Форум истории автоспорта > История
Политическая история "Формулы-1""
Сергей Мингазов:
Еще один нюанс. В том же интервью Балестр говорит: "There is one thing which I definitely do not like, and that is that the FOCA should organize a Grand Prix. It should not be allowed and if it is true what I have heard — that some radio companies have to pay for the broadcasting back to Europe — there is only one word. Scandal." То есть он возмущен, что за право трансляции ФОКА взимает плату. Очень интересно сравнить это с ситуацией, которая случилась всего через пять лет, в 1983 году: автоклуб Монако продал право телесъемки телеканалу ABC, и ФОКА лишилась возможности перепродавать телесигнал. В этом случае Балестр занял сторону ФОКА и исключил Гран-при Монако из календаря на 1984 год (это, кстати, тоже повод задуматься, что имело больший приоритет при составлении календаря), и конфликт продолжался в судах и на уровне правительств стран до тех пор, пока Боэри не уступил телеправа ФОКА. Меньше чем за пять лет - кардинальная смена взглядов Балестра, который вообще-то всегда был известен исключительной принципиальностью! Это очень интересная загадка, и тем более, что ответ на нее, если его удастся найти, должен будет объяснить и включение Мосли и Экклстоуна в состав ФИА в 1986-1987 годах, и дальнейшую коммерциализацию ФИА.
Сергей Мингазов:
--- Цитата: Сергей Мингазов от Апреля 24, 2014, 10:27:27 ---
--- Цитата: Владимир Коваленко от Апреля 24, 2014, 07:18:16 ---То есть в первом договоре, в принципе, ещё чувствовалась старая система, просто ФОКА предоставлялось право заключать с организаторами контракты на участие для максимального соблюдения интересов участников. ФОКА - это объединение команд, она "только" ведёт переговоры с участниками насчёт стартовых и призовых. Гонки назначает ФИА, а ФОКА договаривается с организаторами.
--- Конец цитаты ---
А вот насчет первого есть сомнения. Несмотря на то, что, по цитате из 1981 года, первичным был выбор FIA, а FOCA лишь разрешалось заключение коммерческого контракта с уже выбранным организатором, другие факты говорят об обратном. В той же статье из Autosport, в четвертой цитате, мы видим, что для Гран-при Сан-Марино почему-то сделано исключение, он включен в уже утвержденный календарь на уже начавшийся сезон. В дальнейшем в той же статье идет упор именно на контракты:
--- Конец цитаты ---
Если подумать, то в этом вроде бы нет противоречия. Например, Экклстоун ищет заинтересованного промоутера и договаривается с ним, заключает контракт. Промоутер подготавливает трассу, получает лицензии и санкции национального автоклуба, и автоклуб подает заявку в ФИА на включение в календарь следующего года. Если все формальности соблюдены, то отчего ФИА возражать? ФИА включает гонку в календарь, и проводится Гран-при чемпионата мира. А если не соблюдены - например, в 1979 году автоклуб Италии категорически отказался давать гонке в Имоле статус национальной - то проводилась незачетная гонка, хотя Экклстоун и не любил этого.
Или другой момент. Например, промоутер этапа, включенного в календарь чемпионата, не в состоянии заплатить ФОКА деньги за проведение гонки (Экклстоун требовал треть суммы в качестве предоплаты, за несколько недель до гонки; а мы знаем, что 35% были стартовыми деньгами). Тогда Экклстоун, согласно контракту, заявляет, что ФОКА на гонку не приедет и отменяет авиарейсы. Промоутер, понимая, что в гонке в лучшем случае стартует пять-семь машин аутсайдеров, и продаж билетов не будет, отменяет гонку и отправляет в секретариат ФИА телеграмму об отмене гонки. Процедура стандартная, Гран-при за свою историю отменялись десятки раз, ФИА без капли удивления исключает гонку из чемпионата и рассылает автоклубам уведомления.
Тут, пожалуй, зависит от подхода, что считать первичным, а что вторичным. Решающим фактором для включения в календарь было мнение Секции по автоспорту ФИА (позже Исполкома и Всемирного совета ФИСА). А движущей силой для организации гонки был контракт с ФОКА. По всему выходит, что где-то до середины 80х друг от друга они не зависели, и бывали гонки, имевшие только один из этих двух факторов.
При этом нужно помнить, что, по крайней мере до 1981 года, у ФОКА не было контрактов со всеми трассами чемпионата. Это видно по различию календарей "Формулы-1" и альтернативного чемпионата в 1980 году: ФОКА включила в него все трассы с действующими контрактами и некоторые - с еще неподписанными. С Зольдером, Монако, Монцей, Монреалем и Уоткинс-Гленом контрактов не было, а Буэнос-Айресу и Сильверстоуну, по всей видимости, удалось контракты разорвать.
Сергей Мингазов:
Вот есть интересная цитата из Autosport от 6 сентября 1979 года. Она показывает, каким образом обстояло дело с тремя Гран-при США.
--- Цитировать ---In addition to the decisions made regarding the Formula 1 Commission, the FISA Executive Committee meeting in Amsterdam took note of the candidature of Mexico City for a Grand Prix next year, and also of the application by ACCUS to organize a third American Grande Epreuve at Las Vegas. A final decision about these proposed events and the whole 1980 F1 calendar will be made by the Committee at its next meeting, in Paris on October 8.
--- Конец цитаты ---
Во-первых, выходит, что система Grandes Epreuves к тому времени формально еще существовала. Гран-при вне чемпионата мира уже практически умерли, то есть по сути Grandes Epreuves стало в несколько раз больше, чем не только национальных Гран-при, но и международных Гран-при вообще, и Grandes Epreuves слились с гонками чемпоната мира; но ФИСА продолжала использовать старый термин. И ACCUS подавал заявку именно на Grande Epreuve, и подавал заявку именно ACCUS - национальное автомобильное объединение США. И ФИСА, по-видимому, не смущало, что это уже третье Grande Epreuve, проводимое одним национальным органом; в то время как раньше, до 70х, Grandes Epreuves считались только высшие из национальных Гран-при, которых национальный автоклуб по умолчанию мог проводить только один в год. Кроме того, нужно отметить, что Autosport (английская газета) называет Гран-при Лас-Вегаса не Classic Event или другим английским аналогом, а именно французским Grande Epreuve, причем выделяет этот термин курсивом (так же, как в статье про Брэбхэма 11 января 1979).
Владимир Коваленко:
Political power of GP teams over years
Сергей Мингазов:
Приятно видеть, что в каких-то областях продвинулся на шаг дальше самых продвинутых историков... Если только они не замалчивают свои знания, конечно. За исключением определения понятия "конструктор" ФОКА в 1963 году, ничего нового в этой теме нет. Пожалуй, не все знают о парижском и женевском соглашениях, но о них можно прочитать в книге Дуга Ная про БРМ.
Навигация
Перейти к полной версии