Форум истории автоспорта > Современный автомотоспорт
Зрелищность
Кристобаль Хунта:
--- Цитата: Владимир Коваленко --- А ты уверен, что при работе на зрелищность автоспорт развивается? Больше всех на "Формуле-1" зарабатывает Экклстоун, но ведь он напрямую никак автоспорт не развивает.
В последние годы заботы о зрелищности привели к тому, что ради обгонов и непредсказуемых ситуаций на трассе, чего хотят зрители, большинство серий стали использовать стандартные или даже одинаковые автомобили.
--- Конец цитаты ---
Экклстоун, конечно, можно сказать вредитель. Он старается всеми силами заработать деньги на Ф1, а делается это через зрелищность. Правда совершенно не теми методами.
Но насчет стандартизации я не соглашусь. Недаром 70-е называют золотым веком Формулы-1: тогда большинство команд имели одинаковые двигатели, и равные возможности. И современной Ф1 пошло бы на пользу, если бы ввели правило стандартных двигателей. То есть попросту все перешли на Форд-Косворт.
Это отпугнуло бы заводы и вместе с ними ушли бы и миллиарды долларов. На место Тойоты и Хонды пришли Минарди и Джордан. Разве плохо?
Владимир Коваленко:
А, ты в интересную сторону повернул. Мы завели разговор о зрелищности, а ведь это явление - куда шире. Зрелищность - это красота разворачивающегося на трассе действа, так? То же самое, как красивые проходы в футболе или броски сверху в баскетболе. Мы можем это назвать красотой действия, тогда будет ещё красота ситуации. Это, скажем, когда в каждой гонке побеждают разные участники, и нам это нравится; или когда менее мощные автомобили побеждают своих более быстрых соперников - это впечатляет. Можно много примеров насобирать: головокружтельные трассы, победа в день рождения, так называемый "большой шлем" и т.п. Это тоже зрелищность, но как бы размазанная по времени и вызывающая не столько выброс адреналина, сколько приятное чувство удовольствия.
Но всё равно это является внешними проявлениями, не совпадающими с первоначальными истоками спорта. Хорошо, когда красиво, но не надо под это подгонять. Никто же ведь не заставлял команды в семидесятые покупать "Косворты", но так сложилась ситуация, и мы задним числом видим, что было интересно. Естественно, возникает мысль: а как бы это повторить? И вот это и есть самое вредное, потому что ситуацию надо пустить на самотёк - она сама будет регулироваться. Да, будут некоторые провалы, за которыми обязательно последуют взлёты. А так получается, что стараются ни в коем случае не допустить ни единого намёка на снижение интереса, и каждый год чего-нибудь придумывают, а получается только ерунда, потому что вмешиваются в естественный ход событий.
Владимир Коваленко:
--- Цитата: f1_roman ---Уверен, что не всегда. Но если, развивая твою мысль, автогонки превратятся в аналог стендовых испытаний двигателей, кому они будут нужны кроме автопроизводителей?
--- Конец цитаты ---
Ну да, всё можно довести до абсурда. Можно и велогонщиков пересадить на велотренажёры и тупо измерять "добываемую" энергию.
Вот представь, например, что два мужика поспорили, у кого тачка круче. Они же не начинают сравнивать паспортные данные, а просто садятся и проверяют возможности своей техники в деле. Они действуют не для кого-то, а для себя, за идею. А чего ради они будут стараться для кого-то? Ну вот зачем? Разве что ради денег. Но это и получится цирк, когда ты знаешь, чего хочет зритель, и готов за его деньги ему это предоставить.
Базовая идея спорта - выяснить, кто лучше; автоспорта в частности - какое сочетание "гонщик+автомобиль" покажет себя наилучшим образом и быстрее сопепрников пройдёт дистанцию. В принципе, идея настолько проста, что что-либо добавлять или пересматривать не имеет смысла. Может, поэтому о ней и не говорят, а раз говорить о чём-то надо, говорят о зрелищности, поэтому и кажется, что окромя зрелищности никого ничего не волнует?
Мозговой Роман:
--- Цитата: Владимир Коваленко --- Базовая идея спорта - выяснить, кто лучше; автоспорта в частности - какое сочетание "гонщик+автомобиль" покажет себя наилучшим образом и быстрее сопепрников пройдёт дистанцию.
--- Конец цитаты ---
Это некий несуществующий идеал. Можно много говорить о сути, форме, благих целях и т.п. Но мы все живём в реалиях наших дней и спорт - не исключение. Финансовые возможности в немалой степени определяют продвинутость того или иного вида спорта. Автоспорт масштабен (чисто в физическом смысле - треки, боксы, базы с техперсоналом и т.д.). Всё это нужно содержать, оплачивать новые разработки и поддерживать текущую форму. Откуда взять средства? Благотворительность не будем рассматривать - это капля в море. Остальное - то, что ты называешь "цирком". Т.е. шоу, рассчитанное на потребителей (реальных и потенциальных) товаров и услуг тех производителей, которые дают деньги на вышеназванные цели. Чем таких потребителей больше, тем больше средств выделяется.
Ф1 - наиболее раскрученное "шоу", где болельщики (= потребители товаров и услуг ) заполняют зрительские трибуны и места перед телевизорами. Есть "шоу" помельче - та же серия GP2, где пустые трибуны - норма. Но остаётся зрительская аудитория и "вливания" от Ф1 (без которых серия загнулась бы). Таким образом, современный автоспорт неотделим от "цирка", т.к. этот самый "цирк" финансово питает его инфраструктуру.
Владимир Коваленко:
А почему бы и не стремиться к идеалу? Мы понимаем, что достичь его не сможем, но мы знаем, в каком направлении двигаться и будем работать на идеал. Чем больше мы для этого сделаем, тем лучше будет.
Об этом можно было бы вообще не говорить, если бы не было намеренного движения в противоположную сторону.
Да, автоспорт затратен, и деньги можно добыть либо через романтичных меценатов, либо через прагматичных спонсоров. Но пусть это будет забота организаторов гонок и владельцев команд.
В своё время Экклстоун перешёл эту грань и попытался ради денег заполучить власть спортивную, и ему удалось её обладателей спровоцировать на борьбу, которую он в итоге выиграл, создав "Формулу-1" и начав процесс перевода автоспорта на систему коммерческих серий.
Если до этого коммерческие проблемы одного из организаторов или одной из команд приводили всего лишь к отмене гонки или прекращению выступлений - всё отдельно взятых составляющих, то когда в сериях стали завязаны многие гонки и многие команды, а деньгами заведовал один орган, финансовые проблемы стали означать осложнения сразу для многих составляющих. Естественно, чтобы выжить, надо крутиться, то есть оттягивать на себя определённую часть болельщиков, которая сможет данную серию прокормить.
Вот в этом заключается реальность. Вопрос только в том, включаются болельщики и журналисты в эту игру или нет.
Допустим, с болельщика спрос небольшой, так как интересы у него по умолчанию простоваты и иногда даже глуповаты (как, например, пол-страны ругают "Дом-2", но вторая-то половина смотрит!), а вот те, кто может ориентировать болельщика, способны на большее. И если журналист ставит в качестве своего идеала зрелищность, то тут интересно, действительно ли он в это верит, или он отрабатывает свою роль в игре по зарабатыванию денег.
Навигация
Перейти к полной версии