Форум истории автоспорта > История
Календари международных соревнований
Владимир Коваленко:
Тогда вопрос Владимиру "gp2": попадается ли что-либо подобное в журналах конца семидесятых?
Владимир Коваленко:
Ещё из "Таймз", но не полные расписания, а сообщения о них.
На 1928 год:
На 1929 год:
На 1930 год:
Сергей Мингазов:
Официальные международные спортивные календари ФИА с 1965 по 1985 годы: http://dropmefiles.com/HrD84
Любопытно, что уже первое же событие первого же календаря - Гран-при ЮАР 1 января 1965 года - подчеркнуто сплошной чертой, что указывает на принадлежность к зачетным гонкам чемпионата мира, но при этом записано строчными буквами, то есть не имеет статуса Grande Epreuve. Уже с 1970 года ФИА в своем официальном издании обозначает Чемпионат мира буквами F1. Думаю, из этих календарей можно вынести еще много интересного...
Сергей Мингазов:
В этих календарях вместо календаря 1970 года отсканирован календарь 1974 года. Причем второй календарь 1974 тоже есть, внешне абсолютно аналогичен, но размер файла почему-то больше. Вместо 1978 года - 1979, 1978 года нет. За 1967-1969 и 1972 годы календарей тоже нет, есть только циркуляры с изменениями к первоначальным календарям. Но и из них можно вынести полезную информацию: если принять, что эти циркуляры могли приниматься только на встречах МСК, то из их номеров можно примерно определить количество этих встреч и (не всегда) установить их даты. В 1967 имеются 17 циркуляров, в 1968 - 11 циркуляров (примечательно, что в ежегоднике ФИА 1968 года Баумгартнер пишет о 12-18 встречах в год; логично, что одна - утверждение календаря, 11-17 - изменения к нему), причем датированы они с 3 марта по 4 ноября, в 1969 - 12 (с 7 января по 1 декабря). Вместе с циркулярами 1972 года приведен предварительный календарь на 1973 год, который имеет отличия от окончательного. Итого - календарей 1966, 1967, 1968, 1969, 1970 и 1978 годов нет.
Интересно, что в 1971-1973 годах тип машин формула-1 указывается как "1", а чемпионат мира - как "F1". Мне казалось, что сначала "формулой-1" называли высший класс машин (ну, вроде как "этот крут, он перешел на формулу-1"), а только потом, как раз в начале 70х, это название перешло на чемпионат; но здесь "F1" - именно чемпионат, но не машины. Затем это пропадает, и с 1974 по 1985 и машины, и чемпионат обозначаются одинаково - "F1".
Вообще, в календарях начиная с 1971 года такое количество условных обозначений, что налицо целая система классификации соревнований по таким признакам, как статус, тип соревнования, тип машин и вхождение в чемпионаты.
Самый интересный вопрос - Grandes Epreuves. Судя по всему, этот статус был довольно стабильным, давался только классическим гонкам и не отбирался на протяжении долгих лет. Вхождение в чемпионат мира не зависело от этого статуса, в календаре чемпионата мира навалом других гонок международного уровня (сначала только национальных Гран-при), которые входят в календарь, не являясь Grandes Epreuves - что для меня лично открытие. Так, календарь 1965 года включает 8 Grandes Epreuves (ГП Монако, 500 миль Индианаполиса, ГП Бельгии, АКФ, Великобритании, Нидерландов, Германии и Италии), из которых 7 входят в чемпионат мира (Инди-500 имеет статус Grande Epreuve, но в чемпионат мира не входит), плюс есть еще 4 национальных Гран-при, которые Grandes Epreuves не являлись, но в чемпионат мира входили. До 1977 года включительно сохраняется ровно та же ситуация: 8 Grandes Epreuves (все те же), из которых 7 входят в чемпионат мира, плюс 9 обычных Гран-при, но с 1976 года уже не обязательно национальных - в стройном ряду национальных названий типа "GP XXX" появляются названия типа "US GP West" или совсем уже невменямое "Grand Race" на Фуджи (в 1977 году - "F1 Race in Japan").
Календаря на 1978 год нет, а с 1979 года со статусами Grandes Epreuves начинается бардак. В 1979 году ни одна гонка календаря не обозначена как Grande Epreuve. В "легенде" такое обозначение, заглавный жирный шрифт, присутствует, но ни одна гонка им не обозначена. В 1980 году, напротив, ВСЕ гонки чемпионата мира, все 18, помечены как Grandes Epreuves, плюс еще "500 миль Индианаполиса" и - впервые - "24 часа Ле-Ман", итого 20 Grandes Epreuves. В 1981 году "Инди-500" и "24 часа Ле-Ман" теряют этот статус: как Grandes Epreuves обозначены только 15 гонок чемпионата мира, а "Инди-500" - как обычное международное событие, такое же, как гонка НАСКАР в Шарлотте в тот же день. Возможно, в этих перетрубациях календаря сыграли роль реорганизации в ФИСА и война с ФОКА, а в случае с "Инди-500" - еще и раскол ЮСАК. Ну а с 1982 по 1985 годы календарь полностью такой же, как и в 1980 году: все гонки чемпионата помечены как Grandes Epreuves, плюс тот же статус у "500 миль Индианаполиса" и "24 часа Ле-Ман".
То есть система сменилась. До 1978 года принадлежность к Grandes Epreuves определялось репутацией гонки, и в период с 1965 по 1977 существовало только 8 Grandes Epreuves. Кроме Grandes Epreuves, в календарь чемпионата мира входили только национальные Гран-при, но в последние пару лет появились исключения. После 1980 года любая гонка, включаемая в календарь чемпионата мира, автоматически получала статус Grande Epreuve. Но - по крайней мере до конца 1985 года термин Grande Epreuve существовал, и исчез он в период с 1985 по 1998 годы.
В календарях навалом названий "Гран-при", но... они все в других классах. Если говорить о последних внезачетных Гран-при формулы-1, то только Гонка чемпионов 1979 года отмечена как международная гонка в классе формула-1. Приза Гуннара Нильсона в Донингтоне 1979 года и Гран-при Дино Феррари в Имоле 1979 года в календаре вообще нет - первая гонка могла быть национальной, а вторую, видимо, автоклуб Италии вообще отказался включать в календарь, и вопрос решили уже позже. "Гонка чемпионов" в Брэндз-Хетч 1983 года помечена не как F1, а литерой E, что означает свободную формулу.
В целом, календарь до самого 1985 года выглядит как календарь автоспорта, а не гоночных серий. Хотя в начале выделены календари основных чемпионатов, но основной календарь идет сплошняком, в куче с ралли, горными гонками и ралликроссом. В 1985 году наряду с другими чемпионатами типа формулы-1 или чемпионата на выносливость появляется Ф-3000; это подтверждает, что этот чемпионат принадлежал и организовывался ФИА.
Сергей Мингазов:
Страницы циркуляра МСК с изменениями в международный спортивный календарь 1968 года по итогам встречи 1 марта 1968 года. На второй странице указано изменение - Гран-при АКФ переименовывается в Гран-при Франции. Также интересно, что оба названия написаны строчными буквами, то есть не входят в число Grandes Epreuves - в то время как в ближайших полных календарях, 1965 и 1971 годов, они пишутся прописными, то есть входят в Grandes Epreuves.
Навигация
Перейти к полной версии