Форум истории автоспорта > История
Политическая история "Формулы-1""
Владимир Коваленко:
В 1981 году была изменена структура соревнования. Можно устанавливать разные точки отсчёта того, что в конечном итоге привело к созданию "Формулы-1", одна из них - 1958 год. В Монако пригласили 29 участников, но на старт допускали только 16, проведя одну из первых квалификаций в истории гонок гран-при. В рамках личного чемпионата мира это точно была первая квалификация.
Это участников и возмутило, потому что обычно они хотя бы получали компенсацию своих затрат в виде стартовых, а тут приехал, не стартовал, уехал и только деньги потратил. И такое решение приняли именно организаторы.
В заметке 1978 года говорится об обратной ситуации, когда организаторы не имеют полноту власти в собственном соревновании. В 1981 году такое положение вещей просто оформили особым образом. А в переходный период, надо полагать, силу имели контракты организаторов и ФОКА. Раз Экклстоун смог не допустить местных гонщиков к участию, значит, у него имелись юридические на то основания. Например, контракт ФОКА с организаторами, согласно которому весь стартовый и призовой фонд распределяется только между командами ФОКА. Допустим, местные могут поучаствовать бесплатно. Тогда мог быть просто пункт о том, что состав участников определяет ФОКА. Почему Экклстоун пошёл на принцип? Возможно, именно пошёл на принцип, чтобы все знали его власть и боялись. Но дело могло быть и в деньгах. Это всё только домыслы, для точных ответов надо смотреть контракт.
Сергей Мингазов:
1978 год - переходный от старой системы лицензий к новой. В 1978 году вместо универсальной международной гоночной лицензии (которая была введена еще в начале 20-х годов) появились А-, B- и С-лицензии. Чобы стартовать в гонке формулы №1, нужно было иметь А-лицензии, которых у этих участников, возможно, не было. Но в этом случае это не дело Экклстоуна, допуск в гонку должен осуществлять национальный автоклуб. Возможно, журналист упростил ситуацию.
Что касается контрактов ФОКА с организаторами гонок, то журналисты "Автоспорт" и "Эль мундо", когда в 1978 году перечисляли коммерческие права Экклстоуна, не упоминали Зольдер. С другой стороны, есть данные, что Берни лоббировал переход Гран-при в из Нивелля в Зольдер, а с чего бы ему это делать без выгоды? Ну а если контракт был, то вполне возможно, что по нему ФОКА имела какие-то преференции в плане допуска участников на старт. Подобные ситуации были в 1978 году с Гран-при Испании и Германии, где ФОКА контролировала допуск на все или почти все места стартовой решетки. В таком случае Берни мог самостоятельно отказывать участникам. Это были единичные выторгованные ФОКА у организаторов преимущества, хотя в целом в то время ситуация уже стремилась к упорядочиванию: в 1977 МСК ввела правила стартовой решетки, в 1978 - лицензии, в 1979 - заявки, в 1980 - управление гонкой, и так далее, много было централизованных нововведений.
Алексей, кое-что о лицензиях можно почитать в теме о 1979 годе (http://motorsporthistory.ru/forum/index.php/topic,1497.msg39426.html#msg39426), а максимально подробно ситуация последних "предреволюционных" лет рассматривается в статье "1979", опубликованной в 3 номере альманаха.
Алексей Шеметович:
Сергей, спасибо огромное за ответ, очень своевременно выпустили альманах,
очень поможет вот для примера мне,
на той же странице еще раз внимательно глянул, Ланжер узнал, что он примет участие в последний момент,
из-за болезни Тамбея, посмотрел Отокурс, была пред-квалификация, где Ланжер вроде как сразу попадает,
а выходит его включили в сетку из-за освободившегося места Тамбея, иначе бы его время потянуло на 25-ю позицию, и Бретт свободен,
а Патрик вроде как и не собирался участвовать, суда по статистике. Вот и пример искажения.
А двоих бельгийцев есть вероятность, что пытались протащить без участия в пред-квалификации,
выходит логично, Мерцарио и Ребак (и Ланжер) исключены по результатам пред-квалификации,
а тут приводят 2-х бельгийцев и говорят, вот возьмите их без очереди,
ну Берни и сказал, что вас здесь не стояло -:)
Сергей Мингазов:
Неожидано интересный пост о разговоре с Джоном Хоганом: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/blog31/777364.html . Автор предложил читателям задавать Хогану вопросы, чем я и воспользовался: https://twitter.com/dvoryrom/status/598837642504077312
Сергей Мингазов:
--- Цитировать ---Тодт рассказал, как Ferrari получила право вето
От: Jonathan Noble, Formula 1 Editor
3 часа назад
Президент FIA поделился интересными подробностями о том, каким образом Скудерии ещё в начале 80-х удалось заполучить право блокировать любые инициативы.
Недавно в Ferrari воспользовались своим правом вето и заблокировали введение потолка цен на моторы – планку предлагалось установить на уровне в 12 миллионов долларов США за сезон.
Вследствие этого шага Скудерии FIA пришлось искать иные варианты облегчения жизни "маленьким" командам: в частности, в скором времени федерация может объявить тендер на поставку участникам стандартных силовых установок.
Президент FIA Жан Тодт признал, что Ferrari вправе воспользоваться своим правом вето. В то же время француз убеждён, что идти на такие меры Скудерии следует только в том случае, если существует угроза их коммерческим интересам.
«Исторически Ferrari имеет право вето, – объяснил Тодт. – Но они должны объяснить [окружающим], что именно противоречит их интересам – причем в такой степени, что они воспользовались этой возможностью.
Осмелюсь предположить, что потенциальное появление независимого поставщика двигателей не противоречит их интересам. Я буду рад, если мы сядем за стол и обсудим с ними эту тему».
Предыстория
Тодт, с 1993 по 2007 год занимавший пост руководителя команды из Маранелло, хорошо знает, о чем говорит.
Тем не менее, французский функционер сомневается, что историческое право вето по-прежнему остается привилегией Скудерии, поскольку перед сезоном-2013 команды подписали новое коммерческое соглашение.
«Всё началось в 80-х, когда был подписан Договор согласия, – рассказал Жан. – Меня самого всегда интересовал этот вопрос. В 1993-м я присоединился к Ferrari и попытался разузнать, что же скрыто за кулисами. На самом деле, всё довольно просто.
Энцо Феррари затворничал в Маранелло, так как большинство остальных команд располагалось в Британии. Если помните, в те годы Скудерия являлась единственным полноценным производителем в Ф1, готовившим не только шасси, но и мотор.
Ferrari сражалась с частными командами: с Williams, Lotus, McLaren. Все они использовали одинаковые моторы. Если мне не изменяет память, Ford Cosworth. И вот тогда-то Энцо и заручился возможностью использовать вето.
Это право было закреплено за Ferrari в Договоре согласия. Никто его не оспаривал.
В 2013-м я впервые столкнулся с этим вопросом в статусе президента FIA. Должен сказать, я был очень осторожен. Это ведь сродни оружию. Готов ли я был носить его, пусть даже в роли президента?
И я был удивлён, потому что Берни, будучи держателем коммерческих прав, поддержал право Ferrari сохранить за собой возможность вето. Согласились с ним и все остальные команды. Лично я был бы против.
Знаю, что порой меня обвиняют в том, что я пытаюсь достичь гармонии, чтобы все двигались в одном и том же направлении. Но, разумеется, я согласился, чтобы у Ferrari осталось право вето в новом Договоре согласия, действующем с 2013 по 2020 год.
Мы просто уточнили формулировку. Сейчас это уже не право вето. Ferrari необходимо иметь сильные доводы, чтобы им воспользоваться».
http://ru.motorsport.com/f1/news/todt-rasskazal-kak-ferrari-poluchila-pravo-veto/
--- Конец цитаты ---
Чрезвычайно интересное свидетельство. Раньше считалось (в том числе Саваром), что право вето "Феррари" получила после того, как в январе 2005 подписала Договор согласия, что разрушило все планы GPMA на альтернативный чемпионат. Казалось бы, логичный бонус за переход в другой лагерь, но... Я всегда думал, что что-то здесь не так. Договор согласия - это вотчина и проблема коммерческого правообладателя, это его функция - договариваться с участниками чемпионата об участии и условиях. ФИА этим не занимается, её дело - принять заявки желающих. Каким образом, договариваясь с ФОМ, можно было получить бонус от ФИА? Да никаким, между коммерческой и спортивной сторонами нет связи. Нет связи между "Феррари" Тодта и ФИА Мосли, позволяющей получить право вето во Всемирном совете ФИА по автоспорту.
Поэтому версия получения права вето еще Феррари выглядит очень логичной. Условия 1981 и даже 1987 выглядят крайне удобными для этого. Только в то время "Феррари" имела мощнейшую политическую власть. И это ещё один факт, который поднимает вопрос об участии Феррари в войне ФИСА и ФОКА.
Навигация
Перейти к полной версии