Форум истории автоспорта > История
Мысли об истории автоспорта
Алексей Грушко:
--- Цитата: Unicorn ---Кстати, может для тебя это будет сюрпризом, но название учережденного в 1949-м году чемпионата мира менялось не 1, а два или три раза. В скором времени я постараюсь эти названия найти.
--- Конец цитаты ---
Так вот, украинский журнал Motor News, начиная с 1-го номера 1996 года, публиковал статьи про историю чемпионата мира пилотов (да-да, именно так и писали!) – одна статья = одному году, 3-4 страницы. Так вот, в статье про 1952 год было сказано, что в связи с главенствующей ролью автомобилей Ф-2 было изменено название чемпионата. К сожалению, в журнале не было указано непосредственно название. Но это издание с самого начала (1994 год) ни разу не дало повода усомнится в достоверности публикуемых исторических данных. И еще в каком-то источнике я как-то встретил, что с введением в 1958 году Кубка конструкторов также изменилось название чемпионата мира для пилотов.
Владимир Коваленко:
Смотрел репортаж об одном из этапов серии "Ниссан". Комментатор рассуждает о том, что интриги уже нет, потому что чемпион почти известен. Подумалось: а разве главное в любом чемпионате - интрига? А ведь в последние годы именно об интриге говорят больше всего, хотя, если задуматься, целью любого соревнования является выявление сильнейшего, а уже красота или интрига происходящего - дело вторичное. Если зрители отдают предпочтение действию, то это не спорт, а шоу. Мне кажется, что раньше (обычно при этом я подразумевают период тридцатых-пятидесятых годов, которым уже некоторое время занимаюсь вплотную) гонки проводились именно ради результата: выявить сильнейшего.
Тому способствовало наличие ограниченного числа общих для всех классов автомобилей. Любой гонщик мог выступить в любой гонке любого класса и тем самым сравнить свои возможности с возможностями соперников. Гонщик с небольшими финансово-техническими возможностями мог весь год готовиться к выступлению среди завсегдатаев европейского автоспорта в домашнем гран-при, и это было для него и его земляков событием, пусть и местного масштаба.
Сейчас отдельные выступления местных героев в гонках международного уровня или вылазки на чужую территорию невозможны по определению, потому что все гонки разбиты на серии, у каждой из которых свой технический регламент, не позволяющий просто так подготовить машину и подать заявку на участие. Одним из последних исключений был класс "формула-3000", в котором проводились аж два (!!!) чемпионата, но в будущем году европейский чемпионат (фактически серия "Евро-3000") превратится в серию "Суперфанд" со своим уникальным техническим регламентом.
Целью серии будет выявить сильнейшего из тех, кто в ней участвует. Много ли в этом престижа? Что будет говорить болельщику из недалёкого будущего факт победы какого-нибудь Ковалайнена в некоей серии "Ниссан"? Сможет ли он однозначно сопоставить это название с другими, ему подобными: "Рено-V6", "Суперфанд", "Лада-Революшн"...?
Но в данном случае главное - сиюминутные коммерческие интересы тех или иных компаний. Помнится, лет пятнадцать назад появление так называемых моносерий или моноформул встречалось с большим интересом, а их главная цель - реклама конкретной фирмы в самом названии - воспринималась как удачная идея. Удачная идея, кажется, зашла слишком далеко.
А ведь традиционная система местных, национальных, континентальных и мировых чемпионатов в совокупности с разного рода межчемпионатными "кубками" до сих пор прекрасно работает. Победа футбольной команды первой лиги над командой высшей в Кубке России - чем не победа Мосса на машине Ф-2 над десятком соперников на более мощных машинах? Звание чемпиона Греции - страны, ставшей чемпионом Европы по футболу - его ценность понимают все. Турнир "Большого шлема" - полный аналог "гран-эпрёв" среди гран-при, полным аналогом которых являются турниры Эй-Ти-Пи, потому что заявиться на них может каждый (и "выйти на старт", пройдя "квалификацию"), и престиж турнира определяется составом участников, зависящий как от призовых, так и от проведения иных турниров в те же сроки, а также от такого случайного фактора, как травмы и прочие личные проблемы потенциальных соперников.
Кстати, мне казалось, что это Берни прямо запретил проведение так называемых незачётных гонок Ф-1, а оказалось что он просто уничтожил способствующие таким гонкам условия. Когда нынче встал вопрос о Сильверстоуне, Берни сам рассказал, что предложил владельцам трассы провести такую гонку, при условии, что они сами будут искать спонсоров, организовывать телетрансляции и приглашать участников. На что участники сами заявили, что, мол, какого хрена они будут тратиться, если гонка не пойдёт в зачёт чемпионата? А между тем, именно в рекламных целях есть смысл мелким командам участвовать в таких гонках.
Опять же, то, что нынче называется Гран-при Великобритании, не имеет ничего общего с гран-при Великобритании в пятидесятые годы, который прежде всего был престижной гонкой, на которую приезжали самые лучшие команды и гонщики, а местные герои пытались проявить все свои возможности. Сейчас убрали ТРАССУ из календаря серии "Формула-1" за её инфраструктуру, пропал и типа гран-при, а раньше либо гран-при проводили в другом классе, либо переносили на другую трассу - но гонка на традиционный "большой приз", хорошо известный всем, должна была пройти.
Алексей Грушко:
Мне вот что подумалось - а почему "Мерседес" в 1954-1955 гг. участвовал только в гонкам чемпионата мира (и гоночныхб и спортивных автомобилей) + АФУСкие гонки? Все остальные гонки им были неинтересны (типа не Grand Epreuve - вроде неправильно написал, поправте) или уже тогда чемпионат мира имел такую ценность.
И вторая мысль - в 1958 году была сокращена минимальная дистанция гонки с 500 км до 300 км и с трех до двух часов. Исчезла ценность этих "Больших испытаний", т.к. порой только дистанция их выделяла среди других гонок ГП.
Владимир Коваленко:
Когда смотришь на портреты Симэна, Кларка, Вильнёва, Сенны, эрнхардта, сделанные незадолго до начала роковых для них заездов, всегда кажется, что в их глазах присутствует что-то такое... необъяснимо-печальное. Задним числом на вещи смотришь совсем иначе.
В ретроспективе особое восприятие возникает для ключевых событий в истории автоспорта. В 1939 году никто не знал, что скоро все соревнования прервутся на несколько лет, после которых не будет ни "Мерседеса", ни "Ауто-Униона". В 1946 году никто не знал, что скоро в Европе будут приняты три гоночных класса, в одном из которых начнёт разыгрывать чемпионат мира.
Кстати, подозреваю, что после объявления о предстоящем введении чемпионата мира многие вспомнили как неудачную попытку проведения мирового чемпионата в середине двадцатых, так и полное доминирование немцев в европейском чемпионате тридцатых, последний из которых так и не был закончен, а судьба его решалась, судя по всему, в нацистских кабинетах.
Владимир Коваленко:
--- Цитата: Unicorn ---Так вот, украинский журнал Motor News, начиная с 1-го номера 1996 года, публиковал статьи про историю чемпионата мира пилотов (да-да, именно так и писали!) – одна статья = одному году, 3-4 страницы. Так вот, в статье про 1952 год было сказано, что в связи с главенствующей ролью автомобилей Ф-2 было изменено название чемпионата. К сожалению, в журнале не было указано непосредственно название. Но это издание с самого начала (1994 год) ни разу не дало повода усомнится в достоверности публикуемых исторических данных. И еще в каком-то источнике я как-то встретил, что с введением в 1958 году Кубка конструкторов также изменилось название чемпионата мира для пилотов.
--- Конец цитаты ---
Я ничего не слышал об изменении названия чемпионата в 1952 году, так что если найдёшь более точные сведения, будет очень хорошо. А "ни разу не дало повода усомнится в достоверности публикуемых исторических данных" - это, конечно, не аргумент. Я на спор наверняка смогу найти в их статьях неточности.
--- Цитата: Unicorn --- Мне вот что подумалось - а почему "Мерседес" в 1954-1955 гг. участвовал только в гонкам чемпионата мира (и гоночныхб и спортивных автомобилей) + АФУСкие гонки? Все остальные гонки им были неинтересны (типа не Grand Epreuve - вроде неправильно написал, поправте) или уже тогда чемпионат мира имел такую ценность.
--- Конец цитаты ---
По всему получается, что чемпионат мира стал котироваться уже в 1950 году. Тому есть косвенные доказательства. Ну, скажем, команда "Альфа-Ромео" на этапы ЧМ выставляла самый сильный состав. С другой стороны: пресловутое игнорирование "Феррари" первого этапа, отсутствие в программках гонок кричащих заголовков про этап чемпионата мира, ориентация большинства команд и гонщиков на участие в разнообразных соревнованиях...
Всё дело, возможно, было в том, что "Альфа-Ромео" была серьёзной командой с традициями и лучшими автомобилями. В 1946-48 годах они участвовали в гонках, как сейчас принято говорить, стильно: ровно по четыре в год, - и большинство из них выиграло. Пока их соперники пытались строить конкурентоспособные машины, "Альфа-Ромео" доводила до совершенства имеющуюся конструкцию. Идея чемпионата мира, на мой взгляд, идеально соответствовала их устоявшемуся имиджу. Кроме того, в 1949 году они брали перерыв, после которого собирались вернуться. И как раз в это время был объявлен чемпионат.
Для "Феррари" "Альфа-Ромео" стала принципиальным соперником уже в 1950 году, и к 1951-му это были две сильные заводские команды. Устремления "Феррари" переориентировались на высший гоночный класс как на самый престижный, а в нём самыми престижными гонками были этапы ЧМ. И вот уже в конце 1951 года все стали оглядываться на организаторов гонок-этапов ЧМ и на команды и гонщиков-участников ЧМ. В данном случае было неважно, что чемпионат понадобится проводить в каком-то ином классе - важен был устоявшийся престиж самого чемпионата.
Команда "Мерседеса", как и "Альфа-Ромео" в 1950-м, была серьёзной, с традициями, и её также интересовали только самые лучшие гонки. Тогда, кстати, уже проводился чемпионат мира в категории спортивных автомобилей, и "Мерседес" там тоже видел перспективы.
Навигация
Перейти к полной версии