Ничего не имею против некоторых пунктов. Истина, как водится, находится где-то посередине. Я давно согласен с тем, что переход к упорядоченности происходил постепенно. Марокко и США - хорошие примеры тяготения к новому мирвому порядку. Бразилия и Австраия, скорее всего, - примеры неудачные. По Бразилии у меня есть только книга "Забытые гонки", и там написано, что как только братья Фиттипальди себя проявили, появился повод добиваться собственной большой гонки, и как это стало на тот момент традиционным, организовали незачётный гран-при, чтобы, добавлю от себя, продемонстрировать свою дееспособность. Что же касается Австрии, то далеко я копать не стал, просто гонка в классе Ф1 1961 года на аэродроме Шпильберга числится четвёртой по счёту, так что там были свои традиции. "Аэродромную гонку" перевели в разряд "больших призов" в 1963 году, за год до включения её в зачёт мирового первенства.
В остальном всё остаётся по-прежнему: изначально гонки были первичны, а чемпионат - вторичен. Да, уже на второй-третий годы, я думаю, большинство организаторов просекли, насколько важен зачётный статус, но я считаю крайне важным не проводить чёткую границу: до 13 мая 1950 года не существовало ничего, после - появилось наше всё. Этого однозначно не было.
Не было "чемпионата мира Ф1", был просто личный чемпионат мира. Я против того, чтобы применять несуществовавшее название и не вижу проблемы в том, чтобы говорить просто "чемпионат мира". Тем самым будет хотя бы повод для решения вечной проблемы традиционной трактовки истории: объяснять, почему в 1952-53 годах "Формула-1" была типа не "Формулой-1".
У чемпионата мира образца 1950 года действительно не было организатора в нынешнем понимании этого слова, а МСК/ФИА были лишь учредителями. У формального набора гонок не было "завхоза" вроде нынешнего Экклстоуна. Не было ни финансовых заморочек, ни спортивно-организационных. Схема взаимоотношений была довольно проста и основывалась преимущественно на джентльменских соглашениях. Журналисты и участники гонок были осведомлены о правилах определения чемпиона и могли просчитывать шансы и подсчитывать очки, но официально чемпионат мира состоял из двух организационных этапов: определение календаря через выбор "гранд-эпрёв" и утверждение результатов по осени. На чемпионат не надо было никуда заявляться, участники гонок автоматически становились участниками чемпионата, если завоёвывали зачётные места. Не каждый участник зачётной гонки становился участником чемпионата, как это воспринимается сейчас, а только те, кто набрал очки. Чемпионат касался только их. Тогда ни у кого не возникало мысли публиковать расширенные сводные таблицы, потому что по тогдашнему понимания чемпионата они не имели смысла.
Я согласен с тем, что не у каждого утверждения есть неоспоримые доказательства. Это, скажем так, реконструкция событий на основе изучения некоторых неувязок в традиционной трактовке истории. Я всегда говорю, что по многим пунктам доказательств найти невозможно, потому что в то время никто не пытался в публикациях объяснять, чем существовавшая схема существования автоспорта отличается от той, которая возникнет через десятилетия (кто бы знал?), поэтому надо просто читать те публикации и делать выводы.
В публикациях тех лет никогда не встретишь многие из привычных ныне терминов, потому что не существовали сами явления, этими терминами описывающие. Современные болельщики или журналисты, читая тексты, просто дописывают то, что хотят видеть. Я сталкивался с этим.