Форум истории автоспорта > История
Мысли об истории автоспорта
Владимир Коваленко:
В эти дни часто упоминают о трёх вершинах автоспорта: "Ле-Мане", "Инди-500" и Гран-при Монако. Мне кажется, что в наше время речь о ТРЁХ уже не может идти, потому что если участвовать в первых друх гонках могут действительно все желающие, то гонка в Монако не является самодостаточной - это всего лишь этап замкнутой гоночной серии. Если бы в "Формуле-1" было разрешено заявлять на монакскую гонку дополнительных гонщиков, было бы другое дело.
Владимир Коваленко:
В этом сезоне после одной из гонок НАСКАРа прозвучало такое мнение, что все эти 500 миль нужны только для того, чтобы увидеть горячую борьбу на паре последних кругов. В принципе, можно было бы ведь выпустить гонщиков лишь на эти же два круга и посмотреть, что будет на финише такого спринтерского заезда. Но по ходу длинной гонки происходит своего рода отсев неподходящих для победы участников.
Интересно, что идея раннего автоспорта совершенно не могла базироваться на этом принципе, потому что в линейных гонках надо было просто проехать дистанцию от одного пункта и до другого. Гонка по короткому замкнутому кольцу - лишь симуляция длинной дистанции. В линейных гонках невозможно столь же объективно и оперативно отслеживать перемещения соперников и бороться с ними. Там главное - лишь максимально быстрое преодоление дистанции.
Владимир Коваленко:
После темы у меня возникла мысль, что, возможно, в истории автомотоспорта все составляющие развивались примерно по одной схеме в три этапа:
а) сначала появлялось эпизодически или постоянно что-то, похожее на то, что позже оформится в один из видов автомотоспорта; эти "похожие" соревнования можно учитывать, а можно и не учитывать - это не сильно отразится на общей картине;
б) соревнования (или автомобили) приобретают характерный вид, в котором распространяются по миру, но поскольку они все ещё разрозненны, статистически их обобщить очень сложно;
в) находится способ их как-то объединить и распределить по ранжирам; тогда и статистику собирать можно.
Так, скорее всего, получилось в спидвее. Наверняка Андрей не ошибается, и в 1901 или 1910 годах и позже проводились какие-то соревнования, которые внешне напоминали спидвей, то есть это были гонки на мотоциклах по коротким грунтовым трекам (скорее всего - ипподромам). Гонки такие были, а признанного вида спорта - не было. Можно эти гонки учитывать как прообраз, а можно - не учитывать.
В 1923 году в Австралии возникло конкретное движение соревнований такого вида, которые вскоре получили название спидвея. В 1928 году они были представлены в Англии, быстро завоевали популярность, и туда стали приезжать соревноваться законодатели мод, австралийцы. В 1929 году были созданы международные турниры, откуда и ведёт отсчёт статистика в книгах.
Так же - и в гонках гран-при. Сначала были прообразы - большие гонки АКФ, гонки Гордон-Беннетта, "Турист Трофи" и "Тарга Флорио". Они были схожи с "большими призами" своей масштабностью и значимостью. Потом появились собственно, гонки, получившие название "большой приз", но их формат пока не был похож на то, что закрепилось позже. Кроме того, были и другие гонки подобного типа, но с другими названиями (типа гонки на приз Кайзера). Это всё - первый этап, "что-то похожее".
После I Мировой войны гонки гран-при стали по-настоящему международным явлением и приобрели ту форму, которая существовала более пятидесяти лет. Это - второй этап, статистически неудобный.
Третий этап начался в 1981 году, когда гонки гран-при прекратили своё существование, а им на смену пришла "Формула-1", в которой всё жёстко регламентировано, а потому может быть статистически обработано. Собственно, тогда и стали появляться статистические сборники, в которых задним числом были обработаны все чемпионаты мира с 1950 года.
Или вот ралли. Тут лучше начать со второго этапа, который начался, вероятно, примерно в тридцатые годы либо после II Мировой войны, когда и слово "ралли" вошло в обиход, и оформился тип соревнований для путешественников на регулярность хода при движении по открытым дорогам общего пользования на большие расстояния. До этого были то длинные пробеги, то ралли "Монте-Карло", единственное в своём роде; то альпийские соревнования, то Эйфельские; соревнования Глиддена и принца Генриха.
Когда появился чемпионат мира, тогда и существовавшие соревнования распределили по ранжиру, и статистику начали подсчитывать. Это - третий этап.
Александр Кульчицкий:
--- Цитата: Владимир Коваленко ---Так же - и в гонках гран-при. Сначала были прообразы - большие гонки АКФ, гонки Гордон-Беннетта, "Турист Трофи" и "Тарга Флорио". Они были схожи с "большими призами" своей масштабностью и значимостью. Потом появились собственно, гонки, получившие название "большой приз", но их формат пока не был похож на то, что закрепилось позже. Кроме того, были и другие гонки подобного типа, но с другими названиями (типа гонки на приз Кайзера). Это всё - первый этап, "что-то похожее".
После I Мировой войны гонки гран-при стали по-настоящему международным явлением и приобрели ту форму, которая существовала более пятидесяти лет. Это - второй этап, статистически неудобный.
Третий этап начался в 1981 году, когда гонки гран-при прекратили своё существование, а им на смену пришла "Формула-1", в которой всё жёстко регламентировано, а потому может быть статистически обработано. Собственно, тогда и стали появляться статистические сборники, в которых задним числом были обработаны все чемпионаты мира с 1950 года.
--- Конец цитаты ---
Пока не убедил. Я третий этап по-прежнему отсчитываю с 1950 года.
Владимир Коваленко:
Убеждать и не собираюсь. Как воспринимать - дело личное.
Навигация
Перейти к полной версии