Форум истории автоспорта > История

Мысли об истории автоспорта

<< < (2/17) > >>

Владимир Коваленко:
Вчера меня посетило откровение: то, что я обычно долго и нудно пытался охарактеризовать как особый закрытый мир, называемый "Формула-1", на самом деле - явление хоть и особенное, но всё равно стоящее в ряду ему по своему принципу подобных, и это называется гоночной серией."Формула-1" - это не гоночный класс, это гоночная серия с определёнными техническими требованиями, уникальными и не имеющими аналогов. Если раньше объявлялись определённые технические требования, по которым каждый желающий мог построить гоночную машину и заявиться на ней практически в любой гонке, предназначенной для машин этого класса, то теперь просто так такие автомобили никто не строит, а строит только и исключительно тот, кто участвует в данной гоночной серии. Это же касается большинство других чемпионатов, за исключением, может быть, проводимых в Ф-3. Вот этой действительно гоночный класс, обоснованный технически, а не коммерчески.
Кстати, если б я издавал журнал об автогонках, я бы все чемпионаты разделил условно на три категории: "Формула-1", молодёжные чемпионаты для желающих попасть в "Формулу-1" и прочие чемпионаты, в которых соревнуются те, кто так и не попал в Ф-1, уже ушёл из неё и в принципе не имел шансов. В этом сезоне я смотрел много гонок и пришёл к выводу, что атмосфера у последних двух категорий разительно отличается. На участников молодёжных чемпионатов смотрят как на потенциальных участников Ф-1, и они сами не скрывают цели пробиться туда. В прочих гонках больше ощущается спортивное начало, там выступают взрослые и более мудрые по жизни люди. Они не выделываются друг перед другом, и это создаёт ощущение гонок в чистом виде.
И ещё одна примета времени - кооперация различных гоночных серий. Они теперь кучкуются и кочуют караванами по разным трассам, проводя по несколько разных гонок в день.
1. Ф-1, МЧ Ф-3000, "Суперкубок "Порше"", ?.
2. Евро-3000, BTCS (сам уже не помню, что это), две серии гонок грузовиков.
3. "Супергонки": ЕТСС, ФИА ГТ, Ф. "Рено-2000", ф. "Рено-V6", "Альфа-147".
4. ДТМ, Евро-Ф-3, ф. БМВ, "Порше-Каррера".
Насколько я понимаю, так же собраны разные соревнования в календаре BTCC.

Владимир Коваленко:
RIP CSI WCD 1950 - 1980 and Long Live FIA F1 WC 1981 - Present (merged)

Владимир Коваленко:
Вышеуказанная ссылка оказалась крайне интересной, много дающей для понимания того, как чемпионат мира стал "Формулой-1".
Если кратко, то к концу 70-х Берни стал активно искать пути для установления финансового контроля над чемпионатом мира, которых до сих пор воспринимался всеми лишь как спортивное мероприятие, организуемое во всемирном масштабе авторитетной организацией. В принципе, кто угодно мог организовать свой чемпионат, назвав его мировым, но кому это будет интересно? А ФИА - это да...
Берни к тому времени уже являлся лидером автоконструкторов и напрямую был заинтересован в тех или иных решениях, касающихся технического регламента, что, наверное, стало формальной возможностью искать пути к контролю за организацией гонок. Тогда ещё отдельных, самостоятельных гонок, включаемых ФИА в календарь чемпионата мира. И Берни вроде бы как удалось прибрать к рукам какие-то коммерческие права. Балестр очень просто решил эту проблему: изменил сам принцип проведения чемпионата. Старый заключался в определении чемпиона мира по результатам участия гонщиков в некотором числе гонок, внесённых ФИА в свой официальный календарь. А теперь чемпионат был чётко прописан как соревнования, все права на проведение которого принадлежат ФИА. То есть Берни договаривался с организаторами отдельных гонок, потому что коммерческих прав на весь чемпионат не было даже у ФИА, которая в принципе не рассматривала чемпионат как коммерческое предприятие, а теперь коммерческая составляющая появилась и у всего чемпионата в целом, что оставило Берни с носом, потому что никто из организаторов не захотел бы ничего менять со свои местом внутри чемпионата.
Формально просто сменилась вывеска, но фактически это означало создание "юридического лица" на базе "кружка по интересам", "совхоза" на имуществе "колхоза".
Вот если уж совсем формально подходить к вопросу, то понятие "гонщик "Формулы-1"" действительно с 1981 года. Вот что я пытался найти так долго. Но, разумеется, подавляющее большинство болельщиков в такие дебри забираться не будут, так что это останется лишь непонятным и вредным фактом для обсасывания особо занудными историками.

Алексей Грушко:

--- Цитата: Владимир Коваленко --- Вот если уж совсем формально подходить к вопросу, то понятие "гонщик "Формулы-1"" действительно с 1981 года. Вот что я пытался найти так долго. Но, разумеется, подавляющее большинство болельщиков в такие дебри забираться не будут, так что это останется лишь непонятным и вредным фактом для обсасывания особо занудными историками.

--- Конец цитаты ---

Ну если быть уже особо занудным историком, то понятие "Гонщик "Формулы-1"" появилось в конце 1947 года, когда был введен такой гоночный класс. А в 1981 году появилось понятие "Гонщик чемпионата мира "Формула-1"".

--- Цитата: Владимир Коваленко ---В любом случае к 1981 году чемпионат мира был уже фактически неразрывно связан с классом Ф-1, и эту связь решили закрепить официально. Не рук ли Берни это работа? Говорят, он имеет коммерческие права на само название "Формула-1". Если да, то когда он их заимел?

--- Конец цитаты ---
Коммерческие права Берни Экклстоун получил, кажется, после окончания «войны» FISA/FOCA. Более плотно Берни «занялся» чемпионатом в 1987, что послужило причиной продажи Brabham. Полноту власти Берни получил после замены Балестера Максом Мосли в 1992-м (?). Началом доминирования Ф1 стало упраздение чемпионата мира спортпрототипов. А права на само название «Формула-1» Экклстоун получил тогда, когда заключил договор аренды (?) на 100 лет с ФИА. В «Формуле» и других журналов было около десятка статей на эту тему, но у меня пока нет времени их искать.
--- Цитата: Владимир Коваленко ---я бы все чемпионаты разделил условно на три категории: "Формула-1", молодёжные чемпионаты для желающих попасть в "Формулу-1" и прочие чемпионаты, в которых соревнуются те, кто так и не попал в Ф-1, уже ушёл из неё и в принципе не имел шансов.

--- Конец цитаты ---
Не совсем верно называть молодежные чемпионаты чемпионатами для желающих попасть в Ф1. Это именно молодежные чемпионаты. Не все собираются продолжать свою карьеру в Ф1 (в силу своих пристрастий или понимая, что в Ф1 слишком мало свободных мест), это так сказать, следующая ступенька обучения перед «взрослыми» чемпионатами, которые ограничивается не только Ф1.Unicorn38295,8766782407

Александр Готвянский:
Макс Мосли поменял Балестра в августе-сентябре 1991 года ("За Рулем" №12 за 1991).

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии