На "Ностальгии" в последнее время были две темы об истории НАСКАРа:
Was NASCAR always this popular? и
NASCAR series "genealogic tree". Я почитал их и получил примерно такое представление об истории НАСКАРа, которое может в общих чертах и в частностях не соответствовать истине, но будем разбираться.
Как получается, понятие "stock car" означает просто "серийный автомобиль", то, видимо, что в Британии называлось "production car". Гонки на серийных автомобилях в Америке появились задолго до основания НАСКАРа. Собственно, НАСКАР стал пупом Земли, как это выглядит сейчас (как и в случае с "формулой-1"), лишь в последние лет 20. Были другие организации (ИМКА, например, или АРКА позже), сам Фрэнс сначала предлагал ААА организацию гонок серийных автомобилей, но они отказались, и тогда ему пришлось создавать НАСКАР.
На 30-е годы вообще приходится всплеск интереса к автогонкам. Тогда ААА провела несколько гонок серийных автомобилей на дорожных трассах, но особого интереса у зрителей они не вызвали. Организация гонок на трассах, проложенным по дорогам общего пользования или по частным угодьям, была относительно сложным делом, а для зрителей такие соревнования были несколько непривычны по сравнению с трековыми гонками.
С гонками на серийных автомобилях в 30-е годы связывают алкогольных контрабандистов во времена сухого закона. То ли контрабандисты в свободное от работы время любили поразвлечься на своих рабочих лошадках, то ли гонщики использовали свои способности и быстрые колёса для того, чтобы подколымить, но такие слухи существуют относительно некоторых звёзд НАСКАРа 50-х годов.
В те годы гонки на автомобилях разных классов проводились практически в любом городе на местных ипподоромах. Существовало большое количество гоночных организаций местного и регионального уровня, централизованно обеспечивавших гонщиков определённого региона работой, а зрителей и владельцев ипподромов и ярмарок - зрелищем. Некоторые организации выявляли по результатам определённого количества гонок своего чемпиона, но нельзя сказать, что это были гоночные серии в современном понимании этого слова.
Вот такую организацию и создал в 1948 году Билл Фрэнс. Сначала он предложил свои услуги в организации гонок серийных автомобилей ААА, но ассоциация не была в этом заинтересована, и тогда Фрэнс основал НАСКАР. Это была ассоциация, объединившая в себе организаторов гонок на серийных автомобилях юго-восточных штатов США. Слово "национальная" в названии указывала на большие амбиции ассоциации, но в первые годы она не выдержала конкуренции в общенациональном масштабе с ААА/ЮСАК, и вынуждена была отступить на Юго-Восток.
Кстати, в 1954 году была основана ассоциация АРКА (ARCA), благополучно существующая и поныне. Она объединяла организаторов гонок на Среднем Западе и работала в тесном сотрудничестве с НАСКАРом, ставшим тогда в своей области авторитетом. АРКА была как бы региональным филиалом-партнёром НАСКАРа. Сейчас, между прочим, ситуация похожая. Серии АРКА, в основном, сконцентрированы на Среднем Западе, а первая гонка сезона проходит в Дайтоне как гонка поддержки во время недели скорости в Дайтоне перед 500-мильной гонкой НАСКАРа.
НАСКАР не мог работать так же широко, как ААА/ЮСАК, то есть ездить караваном по всей стране, но усиливал влияние окольными путями типа партнёрством с подобными организациями или организацией региональных серий. Таких, как, например, "Grand National West" в Канаде, которая была закрыта после создания в Канаде местной ассоциации КАСКАР.
С самого начала гонки НАСКАРа были скорее развлечением, чем спортивными соревнованиями. Собственно, такое положение вещей существует и по сей день: НАСКАР - это Шоу с большой буквы. У участника "Ностальгии" Бафорда (Buford) свои счёты с НАСКАРом, поэтому его точка зрения весьма жёсткая и непримиримая, но никто особо не спорит с его доводами, а потому приводимым им фактам можно верить. Он утверждает, что его отца, жителя Среднего Запада, в 50-е годы приглашали для участия в гонках НАСКАРа специально на потеху публике, чтобы местные южные герои могли "надрать задницу" чужаку. За это неплохо платили, но в дальнейшем отец Бафорда попасть в НАСКАР и не пытался, будучи невысокого мнения о царящих там нравах. Впоследствии Бафорд общался с инструкторами гоночных школ, обучавших будущих наскаровских гонщиков, и утверждает, что там даже есть специальные занятия по правильному поведению, гарантирующему спокойную и сытую жизнь.
Сам Бафорд пытался попасть на старт "Дайтоны-500" в начале 80-х, и ему якобы заявили, что если он не купит двигатель у определённого продавца, ему ничего не светит.
Утверждают, что развитие событий в главных сериях НАСКАРа как минимум корректируется, а как максимум - планируется, чтобы поддерживать интерес публики. Открыто об этом никто не говорит, также и за глаза нынешние участники шоу не распространяются. Это называют "не раскачивать лодку". Какие-то секреты выдают лишь те, кто сейчас никак от НАСКАРа не зависит. Внимательные зрители периодически замечают всякие явно неслучайные странности. То какому-нибудь гонщику удаётся победить после каких-нибудь жизненных или карьерных неудач, необычно легко пройдя всех соперников, то результаты гонщика резко улучшаются на следующий день после помпезной презентации его нового спонсора, то случайный выскочка легко отдаёт лидерство "нужному" гонщику.
Участник Джим Терман утверждает, что в 1997-98 годах не раз наблюдал такую картину, когда комментаторы после очередной гонки рассуждали о возможном победителе следующей. Один из комментаторов заявлял, что неожиданным победителем будет такой-то неудачливый гонщик - есть вот у него такое предчувствие. И этот гонщик действительно побеждал. Потом им, видимо, сказали, что уж больно подозрительно это выглядит, и "прогнозы" прекратились.
Если вернуться к истории, то, вероятно, следует отметить, что у НАСКАРа всегда было много разных подразделений и серий местного, регионального и национального уровня. Разобраться в них сейчас очень сложно, и это пытаются сделать участники темы "NASCAR genealogic tree". Очень упрощает задачу тот факт, что всегда существовала основная серия: сначала "Грэнд нэшнл", а потом её заменили на кубковую - "Уинстон", а с 2004 года - "Некстел". Кроме того, надо особо отметить тот факт, что НАСКАР на самом деле - это не гоночная серия, это организация. Это для простоты принято НАСКАРом называть сами серии. В разное время НАСКАР организовывал и санкционировал проведение гонок прочих категорий автомобилей (гоночных, легковых, спортивных). В 50-е мир автоспорта был совершенно не похож на современный. НАСКАР (или, кстати ААА/ЮСАК) мог санкционировать до двух-трёх гонок одной и той же серии в один день или с разницей всего в пару дней, но тогдашние серии были не такими, как сейчас. Тогда организация могла просто согласиться придать какой-нибудь фактически случайной гонке свой статус, и получалось, что в один день в рамках одной серии проходили две гонки (вот эта случайная и традиционная) в разных местах, но это не означало, что участники серии обязаны были успеть выступить в обеих. Просто у них был выбор, или о выборе даже и речи не было: "случайную" гонку могли всерьёз не воспринять, а её ожидаемые участники из числа местных звёзд получали неожиданную возможность засветиться в статистике серьёзной организации.
Существовала определённая классификация серийных автомобилей. Сначала, в 1948 году, в НАСКАРе действовал класс доработанных автомобилей (modified), в 1949 году организовали серию для полностью серийных автомобилей (strictly stock), которая в 1950 году получила название "Грэнд нэшнл". В середине 50-х ввели класс новых моделей ("late models"), в котором предписывалось использование автомобилей не старше 3-х лет, что оказалось огромным стимулом к поддержке этих гонок автороизводителями, которые получали мощную рекламу своей текущей продукции. Звёздами НАСКАРа 1955 года были новые модели"Шевроле" и "Крайслера" с 8-цилиндровыми V-образными двигателями. К началу 60-х все крупные автопроизводители осуществляли официальную поддержку командам НАСКАРа. Доходило до того, что главным было не имя победителя, а марка его автомобиля. Один из участников вспоминал, что в 1965 году по дороге из Дайтоны их часто спрашивали, какой автомобиль выиграл - "Плимут" или "Форд", но ни слова о гонщике-победителе.
Многие годы телевизионное освещение гонок НАСКАРа было весьма неразвитым. Сначала это были нарезки интересных моментов через несколько дней после гонок, затем проблема была в том, что трансляции велись разныи телекомпаниями разного уровня, и отдельно взятый зритель не имел возможности увидеть все гонки. Возможно, именно централизация телерепортажей и привела к тому, что из пяти крупных серий гонок сток-каров в 70-е годы (НАСКАР, АРКА, ЮСАК, АСА и ИМКА) именно НАСКАР смог выжить и добиться процветания. В начале 80-х появилась мощная кабельная сеть ESPN, которая вела прямые трансляции со всех гонок НАСКАРа.
500-мильная гонка в Дайтоне 1979 года запомнилась не только острой борьбой и авариями фаворитов, но и первым применением бортовых телекамер. Это новшество на самом деле впервые применили у себя австралийцы, которые и привезли и смонтировали оборудование на двух автомобилях участников гонки. В тот день в северных штатах шёл снег, и люди сидели дома и смотрели телевизор. А тут такое зрелище. Говорят, именно после этого НАСКАР стали обсуждать и на Севере, хотя по-настоящему широкую популярность в общенациональных масштабах НАСКАР приобрёл лишь в 90-е годы.