнованиям на Кубок. Печать социалистических стран быстро отметила эти положительные сдвиги— отчеты о соревнованиях на Кубок дружбы стали постоянно появляться на страницах спортивной прессы, в телевизионных программах. Можно смело сказать, что начиная с 1973 г. Кубок получил не только широкое признание, но, по существу, стал чемпионатом социалистических стран в кольцевых автогонках.
Показательно, что в том же году победили ранее малоизвестные спортсмены, хотя среди участников было немало ветеранов с солидным стажем выступлений в различных международных встречах.
Лучшие результаты, показанные советскими гонщиками за сезон,— 2-е место Лайва в Минске на «Эстонии-18» и 5-е Юрия Теренецкого в Минске на «Москвиче-412». В итоге на гоночных автомобилях Саарм занял суммарное 5-е место, а сборная страны — 2-е. На легковых автомобилях Арнольд Дамбис по сумме очков был семнадцатым, а наша команда — четвертой.
1974 год
Снова Кубок был разыгран в пять этапов: Минск (СССР), Заксенринг (ГДР), Шляйц (ГДР), Мост (ЧССР), Торунь (ПНР). На гоночных автомобилях Лайв, Гриффель, Греков соответственно в Минске, Мосте и Торуни занимали 5-е места. По сумме очков Гриффель вышел на 4-е, Греков — на 5-е место, а сборная страны стала третьим призером.
На легковых автомобилях опытные чехословацкие спортсмены завода «Шкода» на каждом из этапов занимали почти все призовые места. И все же 2-е место вазовского гонщика Якова Лукьянова, занятое им в Торуни, показало, что непобедимых соперников нет. По сумме очков лучшим среди наших спортсменов стал Валерий Анкуда — 7-е место. В командном зачете советская сборная была третьей.
1975 год
К этому сезону советская сборная готовилась очень серьезно и прежде всего в том, что касалось совершенствования автомобилей и сервисного обеспечения команды. Результаты не замедлили сказаться.
На первом из пяти этапов, в Минске, советские гонщики на автомобилях «Эстония-18» заняли все призовые месте: Мадис Лайв, Владислав Барковский, Владимир Греков. В Шляйце Барковский был четвертым, в Мосте — вторым, а в Торуни вторым финишировал Лайв. Впервые в зачете Кубка дружбы по гоночным автомобилям с лучшей суммой очков победил Лайв, вторым был Барковский. Да и в командном зачете наша сборная вышла на почетное 2-е место. Это уже расценили как настоящий успех.
Но почивать на лаврах было преждевременно. Чехословацкие гонщики получили новые автомобили «Металэкс-103», конструкция которых, как показало будущее, оказалась' очень удачной.
На легковых автомобилях лидирующее положение сохранили спорт-. смены ЧССР. К 1975 г. в ФИА были гомологированы (утверждены как серийные) по группе А2 «Шкоды130РС» с задним расположением двигателя (1298 см3, 130 л. с). Их масса составляла 780 кг, а максимальная скорость превышала 210 км/ч. Тягаться с ними было нелегко. И тем не менее в Минске Виталий Богатырев на ВАЗ-2103 (1451 см3, 110 л. с.) сумел пробиться на 2-е место. По сумме же очков наилучший результат показал Яков Лукьянов— 5-е место. В командном зачете сборная СССР была второй. Словом, усилия наших гонщиков, тренеров и механиков не пропали даром— советские гонщики утвердились в группе лидеров розыгрыша Кубка,
1976 год
 С этого сезона решено было допускать легковые автомобили группы А2 с двигателями рабочим объёмом не 1600, а 1300 см3. Это позволяло еще больше расширить число участников, поскольку в ряде социалистических стран поступили в продажу автомобили «Дачия» (СРР) и «Застава» (СФРЮ) с 1300-кубовыми двигателями.
У нас продолжалась модернизация автомобилей «Эстония-1ВМ», В Минске, на первом из пяти этапов, вновь все призовые места заняли представители СССР — Мадис Лайв, Анатолий Альхимович, Юкк Рейнтам.
1976 г. ознаменовался сменой поколений у таких сильных команд, как ГДР и ЧССР. В полную силу заявил о себе Ульрих Мелькус. Он по-прежнему стартовал на автомобилях конструкции своего отца, но марка изменилась: теперь они назывались СРГ. Успешно выступили  новом сезоне Вольфганг Гюнтер (ГДР), Иржи Черва, Петр Самохил (ЧСС и другие.
Кубок на гоночных автомобилях выиграл Чарва, оставив позади Карел Илека (ЧССР) и Мадиса Лайва (СССР» которые довольствовались 2-м и 3-местами. В командном же зачёте сборная СССР по сумме очков сохранила за собой 2-е место.
Среди гонщиков, стартовавших на легковых автомобилях, тоже появились новые имена. Зденек Во  тех и Бретислав Энге (ЧССР), Валерий Вайшвила (СССР) начали понемногу теснить ветеранов. Правда опытный Отакар Брунцлик по очкам стал победителем, но Войтех уже  вышел на 3-е призовое место. Из советских спортсменов лучшим был  Ювеналий Крюков — четвертый.
Особенно отрадно, что и на легковых автомобилях нам удалось со хранить 2-е командное место. Завоеванный годом раньше плацдарм в обоих классах сборная удержала. Теперь следовало готовиться к тому, чтобы развивать успех.
1977 год 
До этого года в розыгрыше Кубка дружбы стартовали спортсмены СССР, ЧССР, ГДР, ВНР, ПНР. Теперь к ним присоединились гонщики Болгарии. Союз болгарских" автомобилистов предложил включить в календарь еще один этап — в НРБ на трассе, проложенной по улицам курортного города Албена (с тех пор болгарские гонщики неизменно участвуют в состязаниях).
Год примечателен еще и появлением на трассах гонок новых моделей. Среди них «Эстония-19М» конструкции Рауля Сарапа, «АвиаАЕ1» конструкции Вацлава Лима (ЧССР), СРГ-МТ77 Гейнца Мелькуса. В группе легковых автомобилей А2 наряду со «Шкодами-130РС» с задним расположением двигателя на старт вышли переднеприводные «Заставы-101».
Максимальная скорость СРГ-МТ77 с довольно совершенным по аэродинамике кузовом равнялась 215…220 км/ч, в то время как «Металэкс-103» и «Эстония-18» были на 15...20 км/ч тихоходней, хотя двигатели их располагали мощностью около 80...88 л. с. Показательно, что на подавляющем большинстве автомобилей стояли советские моторы ВАЗ-21011, хорошо поддавшиеся форсировке.
В классе легковых автомобилей тон по-прежнему задавали «Шкоды130РС». При мощности 125...130 л. с. их максимальная скорость достигала 200...220 км/ч. У ВАЗ-21011 из-за угловатой формы кузова аэродинамические показатели были несколько хуже и при менее мощных (115... 120 л. с.) двигателях автомобиль развивал 180...190 км/ч.
Участники вели борьбу на пяти трассах: в Минске (СССР), Шляйце (ГДР), Мосте (ЧССР), Торуни (ПНР) и Албене (НРБ). На гоночных автомобилях команда ЧССР располагала очень сильным составом: Карел Илек, Вацлав Лим, Иржи Черва. Им реально противостоял««лишь Ульрих Мелькус (ГДР) и наш Тоомас Напа. О возможностях эстонского гонщика можно было судить по 4-му месту в Минске и 3-му в Торуни. В итоге он вышел на 6-е место, а сборная СССР по сумме очков осталась на 2-м.
На легковых автомобилях совет:кие гонщики почти на всех трассах финишировали четвертыми: Виталий
Богатырев в Минске, Валерий Вайшвила в Мосте, Торуни и Албене. Оставить позади опытнейших Олдржиха Брунцлика, Милана Жида, Олдржиха Хорсака было нелегко, но по сумме очков Вайшвила пробился на 3-е призовое место, а сборная страны надежно заняла ставшее уже для нее традиционным 2-е место.
1978 год
Девять лет советский этап Кубка проводился под Минском. Но трасса «Боровая» уже не удовлетворяла возраставшим требованиям, и в 1978 г. для этих целей стали использовать новую трассу «Чайка», сооруженную на окраине Киева. Она была несравненно лучше оборудована и спланирована.
Вслед за Киевом состоялись этапы на традиционных уже трассах: Шляйц, Мост, Торунь, Албена. В предыдущие два года советская сборная стремилась закрепиться на завоеванном плацдарме. Теперь она попыталась продвинуться вперед. В классе гоночных автомобилей Барковский вышел в Киеве на 3-е место, потом Напа был вторым в Торуни и выиграл этап в Албене.
По сумме очков в личном зачете Нала вышел на 2-е, Барковскийна 5-е место. Правда, в командном зачете пришлось отступить на 3-е место, но это с лихвой компенсировали наши гонщики, выступавшие на легковых автомобилях. Виталий Богатырев трижды (в Киеве, Торуни и Мосте) финишировал вторым, Вайшвила в Мосте, а затем Владимир Трушин в Албене занимали 2-е места. Наконец в Албене Вайшвилой была одержана долгожданная победа. Да, это был еще один несомненный успех советских кольцевиков. В итоге по сумме очков Богатырев выдвинулся на 2-е место, Вайшвила — на 4-е. И командная победа по результатам всех этапов — первая в классе легковых автомобилей!
1979 год
Снова Кубок разыгрывался в пяти этапах на тех же трассах. Во всех командах заметно повысился интерес к результатам не только в личном, но и в командном зачете.
В этой обстановке самоотверженность и боевой дух участников могли стать дополнительным и очень важным фактором в достижении успеха. Так, в Киеве на автомобиле Напы, когда он шел вторым, пришлось срочно заменить колесо. Это отбросило гонщика далеко назад. Но, не пав духом, он набрал достаточное количество очков, позволившее команде занять 2-е место. Правда, в личном зачете неудача в «родных стенах» оказалась непоправимой. 3-е место в Торуни и 2-е в Албене не смогли улучшить позиций Напы. В итоге он закончил сезон четвертым, а Александр Медведченкошестым. В командном зачете сборная СССР вернула себе 2-е место. На легковых автомобилях Виталий Богатырев выиграл киевский этап, финишировал вторым в Мосте. 2-е место было и в активе у Трушинав Киеве. Добавим сюда два 3-х места: Михаила Богатырева в Киеве и Вайшвилы в Албене. По сумме очков Виталий Богатырев стал вторым, а его младший брат — четвертым. В командном же зачете мы уступили завоеванное первенство чехословацким гонщикам, заняв 2-е место.
1980 год
Снова все те же пять этапов. В классе гоночных автомобилей сезон для нас оказался неудачным. Сильнейший гонщик Тоомас Напа вышел по сумме очков лишь на 9-е место, а сборная СССР заняла в командном зачете 3-е место. Выяснилось, что соперники, совершенствуя технику, смогли добиться большего, чем мы. Дебют в Шляйце моделей конструкции МАДИ, передовых по замыслу, но весьма «сырых» по исполнению, обернулся неудачейоба автомобиля выбыли из борьбы на первых этапах. Новые же «Эстонии-20» советская команда получила в конце сезона, поэтому они не смогли заметно повлиять на расстановку сил.
Годом раньше в последний раз видели на трассах победоносные «Шкоды-130РС». Изменения в технической регламентации сделали невозможным их дальнейшее участие в соревнованиях в 1980 г., все сильнейшие гонщики на легковых автомобилях обратили свои взоры к ВАЗ-21011. За нашу сборную, как и в прошлые годы, выступал Виталий Богатырев, выигравший этапы в Киеве и Торуни и финишировавший третьим в Мосте. Итог — 2-е место в личном зачете и 2-е место у команды СССР.
1981 год
Хотя количество этапов осталось прежним, в календаре наряду с традиционным Киевом, Шляйцем, Албеной появились две новые трассы — в Хавиржове (ЧССР) и Кольцах (ПНР). Последняя, как и в Албене, предъявляла высокие требования прежде всего к мастерству гонщика — мощный двигатель и хорошая конструкция еще не гарантировали успеха.
Появилось новшество и в технической регламентации. На легковых автомобилях группы А2 предельно допустимый рабочий объем двигателя подняли с 1300 до 1500 см3 чтобы открыть возможность использования «Польского ФИАТа-125П», «Москвича-2140» и ВАЗ-2103. Однако нововведение себя не оправдало и на следующий год пришлось вернуться снова к «потолку» в 1300 см3. В классе легковых автомобилей подавляющее большинство участников стартовало на ВАЗ-21011, и в их числе будущий победитель Мирослав Хержман из ЧССР. Наряду с нашими «Жигулями» выступали переднеприводные «Заставы-101» югославского производства и румынские «Дачии-1300». Румынские гонщики удачно дебютировали на киевской трассе, где заняли 2-е командное место.
На гоночных автомобилях «Эстония-20» советский спортсмен Тоомас Напа выиграл этап в Кельцах и был вторым в Киеве, а Тойво Асм и Александр Медведченко завоевали, 3-и места соответственно в Кельце и Киеве. Такие результаты позволили Напе выйти на 2-е, а Медведченкона 6-е место, но в командном зачете выше 3-го места подняться не удалось.
На легковых автомобилях наша сборная выступала ровно. По сумме очков Михаил Богатырев стал четвертым, Александр Нуждин — пятым, а Николай Бахмуров — шестым. В командном же зачете во второй раз победили гонщики СССР, доказав, что они по праву среди сильнейших в розыгрыше Кубка дружбы и способны на равных бороться с многолетними лидерами кольцевых гонок — спортсменами ЧССР и ГДР.
1982 год
Снова Кельце, Киев, Шляйц, Мост, Албена.
В классе гоночных автомобилей Тоомас Нала был вторым в Киеве, четвертым — в Кельцах и Албене, а Эдгар Линдгрен — четвертым в Киеве. Итоговый результат: Напачетвертый, Линдгрен — шестой, сборная СССР — на 3-м месте.
Что же касается легковых автомобилей, то Григорьев выиграл киевский этап, Бахмуров дважды (в Киеве и Албене) финишировал вторым, а по сумме очков наши мастера дружно заняли 2-е место в командном зачете.
1983 год
Некоторые изменения трасс. Участники выступали традиционно в пяти этапах, но наряду с Киевом, Шляйцем и Албеной добавились знакомое по 1981 г. кольцо в Хавиржове (ЧССР) и впервые введенное в календарь Кубка в Познани.
Совершенно новый гоночный автомобиль «Эстония-21» был построен для Тоомаса Напы. Другая однотипная машина, но более тяжелаядля Рауля Сарапа. На киевском этапе Нала уверенно лидировал, но, пытаясь обойти Х. Гроховского ',ПНР), разбил свой автомобиль о защитный отбойник. Это повлияло на общие результаты наших гонщиков розыгрыше Кубка. Лучший среди чих Тойво Асмер занял лишь 7-е место. Сборная команда СССР оказалась на 3-м месте.
Но вот на легковых автомобилях советские спортсмены отпраздновали двойную победу. Алексей Григорьев выиграл три этапа (Киев, Шляйц, Познань), а Юрий Кацай один раз финишировал вторым (в Познани) и трижды (в Киеве, Шляйце и Албене) третьим В итоге в личном зачете 1-е место завоевал Григорьев, 2-е — Кацай, 5-е — Сергей Дадвани, а сборная СССР стала победительницей Кубка. До этого нашим кольцевикам ни разу не удавалось сделать победный дубль.
1984 год
Впервые в истории Кубка его судьба решалась в шести этапах. Добавилась трасса в г. Решица (СРР), которая, как и в Албене, проходит по улицам города.
И еще одно изменение: этап СССР из Киева перенесен в Ригу, на трассу «Бикерниеки». Ее оборудование, сама организация соревнований заслужили самые восторженные оценки зарубежных участников и гостей.
На гоночных автомобилях Тоомас Нала выиграл этап в Албене, а Тойво Асмер и Виктор Казанков финишировали на 5-м месте соответственно в Албене и Решице. По сумме очков Напа вышел на 4-е место, а сборная — на 3-е. В классе легковых автомобилей Алексей Григорьев занял в итоге 2-е место, Сергей Дадвани— 6-е, а сборная СССР стала вторым призером.
1985 год
Кубок снова разыгран на шести этапах. На заключительном, в НРБ, наши гонщики завоевали командные победы в обоих классах автомобилей, но по сумме очков они уступили Кубок чехословацким спортсменам, заняв вторые места. В личном зачете на легковых автомобилях Ю. Кацай был вторым, М. Тараканов — третьим, а на гоночных Т. Напа стал вторым призером.
 
Наша краткая хроника Кубка дружбы по кольцевым автогонкам подходит к концу. Осталось только назвать тех, кто чаще всего выигрывал этапы этих представительных соревнований: Властимил Томашек— 17 раз, Ульрих Мелкус (ГДР) — 13, Вацлав Лим — 10, Олдржих Брунцлик (все — ЧССР) — 9 раз. По семь побед одержали Гейнц Мелькус (ГДР) и Ян Веселый (ЧССР), по шесть – наш Алексей Григорьев и два чехословацких гонщика Карел Илек и Владимир Губачек.
В классе гоночных автомобилей (разыгрывается с 1963 г.) по 11 командных побед имеют гонщики ЧССР, 10 — ГДР и одну ПНР, а в классе легковых (разыгрывается с 1973 г.) — 11 побед одержала команд да ЧССР и 2 победы — СССР.
Первый из Кубков дружбы по автоспорту — Кубок по кольцевым гонкам еще молод — ему неполны 25 лет. Но за годы своего существования он достиг многого и прежде всего — сделал автогонки популярными и любимыми у соте тысяч людей в социалистически странах.

Л. ШУГУРОВ
 
Победители Кубков дружбы в командном н личном зачетах
1963 г.
ГДР. Г. Мелькус (ГДР) — «Мелькус-Вартбург-63» 
1964 г.
ГДР. Е. Янковский (ПНР) — «РАК-63-Вартбург» 
1965 г.
ГДР. Г. Мелькус (ГДР) — «Мелькус-Вартбург-65»
1966 г.
ПНР. Г. Мелькус (ГДР) — «Мелькус-Вартбург-65»
1967 г.
ГДР. Г. Мелькус (ГДР) — «Мелькус-Вартбург-65»
1968 г.
ЧССР. М. Фоусек (ЧССР) — «Шкода-ФЗ»
1969 г.
ЧССР. В. Губачек (ЧССР) — «Лотос-41-Форд» 
1970 г.
ЧССР. В. Ондржейик (ЧССР) — «Лотос-41-Форд» 
1971 г.
ГДР. П. Краузе (ГДР) — «СЕГ-Вартбург» 
1973 г.
Гоночные: ГДР. А. Патлейх (ЧССР) — «Патлейх-специал»
Легковые: ЧССР. А. Войчеховский (ПНР) — «Польский ФИАТ-125»
1974 г.
Гоночные: ЧССР. У. Мелькус (ГДР) — «Мелькус-Лада»
Легковые: ЧССР. Я. Бобек (ЧССР) — «Шкода 120С»
1975 г.
Гоночные: ЧССР. М. Лайв (СССР) — «Эстония-18»
Легковые: ЧССР. М. Жид (ЧССР) — «Шкода-130РС»
1976 г.
Гоночные: ЧССР. И. Черва (ЧССР) — «Металэкс-103»-
Легковые: ЧССР. О. Брунцлик (ЧССР) — «Шкода-130РС»
1977 г.
Гоночные: ЧССР. К. Илек (ЧССР) — «Металэкс-103»
Легковые: ЧССР. О. Брунцлик (ЧССР) — «Шкода-130РС»
1978 г.
Гоночные: ГДР. У. Мелькус (ГДР) — СРГ-МТ77
Легковые: СССР. В. Томашек (ЧССР) — «Шкода-130РС»
1979 г.
Гоночные: ЧССР. В. Лим (ЧССР) — «Авиа-АЭ2»
Легковые: ЧССР. В. Томашек (ЧССР) — ВАЗ-21011
1980 г.
Гоночные: ЧССР. У. Мелькус (ГДР) — СРГ-МТ77/1
Легковые: ЧССР. М. Хержман (ЧССР) — ВАЗ-21011
1981 г.
Гоночные: ГДР. И. Москаль (ЧССР) — «Металэкс-103»
Легковые: СССР. М. Хержман (ЧССР) — ВАЗ-21011
1982 г.
Гоночные: ЧССР. Я. Веселый (ЧССР) — РАФ
Легковые: ЧССР. В. Томашек (ЧССР) — ВАЗ-21011
1983 г.
Гоночные: ГДР. У. Мелькус (ГДР) — СРГ-МТ77/1
Легковые: СССР, А. Григорьев (СССР) — ВАЗ-21011
1984 г.
Гоночные: ГДР. У. Мелькус (ГДР) — СРГ-МТ77/1
Легковые: ЧССР. В. Томашек (ЧССР) — ВАЗ-21011
1985 г.
Гоночные: ЧССР. У. Мелькус (ГДР) — СРГ-МТ77/1
Легковые: ЧССР. В. Томашек (ЧССР) — ВАЗ-21011
 
Источник - ежегодник "Автомобилист" за 1986 год.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #8 : Сентября 07, 2005, 14:24:16 »
Умер Хайнц Мелькус

Оффлайн Владислав Бойко

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #9 : Января 21, 2008, 10:20:44 »
Цитата: Владимир Коваленко
Хроника Кубка дружбы
 
1983 год
Некоторые изменения трасс. Участники выступали традиционно в пяти этапах, но наряду с Киевом, Шляйцем и Албеной добавились знакомое по 1981 г. кольцо в Хавиржове (ЧССР) и впервые введенное в календарь Кубка в Познани.
Совершенно новый гоночный автомобиль «Эстония-21» был построен для Тоомаса Напы. Другая однотипная машина, но более тяжелаядля Рауля Сарапа. На киевском этапе Нала уверенно лидировал, но, пытаясь обойти Х. Гроховского ',ПНР), разбил свой автомобиль о защитный отбойник. Это повлияло на общие результаты наших гонщиков розыгрыше Кубка. Лучший среди чих Тойво Асмер занял лишь 7-е место. Сборная команда СССР оказалась на 3-м месте.
 
 
 
 
 

 
Только здесь стоит добавить, что в этой гонке, в Киеве на "Чайке",
Христиан Гороховский гонщик с которым столкнулся Томас Напа, вроде это произошло на 13-ом круге, погиб сгорел в болиде. После этого на "Чайке" больше не проводили "Кубка Дружбы". Грустный факт, но он имеет место.
"Не стоит останавливатся на достигнутом..."

Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #10 : Января 21, 2008, 15:54:02 »
Да, точно так и было. Просто Сергей готовил свои обзоры по тогдашним материалам, а тогда, как вы понимаете, подобные случаи тщательно замалчивались...
Дополнение через некоторое время: точно так же не упомянута и гибель Юкка Рейнтама в Шляйце (ГДР) в 1976 году.Алексей Рогачев39469,0454282407

Оффлайн Владислав Бойко

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #11 : Января 22, 2008, 06:49:55 »
Цитата: Алексей Рогачев
Да, точно так и было. Просто Сергей готовил свои обзоры по тогдашним материалам, а тогда, как вы понимаете, подобные случаи тщательно замалчивались...
Дополнение через некоторое время: точно так же не упомянута и гибель Юкка Рейнтама в Шляйце (ГДР) в 1976 году.
Да дело в том, что это всё мрачные факты и гонщики не очень любят об этом говорить даже сейчас. Насколько я знаю, извените что это не потеме "Кубка дружбы", но наследующий год на "Чайке" тоже была авария после которой гонщик скончался в больнице. Тоже была формула, парень был из России, но об этом мало кто чего знает. Всё это к сожалению грустные факты, но это часть истории от которой ни куда не денешся раз это уже произошло.
"Не стоит останавливатся на достигнутом..."

Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #12 : Января 22, 2008, 10:04:06 »
Ну, известно, что гонщики - народ суеверный, потому и не любят. Хотя кто как. Тоомаса Напу, например, практически в каждом интервью, взятом в девяностые годы, спрашивали о том столкновении с Гроховским, и он отвечал.
Об аварии на Чайке в 1984 году узнал впервые. Если гонщик из РСФСР, логично предположить, что это и был чемпионат РСФСР. А кто именно это был, вы не знаете?

Оффлайн Владислав Бойко

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #13 : Января 22, 2008, 13:11:28 »
Цитата: Алексей Рогачев
Ну, известно, что гонщики - народ суеверный, потому и не любят. Хотя кто как. Тоомаса Напу, например, практически в каждом интервью, взятом в девяностые годы, спрашивали о том столкновении с Гроховским, и он отвечал.
Об аварии на Чайке в 1984 году узнал впервые. Если гонщик из РСФСР, логично предположить, что это и был чемпионат РСФСР. А кто именно это был, вы не знаете?
Вроде из Зеленогорска, но точно неуверен.
"Не стоит останавливатся на достигнутом..."

Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #14 : Января 22, 2008, 17:28:32 »
Зеленогорск - это в Ленинградской области. В чемпионате РСФСР 1984 года ни одного гонщика из Ленинградской области не было, это совершенно точно. Хотя, может, я зря зацикливаюсь на чемпионате РСФСР - в конце концов, на Чайке проводилось довольно много гонок...

Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #15 : Января 22, 2008, 17:49:51 »
Запрос по базе данных дал следующих гонщиков из Ленинградской области, для которых конкретный город неизвестен (то есть может быть и Зеленогорск): Анатолий Пучков, Валерий Середков, С. Павлов и Сергей Швечков. Не говорят ли вам что-нибудь эти имена?

Оффлайн Владислав Бойко

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #16 : Января 23, 2008, 05:46:01 »
Цитата: Алексей Рогачев
Запрос по базе данных дал следующих гонщиков из Ленинградской области, для которых конкретный город неизвестен (то есть может быть и Зеленогорск): Анатолий Пучков, Валерий Середков, С. Павлов и Сергей Швечков. Не говорят ли вам что-нибудь эти имена?
Я постараюсь, что либо узнать.
"Не стоит останавливатся на достигнутом..."

Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #17 : Февраля 03, 2008, 17:33:51 »
Мне сегодня удалось - практически случайно - выяснить некоторые обстоятельства той аварии у Александра Викторовича Потехина. Это была не гонка, а тренировочные сборы перед чемпионатом РСФСР. Имя гонщика, к сожалению, Потехин вспомнить не смог, но сказал, что это был совсем молодой парень, который, возможно, раньше вообще нигде не стартовал. Был он не из Ленинградской области, как я предполагал, а из Ставропольского края. Населенного пункта под названием Зеленогорск там нет, зато есть Зеленокумск - может быть, Владислав немного ошибся? Авария была в общем не слишком тяжелая - автомобиль был поврежден не так уж и сильно, - но нога гонщика неудачно соскользнула с педали, попала под нее, в итоге перелом ноги. Его повезли в больницу, но по стечению обстоятельств долго не могли там принять, и гонщик умер то ли от шока, то ли от потери крови.
Такая вот история...

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 719
  • Карма 1907
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #18 : Июня 06, 2016, 05:36:25 »
Интересная история в ВК: http://vk.com/feed?section=groups&w=wall-73205924_3349.





Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 719
  • Карма 1907
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #19 : Сентября 05, 2016, 02:16:31 »
Книга "Automobilový Pohár míru a přátelství" ("Автомобили Кубка мира и дружбы"): https://vk.com/feed?section=groups&w=wall-73205924_4040.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Роман Сусаков

  • Коллекционер
  • Опытный участник
  • ***
  • Сообщений: 2 810
  • Карма 3417
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #20 : Сентября 05, 2016, 05:50:33 »
Книга "Automobilový Pohár míru a přátelství" ("Автомобили Кубка мира и дружбы"): https://vk.com/feed?section=groups&w=wall-73205924_4040.

К сожалению, в книге много пропусков. Скачать все фотостраницы можно здесь.

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #21 : Ноября 12, 2016, 08:18:39 »
Наконец-то нашёл нужную мне тему.
Наскоро сделанный перевод главы из книги Чижека об автомобилях формулы "Восток".
http://dropmefiles.com/XsOev
Алексей, посмотри, пожалуйста, первый абзац об "Эстониях". У меня вышла какая-то абракадабра, с которой я даже не стал разбираться.

Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #22 : Ноября 12, 2016, 09:36:56 »
Это не абракадабра. Я посмотрел в эстонскую Википедию: все в точности соответствует написанному Чижеком. Существует легенда об озерном старце, который живет в озере Юлемисте (пишется Ülemiste - у Чижека написано неверно) и у каждого, кого ни встретит, спрашивает: "Таллин уже достроен?" Если ответ будет положительным, то старец поднимет воды озера и затопит ими город. Поэтому строительство в Таллине никогда не должно прекращаться.
Я переделал этот абзац так:
В столице Эстонской ССР Таллине с 400-тысячным населением, городе, строительство которого, согласно легенде, никогда не должно прекращаться, иначе старик Юлемисте, властелин озера, затопит город, располагается Опытный авторемонтный завод, крупнейший советский производитель гоночных автомобилей.

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #23 : Ноября 12, 2016, 11:01:41 »
Алексей, абракадаброй я посчитал не легенду, а то, как я её изложил. Я сам с трудом понимал, что я написал (как составил слова). В твоей же редакции всё становится абсолютно понятным. Кроме того я не был уверен в правильности написания названия завода.

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #24 : Ноября 22, 2016, 13:02:22 »
1978 год, материалы, которые нашёл у себя, из Svet motoru. Только три репортажа с этапов из пяти и ещё кое-что. Перевёл статейку по технике из Моста из этого журнала. Удивило, что в основном представлена советская техника. В одном из номеров рассказ также о советских гонщиках.
http://dropmefiles.com/AmowR

Алексей, что это за свежий пустой сайт о Кубке на котором есть ссылка на твой сайт? Не знаешь?
http://friendship-cup.ru/

Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #25 : Ноября 22, 2016, 15:14:40 »
Уж не Сергея ли Пашацкого работа?.. Наверняка его, больше просто некому. Да и эмблему эту я точно раньше видел.

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #26 : Ноября 22, 2016, 22:26:42 »
Уж не Сергея ли Пашацкого работа?.. Наверняка его, больше просто некому. Да и эмблему эту я точно раньше видел.
Не знаю такого. Или не помню.

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #27 : Ноября 23, 2016, 12:00:23 »
То же самое по 1976 году, но без переводов. Если что-то заинтересует, можно перевести.
http://dropmefiles.com/DHgQE
В рубрике "Вокруг колёс" есть 2 сообщения в несколько строк о работе над 6-колёсным "Востоком".

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #28 : Ноября 24, 2016, 13:54:08 »
Из Svet motoru 1977:
http://dropmefiles.com/rE0MJ

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #29 : Ноября 25, 2016, 10:31:44 »
1975 года у меня практически не осталось  (Svet motoru) , чудом сохранилась лишь половинка отчёта из Шлайца. У Чижека о том, как чехословаки одолжили У. Мелькусу двигатель со своей разбитой машины всего пара строк, а здесь большой абзац. Собственно говоря именно об этом, наверно, не менее трети отчёта о гонке. Переведено.
http://dropmefiles.com/4VUhU

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #30 : Ноября 27, 2016, 02:27:05 »
Нашёл не только вторую часть статьи, которую закончил, но и вырезки из "Мира моторов" за весь 1975 год:
http://dropmefiles.com/x7Azy
Кстати, в одном из номеров за этот год оказалась даже одна статья Шугурова о советском автоспорте (здесь же).

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #31 : Ноября 29, 2016, 14:10:58 »
1979 год. Отчётов мало, но есть кое-что другое:   http://dropmefiles.com/TAkWd
Если надо что-то перевести, пожалуйста.

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #32 : Декабря 06, 2016, 13:07:12 »
1980 год:   http://dropmefiles.com/fGtWr
Хотел было перевести статью об "Эстонии 19М", но потом ушёл вперёд. Теперь вернусь только если кого-то заинтересует.

Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #33 : Декабря 06, 2016, 14:01:10 »
Это самая обыкновенная "Эстония-19", без "М", чехи здорово ошиблись  :)

Оффлайн Влад Шайхнуров

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 301
  • Карма 1027
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #34 : Декабря 06, 2016, 15:54:53 »
1979 год. Отчётов мало, но есть кое-что другое:   http://dropmefiles.com/TAkWd
Если надо что-то перевести, пожалуйста.
Прикольно читать! "В рамках Большого приза Макао, который не засчитывается  в чемпионат мира (победил Р. Патрезе на "Шевроне-42") прошла "вступительная" гонка на "Эскортах", где стартовал Джеки Стюарт. Положил автомобиль на крышу и гонку не закончил. А победил Ж. Икс". Ностальгия, мать ее...
Извиняюсь за офф-топ... так, музыкой навеяло
Спасибо, Александр, за информацию
Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Audiatur et altera pars. Nolite judicare et non judicabimine
Homines non odi , sed ejus vitia.

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #35 : Декабря 06, 2016, 21:40:05 »
Это самая обыкновенная "Эстония-19", без "М", чехи здорово ошиблись  :)
Спасибо, надо будет запомнить.

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #36 : Декабря 06, 2016, 21:42:18 »
1979 год. Отчётов мало, но есть кое-что другое:   http://dropmefiles.com/TAkWd
Если надо что-то перевести, пожалуйста.
Прикольно читать! "В рамках Большого приза Макао, который не засчитывается  в чемпионат мира (победил Р. Патрезе на "Шевроне-42") прошла "вступительная" гонка на "Эскортах", где стартовал Джеки Стюарт. Положил автомобиль на крышу и гонку не закончил. А победил Ж. Икс". Ностальгия, мать ее...
Извиняюсь за офф-топ... так, музыкой навеяло
Спасибо, Александр, за информацию
Выходит, не надо было специально вырезать кусочки, касающиеся "Кубка". Ностальгию вызвал совсем другой текст (нашёл этот кусочек).

Оффлайн Влад Шайхнуров

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 301
  • Карма 1027
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #37 : Декабря 06, 2016, 22:03:14 »
Нет, Александр, все в порядке.Сейчас это совсем не моя тема. А в те годы я вчитывался в каждую строчку и заметку. Ну и так, вспомнил времена, когда Патрезе еще пацаном был.
Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Audiatur et altera pars. Nolite judicare et non judicabimine
Homines non odi , sed ejus vitia.

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #38 : Декабря 07, 2016, 12:00:32 »
1980 год, журнал - чешский Motor:   http://dropmefiles.com/594d2

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #39 : Декабря 11, 2016, 14:18:21 »
Всё-таки перевёл я статью про "Эстонию" якобы "19 М".
http://dropmefiles.com/aHtLw
Странно это, настоящую "19 М" можно было видеть ещё в 1978 году и в 1979 и она существенно отличалась от "19". Или называя "19-й М" модель, фотография которой была представлена в статье, чехословаки имели в виду что-то иное. Или это уровень информированности в те годы, когда привычное сейчас обозначение машина получала только спустя годы?
Интересно было прочитать о советском производстве как бы несколько со стороны.


Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #40 : Декабря 11, 2016, 14:33:17 »
У меня такое ощущение, что настоящую "19М" Рауля Сарапа автор этой статьи и не видел, а "М" приписал сам, чтобы отличить этот автомобиль с антикрыльями (очевидно, из поздних партий) от тех первых серийных "девятнадцатых", которые крыльев не имели.

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #41 : Декабря 18, 2016, 12:51:22 »
1982 Svet motoru:   http://dropmefiles.com/MPEEg

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 536
  • Карма 747
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #42 : Января 14, 2017, 11:52:53 »
1982 Motor (CSSR):   http://dropmefiles.com/zxHJb

Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #43 : Июля 12, 2019, 03:29:52 »
В ходе перестройки и пополнения своей базы данных обнаружил, что представлявшаяся нам раньше стройная система номеров участников Кубка дружбы с группами, выделенными для каждой страны, вовсе не так уж стройна и однозначна. Даже в восьмидесятые годы, когда Кубок дружбы проводился по уже давно устоявшимся правилам, в ней то и дело возникали "флуктуации" - то гонщик из ГДР под тридцатым номером, то трехзначные номера участников, стартовавших в отдельных гонках вне состава команд (пририсовывали единицу перед обычным номером, употреблявшимся в национальных гонках), и т. п. В последние годы проведения Кубка система стала просто рассыпаться на глазах. Ну, а в первые годы ее не было вообще. В 1966 году, к примеру, номера менялись от этапа к этапу совершенно непредсказуемым образом, хотя группировка номеров по странам практиковалась уже тогда. Все это делает замысел составления таблицы номеров всех участников от года к году очень трудно реализуемым. Номера-то рано или поздно можно будет все переписать, но таблица слишком разбухнет, а ее структура нарушится. Если сортировать по номерам, исчезнет целостность по странам; если по странам, исчезнет последовательность номеров. Что предпочесть, пока не знаю.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 719
  • Карма 1907
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #44 : Июля 12, 2019, 09:27:50 »
Группиировать как было задумано, а исключения показывать отдельно.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #45 : Июля 12, 2019, 16:51:07 »
А как было задумано? Я попытался найти тему, где обсуждалась такая таблица, но не нашел.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 719
  • Карма 1907
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Кубок дружбы социалистических стран
« Ответ #46 : Июля 12, 2019, 21:24:55 »
Я имею в виду задумано организаторами.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.