Форум истории автоспорта > История
Личный чемпионат мира образца 1950 года
Влад Шайхнуров:
Источник : ARZ # 10 за 06.марта 1946 года :
28.февраля 1946 года , когда состоялось первое послевоенное заседание AIACR , формула 1938 – 1940 годов не была отменена :
Международная спортивная комиссия на своем заседании решила оставить в силе гоночную формулу 1938 / 1940 годов на ближайший год
В прошлое воскресенье в Париже прошло первое послевоенное заседание Международной спортивной комиссии под председательством барона де Книффа ( de Knyff ) . На заседании присутствовали представители автоклубов стран : Бельгии - М. Ланглуа ( M.Laglois ) , Англии - лорд Хоув ( Earl Howe ) и капитан Матиесон ( в тексте написано Mathiesen ) , Франции - граф де Лидекерк - Бофор ( de Liedekerk - Beaufort ) и М.Перуз ( M.Perouse ) , Италии - М.Канестрини ( M.Kanestrini ) и Риччи ( Ricci ) , Монако - М.Шэ ( M.Chaix ) , США - М.Спэрроу ( M.Sparrow ) и Швейцарии - доктор Напп ( Dr.Napp ) . Итоговым решением комиссии стало определение международной формулы , причем было принято решение , что формула 1938 / 1940 годов ( максимальный рабочий объем для автомобилей с наддувом 3000 куб.см. , без наддува - 4500 куб.см. ) будет действовать до конца 1946 года . Кроме того было предложено вынести на общее заседание AIACR , которое должно пройти 24.июня 1946 года , принятие решения о формировании новой формулы на 1947 и 1948 годы : рабочий объем для компрессорных моторов не должен превышать 1500 куб.см. ,без наддува - 4500 куб.см. , никаких ограничений по весу и предписаний по кузову ; топливо , его состав определить позже , а в ближайшее время оставить выбор за организаторами соревнований . Для сезонов 1949 - 1951 годов требования по силовым установкам не изменятся , будут лишь сняты ограничения на используемое топливо . Англия , Италия и Франция , имевшие небольшие разногласия по нескольким пунктам решения , должны до следующего заседания провести экспертную оценку .
Источник : ARZ #26 от 26.июня 1946 года :
24.июня на общем заседании AIACR в присутствии делегатов от 25 стран под председательством вице - президента ( делегата от Швейцарии ) , герра Примо ( Primault ) и членов CSI была принята следующая программа: :
а. Международная формула 1947 - 1951 годов . Будет вводится поэтапно и базироваться на основах проекта формулы , принятой на февральском заседании CSI 1946 года :
- в 1947...1948 годах ограничение рабочего объема для компрессорных моторов должно составить 1500 куб.см. , для атмосферных - 4500 куб.см. Никаких ограничений по весу . Касательно применяемого топлива : решение о применяемом топливе для компрессорных моторов принимает сам устроитель соревнования ( выбирать он мог из двух составов : индустриальный метанол 70% , бензол 90 - 15% , ацетон -10 % и бензин с точкой кипения 35 ... 70 град.С - 5 % или метанол 94 ... 98 град.С - 85% , ацетон - 6 % , петролат ( гугловский переводчик дает мне "вазелин" ) 30 ... 60 град.С - 7,5 % и касторовое масло 1,5 % ) . Для повышения конкурентоспособности наддувных моторов допускалось использовать в составе топлива до 5% воды взамен одного или двух компонентов - петролата и касторки . Для атмосферных моторов состав предлагался только один - высокооктановый бензин - 60 % , этиловый спирт- 25 % , бензол 90 - 15 % . Везде речь идет об объемных процентах содержания . Прочие составы должны были одобряться комиссией в индивидуальном порядке ;
- в 1949 - 1951 годах включительно : требования по объему моторов оставались неизменными , но отстутствует ограничение на используемое топливо . Все так же нет ограничений на вес и тип кузова ;
b. вводятся две дополнительные категории автомобилей для рекордных заездов на скорость :
- автомобили с воздушным винтом ;
- автомобили с реактивными , ракетными и турбореактивными двигателями ;
ниже была сделана приписка , что прочие технические требования к таким автомобилям находятся еще в стадии рассмотрения ;
с. введены требования к спортивным автомобилям : они должны иметь от двух до четырех посадочных мест , минимум одну дверь , минимальную ширину кузова 90 см , а все четыре колеса должны иметь одинаковую размерность . Эти требования вступали в действие с 1.января 1947 года . ;
d. введены изменения в национальные цвета : английские автомобили могут теперь окрашиваться не в зеленый , а в синий цвет , при условии , что на обеих бортах автомобиля будет изображен национальный герб . До конца 1948 года это правило будет носить лишь рекомендательный характер ;
е. было принято решение о переформировании AIACR в FIA и принятии в федерацию нового члена - автомобильного клуба Австрии . FIA становится полномочным правопреемником AIACR начиная с его первого заседания , которое пройдет в октябре в Париже . До этого , будучи действующей структурой , FIA соблюдает все правила и нормы , установленные ранее решениями AIACR .
В июле 1946 года происходит слияние FIA с AIT ( Alliance Internationale du Tourisme ) - от каждой из структур добавляется по секретарю . Кроме того в члены FIA принимаются Боливия и Эквадор .
Источник : ARZ #42 от 16.октября 1946 года :
16.октября того же 1946 года на первом заседании FIA , проводившимся в рамках парижского автосалона принимаются следующие решения :
1) CSI в составе делегатов от Бразилии , Бельгии , Франции , Великобритании , Голландии , Италии , Австрии , Польши , Чехословакии , Швеции , Швейцарии и США отменено правило выбора одного из трех видов топлива , принятое на заседании 28.февраля . Отныне сняты все ограничения на используемое топливо - теперь это удел участников соревнований ;
2) итальянская делегация предложила проект требований к спортивным автомобилям - без использования наддува для двигателей . Кроме того все спортивные автомобили предлагалось разбить по группам :
- группа I- бывшие классы G , H , I , J . Рабочий объем не более 1100 куб.см. ;
- группа II- бывшие классы E , F. Рабочий объем 1101 ... 2000 куб.см. ;
- группа III- бывший класс D . Рабочий объем 2001 ... 3000 куб.см. ;
- группа IV- частично класс С . Рабочий объем 3001 ... 4500 куб.см. ;
ограничения по весу отсутствуют , топливо - на усмотрение участника соревнований или оговаривается организатором ;
3) Ханс Штук получил международную гоночную лицензию , Рудольф Караччиола запросил таковую через швейцарский автоклуб . При этом было принято решение о продлении изоляции Германии в области автоспорта ;
4) был принят календарь на 1947 год ;
5) следующее заседание FIA было запланировано на 25.июня 1947 года в Брюсселе ;
Источник : ARZ #44 от 15.октября 1947 года :
Однако следующее заседание датируется 10.октября 1947 года . CSI под председательством делегата от Франции г-на Перуза ( Perouse ) в присутствии делегатов от Бельгии , Бразилии , Великобритании , Голландии , Италии , Люксембурга , Монако , Австрии , Португалии , Польши , Швеции , Швейцарии , Чехии , США и Венгрии принимают решение продлить действие международной формулы , принятой на июньском заседании 1946 года , до конца 1953 года . Кроме того с 1.января 1948 года вводилась еще одна формула - рабочий объем для мотором с / без компрессора составлял соответственно 500 / 2000 куб.см. без ограничений по весу и топливу и минимальной дистанцией гонки 200 км . В ARZ прямо так и написано : "...вторую формулу..." ( в том смысле , что вторую по счету ) . Никаких упоминаний про формулу 1 и 2 ! Из других решений стоит отметить очередной отказ Германии в прием в члены FIA , ратификацию решения выдачи Караччиоле международной лицензии и принятии календаря на 1948 год .
Итак ,можно попробовать понять , какие формулы действовали в период с 1945 по 1950 годы :
1) Formula Libre . Нигде нет информации о принятии решении спортивной комиссией об анонсировании и уж тем более объявления свободной формулы . По мне в первых гонках народ стартовал на том , что было - это и назвали свободной формулой постфактум ;
2) была формула , по которой строились машины для гонок GP , доставшаяся еще с 1938 года . Никто в 1946 году на первом заседании 28.февраля CSI of AIACR не отменил действие этой формулы , а напротив , пролонгировал действие до конца 1946 года ;
3) была Formule Internationale , принятие которой состоялось в июне 1946 года - 1,5 с наддувом и 4,5 - без . С ограничениями по топливу - организатор выбирал два из трех вариантов топлива ;
4) была Formule Internationale , принятие которой состоялось в октябре 1946 года - 1,5 с наддувом и 4,5 - без . Без ограничений по топливу ;
5) была Formula A/I/1 образца 10.октября 1947 - все то же , только формул стало две ;
6) была Formula B/II/2 образца 10.октября 1947 ( вступала в действие с 01.января 1948 года ) .Она стала второй по счету формулой ;
7) существовала послевоенная формула Voiturettes - она допускала наддувные моторы 1100 куб.см. или 2000 куб.см. без наддува . Скорее всего это стихийное образование с " самозахватом " названия английским автоклубом - тогда были весьма популярны и очень распространены машинки MG K3 в аккурат с 1100- кубовыми моторами с компрессором Рутса ;
Нигде нет указаний , что автомобили должны быть одноместными .
Источник - ARZ #44 от 16.октября 1948 года :
Через год очередное событие - на заседании FIA , что проходило 12.октября 1948 года на сей раз в Турине , было предложено провести в 1950 году чемпионат мира . Ни формулы 1 , ни формулы А , ни на автомобилях формулы 1 или А . Просто чемпионат мира , даже не написано , что в личном зачете . Был принят календарь соревнований на 1949 год , в котором фигурировало семь гонок разряда grand epreuve. Все они должны быть разнесены по датам , не допуская проведения в одно и то же время .
Источник - ARZ #44 , 12.октября 1949 года :
07.октября 1949 года - очередное заседание FIA . Из интересующих нас решений :
1) Германия принимается в FIA - с 01.января 1950 года немецкие гонщики могут стартовать за рубежом , все остальные - могут стартовать в Германии ;
2) вводится в действие т.н. полулитровая формула . Требования для нее были таковыми : 4 колеса , минимальная масса - 200 кг без балласта , минимальный дорожный просвет - 100 мм ; выпускная система должна быть смонтирована так , чтобы выхлопные газы не попадали в лицо обгоняющему ; автомобиль должен быть оснащен двумя независимыми тормозными контурами ; должна быть огнезащитная перегородка между моторным отсеком и местом водителя ; два зеркала заднего вида ; минимальная длина гоночной трассы - 1500 м ; минимальная дистанция гонки - 50 км ;
3) определена минимальная дистанция гонки т.н. гранд-эпрёв . Начиная с 01.января 1950 года согласно статьи 277 пункт 4 международного спортивного регламента дистанция гонки должна составлять 300 км или 3 часа - что наступит раньше ;
4) анонсирован личный чемпионат мира . Участвовать в нем будут гонщики , принявшие старт в гонках Grand Épreuves . Дополнительные разъяснения по регламенту чемпионата должны быть разработаны к декабрю ;
5) опубликован календарь соревнований 1950 года - и в нем ( я говорю только про ARZ ) впервые появляются термины Formula 1 , Formula 2 , Formule Libre ;
Источник – ARZ #9 от 01.марта 1950 года:
Даны разъяснения по организационным моментам чемпионата мира пока фигурирует название Automobil – Weltmeistershaft , т.е. Автомобильный Чемпионат Мира ) , проведение которого запланировано на 1950 год . В газете упоминается , что чемпионат проводился на протяжении 6 лет в период между мировыми войнами с той разницей , что те чемпионаты выявляли победителя среди производителей . Но чемпионат 1950 впервые пройдет в личном зачете .
Чемпионом будет объявлен гонщик , который наберет наибольшее количество очков в следующих гонках гран-эпрёв : ( далее следуют все гонки чемпионата ) . Потом приводится система начисления очков 8 – 6 – 4 – 3 – 2 . Дополнительное очко получает гонщик , показавший лучшее время круга в гонке вне зависимости , фигурирует он в числе финишировавших или нет .
Чемпион получит Кубок и диплом от FIA , равно как и производитель , если Чемпион во всех зачтенных ему гонках стартовал на автомобиле его марки .
Источник – ARZ #11 от 15.марта 1950 года :
Дополнительные разъяснения по регламенту чемпионата : все то же самое , перечень гонок , количество очков , потом добавляется : для определения итоговых результатов будут взяты только четыре лучших результата. Потом расписывается способ определения победителя в случае совпадения количества набранных очков .
Далее интересный момент , про который я не знал : каждый национальный автоклуб до 15.марта должен представить список «лицензированных» гонщиков – « претендентов на чемпионский титул» . Этот список должны получить все клубы – организаторы перечисленных гонок гран-эпрёв . Это гарантирует за каждым из перечисленным гонщиком зарезервированное на старте место .
Источник – ARZ #25 от 31.мая 1950 года :
Первый случай статистики чемпионата мира . Подсчитаны очки после гонки в Монако . Интересный момент – у Фанхио 8,5 очков , у Виллорези – 0,5 очка . Ниже сказано , что по результатам хронометража и тот и другой в Монако показали одинаковое время на круге , ставшее лучшим по результатам гонки . Этот случай не был рассмотрен в регламенте и потому очко поделено пополам. Интересно , что потом Джиджи эту половину очка «простили» и передали ее Фанхио .
Источник – ARZ #43 от 04.октября 1950 года :
На очередном заседании спортивной комиссии начинаются прения относительно формулы 1954 года.
Источник – ARZ #44 от 11.октября 1950 года :
1) Внесены изменения в регламент – если автомобилем в течение гонки управляло два или больше гонщиков , то очки между ними делятся поровну (?) ;
2) Др Фарина официально признан победителем чемпионата мира 1950 года ;
3) Предварительно договорились , что старая формула ( 1500 с наддувом и 4500 без ) остается действительной до конца 1955 года . Однако окончательное решение будет принято на февральском заседании спортивной комиссии 1951 года в Брюсселе ;
Дальше не зашел . Несколько комментариев :
1) переводил без словаря , опираясь на весьма скромное знание немецкого . Некоторые слова и построение фраз вызывают серьезные затруднения – такое ощущение , что в те времена немецкий отличался от нынешнего ;
2) ARZ – это просто кладезь информации . Читаю – упиваюсь обилием подробностей .
Влад Шайхнуров:
В номере 19 от 19.апреля 1950 года даны списки тех , кого национальные автоклубы сочли достойными бороться за кубок :
1. Бельгия - John Claes .
2. Франция : Jean Behra , Eugene Chaboud , Louis Chiron , Philipp Etancelin , Yves Giraud - Cabantous , Aldo Gordini , Georges Grignard , Pierre Levegh , Henry Louveau , Roger Loyer , Robert Manzon , Eugene Martin , Charles Pozzi , "Raph" , Louis Rosier , Jose Scaron , Andre Simon , Raymond Sommer , Maurice Trintignant .
3. Италия : Alberto Ascari , Clemente Biondetti , Felice Bonetto , Giovanni Bracco , Piero Carini , Gianfranco Comotti , Franco Cortese , Luigi Fagioli , Giuseppe Farina , Nello Pagani , Fernando Righetti , Franco Rol , Consalvo Sanesi , Guido Scagliarini , Dorini Serafini , Piero Taruffi , Roberto Vallone , Luigi Villoresi .
4. Швейцария : Kaspar Aebli , Anton Branca , Andre Canonica , Rudolf Fischer , Paul Glauser , Emmanuel de Graffenried , Peter Hirt , Marcel Massara
5. От Англии списка не поступило .
Владимир Коваленко:
Интересно, как при этом воспринимали Фанхио?
Влад Шайхнуров:
Также интересовал этот момент . Все там же прочитал ( #17 ) , что Альфа-Корсе подписала контракт с Фанхио только в конце марта . Оносительно участия в гонках гран-эпрёв ( но никак на этапах чемпионата мира ) планировалось его участие только в пяти - Европа ( Англия ) , Швейцария , Бельгия , Франция и Италия . Номера через два было написано , что в Монако его должен был заменить Широн - настолько борьба в чемпионате была заводским командам до фонаря . Там же написано , что в состав команды входил еще и Таруффи .
Касательно его включения в список претендентов . Думается мне , что ACA , входившая в FIA , подала список своих претендентов , просто его не удосужились напечатать в ARZ . Кроме того не исключалось завоевание кубка гонщиком , не входившим в "списки " . Например английские гонщики должны были заявляться на каждую гонку и теоретически им могло быть отказано в случае большого количества участников : я так понимаю , что схема 2хheat+final была неприменима к гран-эпрёв . На самом деле я хочу все эти вырезки отнести профессиональному переводчику : неточность перевода может исказить весь смысл фразы , а в данном случае мы имеем дела практически с документом .
Сергей Мингазов:
--- Цитата: Влад Шайхнуров от Марта 07, 2014, 18:29:07 ---На заседании присутствовали представители автоклубов стран : Бельгии - М. Ланглуа ( M.Laglois ) , Англии - лорд Хоув ( Earl Howe ) и капитан Матиесон ( в тексте написано Mathiesen ) , Франции - граф де Лидекерк - Бофор ( de Liedekerk - Beaufort ) и М.Перуз ( M.Perouse ) , Италии - М.Канестрини ( M.Kanestrini ) и Риччи ( Ricci ) , Монако - М.Шэ ( M.Chaix ) , США - М.Спэрроу ( M.Sparrow ) и Швейцарии - доктор Напп ( Dr.Napp ) .
--- Конец цитаты ---
Вероятно, "M." означает "Monsieur", т.е. "господин". Такое сокращение я встречал в Correire della Sport по отношению к франкоязычным представителям. Ну и понятно, что Ланглуа звали Анри, Перуса - Огюстен, а Канестрини - Джованни.
Спасибо за исследование!
Навигация
Перейти к полной версии