Форум истории автоспорта > История

Автомобили "больших призов"

<< < (3/5) > >>

Александр Кульчицкий:
Вот и последняя пропущенная статья, теперь их можно расставлять по порядку.
 
Да-а-а, "Опера" совсем иначе работает, глюки всякие вылазят.
 
Автомобили Больших призов No 10
Наши гоночные автомобили в начале тридцатых
В 1930-1937 годах у нас организовывалась большая международная гонка на трассе Масарикова кольца, длиной 29,124 км, недалеко от Брно. Кольцо проходилось 17 раз, так что дистанция гонки составляла 495 км. Формально эта гонка не могла быть объявлена "Большим призом Чехословакии" (БПЧ) – по правилам его мог организовать лишь официально представляющий нас в международной автомофильной организации AKRČ (Автоклуб чехословацкой Республики) или уполномоченная им организация, в то время как организатором гонки на Масариковом кольце был ČAMS (Чешский автомобильный клуб Моравии и Силезии) из Брно. Однако за границей и в публикациях гонка часто называется БПЧ, поскольку это была крупнейшая автомобильная гонка в Центральной Европе, которая приравнивалась по уровню организации и по составу участников к "Большим призам" – впрочем, в 1935 и 1937 годах гонка проводилась как "Большой приз Масарикова" – а иностранцев не интересовали противоречия наших автомобильных организаций. Гонка организовывалась для двух классов автомобилей: свыше 1,5 литров и до 1,5 литров, которые стартовали в одном заезде, но с интервалом в три минуты.
Для участия в первой гонке наши четыре автомобильных предприятия выставили автомобили, построенные на базе серийных или же готовящихся для серийного производства, поэтому по мощности они не могли равняться со специальными зарубежными автомобилями. В классе свыше 1,5 литров стартовали по одному автомобилю Walter и Tatra, в классе до 1,5 литров – четыре автомобиля Wikov и один из "Збройовки", Брно. Указанные марки – кроме Tatra – принимали участие в этой гонке и в другие годы.
Walter
После успешного выступления своих спортивных и гоночных автомобилей с 4-цилиндровыми и 6-цилиндровыми рядными двигателями OHV в небольших гонках, фирма Walter приняла участие в подъеме на холм Зброслав-Йиловиште в 1929-1930 годах с типом Super 6 рабочим объемом 3 литра с компрессором, о котором редактор Хайнц тогда писал, что это был быстрейший автомобиль, построенный до тех пор в Чехословакии. Этот автомобиль стартовал также в первой гонке на Масариковом кольце, где на нем Индржих Кнапп прошел четвертый круг – быстрейший для чехословацкого гонщика на чехословацком автомобиле – со средней сколростью почти 100 км/ч. Однако после 11-го круга автомобиль, ехавший на прекрасном пятом месте в сильнейшей группе, сошел из-за поломки маслопровода, поврежденного при съезде машины в канаву.
В четвертой гонке на Масариковом кольце И. Кнапп стартовал на Walter-Junior S рабочим объемом 1,1 литров, подготовленном на базе серийного автомобиля. В классе до 1,5 литров он занял четвертое место, став лучшим гонщиком на чехословацком автомобиле. Годом позже на автомобиле того же типа здесь стартовал Маноушек, сошедший из-за аварии на 9-м круге. Walter-Junior был очень успешным автомобилем в ряде других местных гонок, особенно в гонке "1000 миль ЧСР".


WALTER-SUPER 6 был быстрейшим чехословацким автомобилем на Масариковом кольце.
 
Tatra
Надежность и мощность 2-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения, установленного в 1923 году на маленьком легковом Tatra typ 11, обнаружилась с самого начала в разнообразных гонках. К примеру, еще в том же году И. Вержмиржовски выиграл в категории серийных автомобилей рабочим объемом до 1,1 литра гонку "Эссе Хомо" близ Штернберка. Годом позже в подъеме на холм Солитуде завоевал приз города Штутгарта за лучший результат среди малых автомобилей. На Тарга Флорио в 1925 году Tatra 12 заняли первое и второе места в классе до 1,1 литров. Позже выпущенные плоские 4-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения были опробованы в гонках и ралли. Например, с типом "52", оснащенным 4-цилиндровым двигателем OHV  80/95 мм, с компрессором Zoller, И. Вержмиржовски в 1930 году в гонке "Эссе Хомо" добился лучшего результата среди всех автомобилей. На том же автомобиле, который имел качающиеся полуоси сзади, жесткую ось с поперечной листовой рессорой спереди и гидравлический привод тормозов, укороченную до 2600 мм базу и не имел компрессора Вержмиржовски в том же году стартовал в первой гонке на Масариковом кольце. Однако, на 3-м круге он сошел из-за поломки рычага переключения передач.


TATRA 52 с мотором рабочим объемом 1,91 литров и мощностью 40 л.с. при 3600 об/мин.
 
Wikov
Небольшое простейовское предприятие Wikov систематически посылало на местные спортивные ралли и гонки свой наиболее удачный тип "28", рабочим объемом 1,5 литра. Двигатель 4  66/108 мм имел тщательно отделанные камеры сгорания, распредвал в головке цилиндров (ОНС), сухие стальные гильзы в блоке из аллюминиевого сплава. Трехступенчатая коробка передач, жесткие оси подвешены на продольных листовых полуэллиптических рессорах, червячное рулевое управление, механические тормоза. После того как спортивный вариант этого автомобиля в гонке "Эссе Хомо" добился лучшего результата среди всех автомобилей без компрессоров и занял первое место в категории спортивных автомобилей с двигателями рабочим объемом до 1,5 литров, а в подъеме на холм Семмеринг в Австрии побил рекорд для своего класса, предприятие послало два таких автомобиля на первую гонку на Масариковом кольце, в которой приняли участие еще два частника на таких же автомобилях. После того как один из заводских автомобилей на 12-м круге сошел из-за аварии в начале гонки, трое оставшихся гонщиков на автомобилях Wikov её закончили. Быстрейший из них показал лучшее время для автомобилей без компрессоров. Однако он не был включен в официальную классификацию, так как не уложился в 45-минутный лимит времени, показанный победителем группы, который был установлен в качестве критерия для классификации.
В установленный временной допуск уложился гонщик на автомобиле Wikov только в 1932 году, показав среднюю скорость 84 км/ч, когда в группе автомобилей до 1,5 литров занял шестое место. Этот автомобиль, облегченный на 200 кг против старого исполнения с двигателем мощностью 40 л.с., с четвертьэллиптическими рессорами сзади и алюминиевым кузовом, с наклонным радиатором, был первым чехословацким автомобилем, который был классифицирован на Масариковом кольце.


WIKOV 1,5 l 1932 года весом 700 кг с максимальной скоростью 140 км/ч был первым чехословацким автомобилем, классифицировавшемся на Масариковом кольце.
 
"Zetka"
Предприятие "Збройовка" в Брно, образовавшееся после I Мировой войны из артиллерийских мастерских бывшей австро-венгерской армии, организовало в 20-х годах дополнительное производство легковых автомобилей, увидевших свет под маркой "Z" (Zetka). Характерной особенностью этих автомобилей были двухтактные двигатели, которые имели уже первые автомобили "Disk" (см. Automobil 1965, No10), выпуск которых был разрешен в 1924 году. В 1926 году был начат серийный выпуск автомобиля Z-18 с 2-цилиндровым 2-тактным двигателем  80/100 мм, что можно считать началом серийного производства автомобилей с 2-тактными двигателями в мире, поскольку фирма DKW, которую часто считают пионером в этой области, начала серийное производство автомобилей только в 1928 году.
С целью пропаганды этого типа двигателя и приобретения новых знаний, автопредприятие "Збройовка" с самого начала уделяло внимание спорту, начиная с типа Z-18, который принимал участие в ряде небольших гонок местного значения (например, Брно-Собешице и т.п.). Еще в 1931 году Кадлчак принимал участие на нем в гонке в Риме, где выиграл в своем классе в подъеме на холм и на кольце и завоевал приз итальянского короля.
В 1928 году в "Збройовке" был построен гоночный автомобиль Z-2 с двухтактным 6-цилиндровым двигателем со встречными поршнями  46 мм, суммарным ходом обоих поршней в одном цилиндре 100 мм, рабочим объемом 1 литр. Двигатель был снабжен двумя компрессорами. Он принял участие в ряде гонок у нас (Брно-Собешице, около Прадеда и т.д.) и за границей (Нюрбургринг 1929 г.).
В первой гонке на Масариковом кольце стартовала пара Прохазка-Дивишек в категории до 1,5 литров на автомобиле "Z" с 4-цилиндровым двухтактным мотором рабочим объемом 987 см3, с нагнетателем. Дивишек первым закончил гонку на автомобиле чехословацкого производства, однако не был классифицирован, поскольку не уложился во временной лимит. Через два года на этом же автомобиле здесь стартовал Хошталек, однако он сошел на седьмом круге.
Во второй гонке на Масариковом кольце "Збройовка" принимала участие с двумя автомобилями Z-13 с 4-цилиндровыми двигателями с нагнетателями, с двойными цилиндрами (каждый цилиндр имел по два поршня, один из них управлял впуском, второй выпуском; оба поршня имели общую камеру сгорания), так что мотор с рабочим объемом цилиндров 1,5 литра имел восемь поршней. Из-за проблем с тормозами автомобиль, ведомый Лукашем, потерпел аварию, а второй, ведомый парой Прохазка-Мамула, хоть и стал лучшим чехословацким автомобилем, но не был классифицирован. На этих автомобилях Трумпеш и Хошталек стартовали на Масариковом кольце еще в 1933 и 1934 годах, а Хошталек еще и в 1935 году. Трумпеш в 1933 году был классифицирован шестым, Хошталек, несмотря на серию легких аварий, также шестым в 1934 году, в 1935 сошел.


Автомобиль "Z" с двухтактным двигателем 987 см3 первым из автомобилей чехословацкого производства добрался до финиша на Масариковом кольце в 1930 году.
 
-Hka-
 
Automobil  3-1968     Журнал предоставил: Николай Белоусов
с.40, 3 обл.     Перевод: Александр Кульчицкий,
     Санкт-Петербург, 09.03.2008
     Обновлено: 14.03.2008
 
Александр Кульчицкий39522,846099537

Александр Кульчицкий:
 С выкладкой подожду до выхода на работу. "Эксплорер" забастовал.

Володя, ты можешь расставить статьи по порядку?

Если требует значительных затрат времени, оставь так.
 Александр Кульчицкий39537,6923148148

Александр Кульчицкий:
Автомобили Больших призов  No 12

Александр Кульчицкий:
Давно сюда ничего не добавлял.
 
Автомобили Больших призов  No 13

Александр Кульчицкий:
Автомобили "Больших призов"  No 14

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии