Форум истории автоспорта > История
Мысли об истории автоспорта
Владимир Коваленко:
--- Цитата: Unicorn ---[Ну если быть уже особо занудным историком, то понятие "Гонщик "Формулы-1"" появилось в конце 1947 года, когда был введен такой гоночный класс. А в 1981 году появилось понятие "Гонщик чемпионата мира "Формула-1"".
--- Конец цитаты ---
А вот и нет!!! Это я всегда и пытаюсь объяснить. Понятие "гонщик "Формулы-1"" подразумевает принадлежность к некоему явлению, в данном случае - серии гонок, коммерческому предприятию под названием "Формула-1". "Гонщики "Формулы-1"" в этом предприятии "работают". А 50 лет назад не было такого предприятия, никто в нём не работал - гонщики просто выступали в самых разнообразных соревнованиях, отдавая предпочтение при этом самым престижным гонкам, уже сведённым в чемпионаты, и собственно самим чемпионатам.
"Формулой-1" был всего лишь гоночный класс, по требованиям которого кто угодно мог построить автомобиль и кто угодно мог организовать гонку любого формата. Если называть, скажем, Аскари "гонщиком "Формулы-1"" только потому, что он принимал участие в гонках, проводимых в этом классе, то попутно его надо назвать гонщиком "формулы-2", гонщиком свободной формулы и гонщиком спортивных автомобилей.
Алексей Грушко:
--- Цитата: Владимир Коваленко --- А вот и нет!!! Это я всегда и пытаюсь объяснить. Понятие "гонщик "Формулы-1"" подразумевает принадлежность к некоему явлению, в данном случае - серии гонок, коммерческому предприятию под названием "Формула-1". "Гонщики "Формулы-1"" в этом предприятии "работают". А 50 лет назад не было такого предприятия, никто в нём не работал - гонщики просто выступали в самых разнообразных соревнованиях, отдавая предпочтение при этом самым престижным гонкам, уже сведённым в чемпионаты, и собственно самим чемпионатам.
"Формулой-1" был всего лишь гоночный класс, по требованиям которого кто угодно мог построить автомобиль и кто угодно мог организовать гонку любого формата. Если называть, скажем, Аскари "гонщиком "Формулы-1"" только потому, что он принимал участие в гонках, проводимых в этом классе, то попутно его надо назвать гонщиком "формулы-2", гонщиком свободной формулы и гонщиком спортивных автомобилей.
--- Конец цитаты ---
Ха! И еще в начале 90-х были пилоты, которые выступали не только в Ф-1, но и параллельно в других чемпионатах. Только последняя редакция договора согласия между Берни и командами предполагает, что команды обязаны участвовать только в ЧМ Ф-1, и ни в каком другом. И по инерции у многих команд в контракте с пилотом есть пункт, который запрещает им участвовать в других гоночных сериях.
Никто не спорит, что Аскари был гонщиком Ф-2, спортивных автомобилей и так далее. Но он был и гонщиком Формулы-1, против этого не попрешь. Вообще, людей, попадающих под понятие "Гонщик Формулы-1" в том виде, в котором ты его пропагандируешь, нет - все пилоты участвовали не только в ЧМ Ф-1, были у них гонки и до, и после, и во время... Закрытый мир сформировался не так уж давно - в конце 90-х, когда и был подписан последнйи договор...
Владимир Коваленко:
Лёша, я полностью отдаю себе отчёт в том, что высказываемые мной мнения никогда не будут популярны, потому что они значительно усложняют историческую картину, а фанатам (и даже многим из историков) это не надо (без иронии). Все так и будут считать 13 мая 1950 года началом "Формулы-1", а Аскари - гонщиком "Формулы-1". Если я буду оперировать иными категориями, меня никто слушать не станет, но для себя истинную картину уяснить надо. И для этого нельзя подходить к истории с нынешними мерками.
Пусть и в девяностые были гонщики, участвовавшие помимо Ф-1 в других соревнованиях, но ведь ты понимаешь, что это были эпизодические выступления, а основной работой всегда была "Формула-1".
В сороковые-пятидесятые гонщики в принципе не мыслили себя внутри определённой категории гонок. И про гонщика свободной формулы и спортивных автомобилей я сказал с иронией. Насколько я понимаю, не было таких понятий, а если что-то такое и существовало, то было, скорее, исключением, чем правилом. Большие и заводские команды располагали обычно автомобилями разных классов, маленькие частные команды пользовались тем, что под руку подвернётся, отдельные частники вообще могли заявляться от чужого имени со своими машинами. Нередки были ситуации, когда для выступления в гонке другого класса на то же шасси устанавливался двигатель или даже на тот же двигатель - турбонаддув.
Главным было - участие в гонке. Просто гонке. Чем престижнее гонка - тем лучше. Но стартовые и призовые давались за участие в любых гонках, поэтому разницы особой частенько не было.
Алексей Грушко:
--- Цитата: Владимир Коваленко --- Лёша, я полностью отдаю себе отчёт в том, что высказываемые мной мнения никогда не будут популярны, потому что они значительно усложняют историческую картину, а фанатам (и даже многим из историков) это не надо (без иронии). Все так и будут считать 13 мая 1950 года началом "Формулы-1", а Аскари - гонщиком "Формулы-1". Если я буду оперировать иными категориями, меня никто слушать не станет, но для себя истинную картину уяснить надо. И для этого нельзя подходить к истории с нынешними мерками.
Пусть и в девяностые были гонщики, участвовавшие помимо Ф-1 в других соревнованиях, но ведь ты понимаешь, что это были эпизодические выступления, а основной работой всегда была "Формула-1".
--- Конец цитаты ---
Владимир, я прекрасно понимаю твои намерения разъяснить в целом картину, почти полностью разделяю твои суждения. Но на мой взгляд, ты иногда категоричен в суждениях, четко отделяя 40-50-е от всего остального. Эволюция не происходит очень резко, сознание людей (в том числе и гонщика) не меняется в один момент, и некоторые проявления гонок 50-х еще осхранялись в 90-е. И выступления других гонщиков, участвовавших в ЧМ Ф-1, в других сериях и гонках, не всегда носили эпизодический характер (но их было меньше, чем 80-х, в несколько раз меньше, чем 70-х и т.д.) - у меня сейча нет много времени, чтобы привести примеры. На мой взгляд, эти пережитки начали искоренятся Максом Мосли с момента начало его президенства в ФИА (фактически, Ф-1 осталась единственным мошным и популярным чемпионатом в структуре ФИА) и они окончательно исчезли епосле подписания последнего довоговора согласия.
Кстати, может для тебя это будет сюрпризом, но название учережденного в 1949-м году чемпионата мира менялось не 1, а два или три раза. В скором времени я постараюсь эти названия найти.
Владимир Коваленко:
--- Цитата: Unicorn ---Владимир, я прекрасно понимаю твои намерения разъяснить в целом картину, почти полностью разделяю твои суждения. Но на мой взгляд, ты иногда категоричен в суждениях, четко отделяя 40-50-е от всего остального. Эволюция не происходит очень резко, сознание людей (в том числе и гонщика) не меняется в один момент, и некоторые проявления гонок 50-х еще осхранялись в 90-е.
--- Конец цитаты ---
А кто спорит? Очень резкой и категоричной картина получается лишь потому, что я совершенно не затрагиваю несколько десятков лет между пятидесятыми и даже не девяностыми, а нашим временем. Просто я занимаюсь именно событиями пятидесятилетней давности, а нынешними и заниматься не надо - они все перед нами. Между этими двуями периодами ощущается огромная разница, на которую можно было бы и не обращать внимания, потому что и так понятно, что это совсем разные времена, но когда кто-то из наших современников обращается к истории с нынешними мерками, контраст как раз и проявляется. Это что-то вроде того, как Хрущёва назвать президентом СССР или сказать, что тридцатилетний ныне человек родился в Санкт-Петербурге.
До того, как я обнаружил ссылку на события 1980 года, я собирался брать тему измором и ковыряться в событиях разных лет, выискивая те самые кирпичики, из которых строилась эта стена. Ну, там введение фиксированных номеров в 1973 году, появление традиции сравнивать квалификационные результаты гонщиков одной команды или введение жёсткого контроля над сезонными испытаниями. Это придётся сделать в любом случае, просто теперь на ситуацию можно глядеть уже под другим углом.
Навигация
Перейти к полной версии