Форум истории автоспорта > История

500-кубовый класс / "формула-3"

(1/7) > >>

Владимир Коваленко:
Я тут по случаю купил две замечательные книжки про автогоночный класс 500 куб. см, который стал основой для первой международной "формулы-3".
Вкратце история возникновения и развития класса такова.
Такое могло произойти только в Великобритании. Ещё до войны несколько энтузиастов из английского Бристоля задумали строить простые и недорогие гоночные автомобили с мотоциклетными двигателями. Поскольку основная автогоночная активность в Британии распространялась на гандикапы на кольцевых трассах и подъёмы и спринтерские заезды, где разделение на клаасы было, но к участию допускали всех, можно было построить любой автомобиль и с успехом участвовать на нём в соревнованиях.
После войны бристольские энтузиасты решили продолжить задуманное, и на тот момент ещё не существовала магическое число 500, поскольку главной идеей было использование мотоциклетных двигателей, а они были разных рабочих объёмов. После нескольких встреч и обсуждений было решено остановиться на 500-кубовых двигателях, и был создан "Клуб 500", после чего энтузиасты взялись за постройку своих самоделок.
Мы привыкли воспринимать 500-кубовые гонки как вотчину похожих друг на друга округлых "куперов" и "кифтов":

Но в сороковые годы автомобили этого класса выглядели совсем иначе, потому как кустарное производство не всегда оставляло место для излишеств вроде аккуратно изготовленного кузова. Более того, в правилах класса, установленных клубом, оговаривалось, что кузов вообще необязателен. Поэтому первые конструкции были весьма причудливыми и иногда слегка уродливыми.
Вот так это всё начиналось: были очерчены общие контуры и построены первые автомобили. Первые два "купера", кстати говоря, были построены в то же самое время, и уже весной 1946 года вышли на старт подъёма в Престкотте. Именно участие в подъёмах и спринтах типа брайтонского было сначала уделом пятисоток, потому что машин для полноценных кольцевых гонок не хватало.
Первая кольцевая гонка состоялась в июне 1947 года в Бро, в 1948 году с Сильверстоуне провели уже 50-мильную гонку, а в 1949 - 100-мильную. В 1948 было проведено не менее четырёх кольцевых заездов, а также 500-кубовые автомобили участвовали в более чем десятке подъёмов и спринтов.
Движение стало настолько серьёзным, что 500-кубовый класс был предложен в качестве третьей международной формулы. Надо признать, что "формула-3" несколько отличалась от национального 500-кубового класса "Клуба 500", поэтому для каждой гонки надо бы поточнее узнавать, была ли она международной или национальной.
"Клуб 500" пришлось переименовать в "Полулитровый клуб" (Half-Litre Club), потому что когда его организовывали, он был общественной организацией, а когда движение расширилось, потребовалось создать юридическое лицо, и оказалось, что уже существует организация ООО "Клуб 500", не имеющая отношения к автоспорту.

Владимир Коваленко:

--- Цитата: Владимир Коваленко ---Первые два "купера", кстати говоря, были построены в то же самое время, и уже весной 1946 года вышли на старт подъёма в Престкотте.
--- Конец цитаты ---

Обманул. В 1946 году машина была только одна и выглядела она так:

Дебютировала она в июне, и на ней выступали попеременно Джон Купер и Эрик Брэндон.
Купер:
  
Брэндон: 

Владимир Коваленко:
Вот неполный список событий 500-кубового класса, который со временем нужно будет дополнить:
1945
02.12.45 - очередная встреча в гостинице "Рембранд", на которой Джон Больстер выступил по поводу
10.12.45, Бристоль - встреча энтузиастов, на которой были предложены общие принципы дешёвого гоночного класса
1946
25.03.46 - встреча энтузиастов, на которой были собраны конкретные предложения по новому классу
19.05.46, Прескотт - первое соревнование с участием 500-кубовых автомобилей Колина Стрэнга и Клайва Лоунса
хх.06.46 - отец и сын Куперы начали постройку своего первого автомобиля
28.06.46, Прескотт - дебют первого "купера", на котором поочерёдно выступали Джон Купер и Эрик Брэндон
31.08.46, Прескотт - Стрэнг, Купер и Брэндон
01.09.46, Брайтон - спринтерские заезды, в которых Купер выступал в классе 850 куб. см, а Брэндон - 1000 куб. см
07.09.46, Бо-несс - Стрэнг
15.09.46, Эверсли - Купер и Брэндон в классе 1100 куб. см
1947
хх.04.47 - 1 выпуск "Иоты", в котором были официально опубликованы технические требования национального класса "500"
03-04.05.47, неназванный аэродром - первые клубные заезды клуба "500"
15.06.47, Прескотт
21.06.47, Шелсли-Уолш
28.06.47, Броу - отменённая гонка (собралось мало участников)
13.07.47, Грансден-Лодж - первая кольцевая гонка, прошла в рамках многозаездных соревнований; победил Брэндон на "купере" №2
24.07.47, Остенде - рекордный заезд полковника Гарднера
26.07.47, Грейт-Оклам (Кофтон-Хэккетт) - кольцевая гонка
01.09.47, Брайтон
27.09.47, Шелсли-Уолш - впервые 500-кубовый класс был выделен организаторами как самостоятельный
25.10.47, Таучестер - кольцевые гонки после неудавшейся попытки провести их на аэродроме в Сильверстоуне
13.12.47, Сурбитон - 1 ежегодная конференция клуба "500", на которой были приняты изменения в техтребованиях национального класса "500"
1948
хх.хх.48 - Фрэнсис Сэмюэльсон стал первым покупателем "купера"
31.03.48, Латон-Ху - первая гонка, в которой участвовал частный "купер" (Сэмюэльсона)
09.05.48, Прескотт - дебют Стирлинга Мосса
15.05.48, Прескотт (?)
05.06.48, Станмер-Парк (Брайтон) - подъём, первая победа Мосса в классе
12.06.48, Шелсли-Уолш
13.06.48, Прескотт - Брэндон показал рекордное время среди "пятисоток", хотя официально организаторами класс ещё не был признан, и Брэндон заявлялся в классе "750"
21.06.48, Шелсли-Уолш
15.07.48, Боуми-Бэй
18.07.48, Прескотт
25.07.48, Грейт-Оклам
07.08.48, Боскомб
05.09.48, Брайтон - спринт
12.09.48, Прескотт - международные соревнования
18.09.48, Гудвуд - первые соревнования на новой трассе, в программу включена гонка класса "500"
25.09.48, Шелсли-Уолш
02.10.48, Сильверстоун - первая гонка 500-кубового класса, организованная РАК в рамках "большого приза"; на старте возникла неразбериха, когда со взмахом флага некоторые гонщики ещё не заняли свои места в автомобилях
09.10.48, Данхольм-Лодж - кольцевая гонка
хх.11.48 - неофициальный рекордный заезд Таруффи в Италии
1949
хх.02.49 - официальный рекордный заезд Таруффи
14.05.49, Сильверстоун - гонка в рамках "большого приза", впервые был дан старт с хода
22.05.49, Брюссель - первые международные соревнования 500-кубового класса
22.05.49, Прескотт - Брэндон побил официальный рекорд класса "500" (когда класс был официально признан в Прескотте?)
11.06.49, Шелсли-Уолш - Стрэнг
09.07.49, Сильверстоун - первые официальные клубные соревнования, 100-мильная гонка
30.07.49, Зандфорт - международная гонка 500-кубового класса
24.09.49, Шелсли-Уолш
1950
14.01.50 - 2 конференция клуба "500"
15.04.50, Брэндс-Хэтч - первая гонка на этой трассе
30.04.50, "Монлери" - первая международная гонка класса во Франции
14.05.50, Монс - международная гонка
20.05.50, Прескотт
21.05.50, Хоккенхайм - первая гонка класса в Германии
15.07.50, Сильверстоун - 100-мильная гонка клуба "500"
1951
1951 - была создана команда "Экюри Ричмонд" с гонщиками Эриком Брэндоном и Аланом Брауном и двумя "куперами" последней модели "Мк-5". Брэндон выиграл национальный британский чемпионат, а Браун - первенство "Полулитрового клуба"
Очень хорошие списки соревнований со ссылками на отсканированные отчёты в прессе находятся на сайте http://www.500race.org/Period%20Results/Results%20Summary.htm. В частности, для Великобритании - http://www.500race.org/Period%20Results/British%20Results.htm.

Владимир Коваленко:
Итак, пионерами пятисоткубового класса были некто Колин Стрэнг и Клайв Лоунс. Оба были немолодыми людьми.
Лоунс ещё до войны много состязался и даже выигрывал за рулём трёхколёсного "моргана". Его пятисоткубовый "Тайгер Киттен" был отражением стандартной схемы гоночного автомобиля: двигатель - впереди, ведущие колёса - задние, трансмиссия - с карданной передачей. Только всё маленькое. Видимо, по причине невысоких результатов, информации об этом автомобиле не так уж и много.
1946 год, Прескотт:

Не факт, что это те самые заезды 19 мая, в которых дебютировали "пятисотки".
В 1948 году машина претерпела серьёзные изменения:

Это "Шелсли-Уолш" 12 июня. Явно заметно, что используется другой двигатель, меньшего размера, но компоновка та же. Есть мнение, что Лоунс строил другой автомобиль.
22 мая 1949 год, Прескотт:

Очень похоже, что используется двигатель как на версии 1946 года.

Владимир Коваленко:

--- Цитата: Владимир Коваленко --- 01.09.46, Брайтон - спринтерские заезды, в которых Купер выступал в классе 850 куб. см, а Брэндон - 1000 куб. см
07.09.46, Бо-несс - Стрэнг

--- Конец цитаты ---

Тут не совсем понятно. Некоторые источники дают взаимно "перевёрнутые" даты, то есть 1 сентября - для Бо-несса и 7 сентября - для Брайтона.
Узнал точную дату подъёма в Прескотте, который в источниках описывается как "осенний": 22 сентября.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии