Форум истории автоспорта > Современный автомотоспорт
Зрелищность
Владимир Коваленко:
Похоже, дискуссия переходит в ту привычную для, по крайней мере, русскоязычного интернета стадию, когда слепой не слышит, а глухой не видит, но все что-то кому-то пытаются сказать, так что вернёмся к истокам.
Итак, моя мысль заключалась в следующем.
1. Спорт в чистом виде преследует цель определять лучших участников или достигать наивысших результатов.
2. В автоспорте, учитывая его техническую направленность, выявляется лучшая комбинация "автомобиль+гонщик".
3. Элементы правил и изменения в правилах проведения автоспортивных состязаний могут преследовать разные цели, которые можно определить как спортивные (для более точного и справедливого определения лучшего участника), для безопасности (исключение или уменьшение возможности нанесения физического вреда участникам и прочим лицам), коммерческие (для более эфективного взаимодействия участников, организаторов и спонсоров в финансовой сфере) и для зрелищности (для повышения привлекательности соревнований для зрителей).
4. Спортивные изменения в правилах по определению соответствуют изначальной идее спорта, так как призваны повышать точность выявления лучшего результата; безопастностные правила могут затруднять спортивную задачу, но их цель благородна, так как нужна для ограждения самих же участников от опасностей, возникающих при балансировании на грани разумного; коммерческие правила, в принципе, могут быть оправданы тем, что профессиональный спорт сам по себе неотделим от потребности в финансовой стабильности, но они не должны существенно влиять на базовые принципы видов спорта; наконец, зрелищностные правила полностью противоречат спортивным, потому что корректируют ход и итоги состязаний, вносят элемент непредсказуемости для повышения зрительского интереса.
Необходимо уточнить, что не так важно, к чему в итоге приводят те или иные изменения в правилах, главное - их изначальная и декларируемая цель. Если декларируют повышение безопасности, а думают о повышении доходов, это означает, что ещё хоть какой-то стыд остался. Но если сразу же говорят о повышении зрелищности (что означает повышение сборов), значит, нет вообще никаких тормозов, а это печально.
Если оспаривать вышенаписанное, то лучше всего сразу определиться с предпочтениями, потому что если для конкретного болельщика изначально важна его потребность в развлечениях, то спорить и не о чем. Это не есть плохо, но развлечения и идеалы спорта - в принципе разные области, спорить на грани которых бессмысленно. Можно только спорить внутри них.
Александр Кречетов:
Несколько цитат автоспортивных комментаторов:
--- Цитата: [url=http://www.f1news.ru/interview/columns/20-07-2007.shtml ---Александр Кабановский[/url]]В такой ситуации ветераны календаря, у которых нет возможности найти несколько лишних сотен миллионов на реконструкцию стареющих автодромов, имеют лишь одну, да и то весьма призрачную надежду – демонстрировать на своих этапах первоклассное гоночное шоу.
.....
Если небо ясное, а машина безопасности все полтора часа простояла на своем месте, в наши дни шоу редко получается зрелищным.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: [url=http://www.dvdracingproject.ru/franksight.html ---Фёдор Бакулов[/url]]
Автоспорт это зрелище и на этом основании я предъявляю к гонкам ряд требований, в случае которых я буду их смотреть и с интересом следить за развитием событий. Главных лишь два.
Во-первых, необходима борьба пилотов на трассе друг с другом. Я люблю обгоны и поэтому предпочитаю кольцевые гонки с единым регламентом для всех участников. По этой причине мне сложно получать удовольствие от гонок, где одновременно соревнуются несколько классов.
...
В погоне за безопасностью организаторы часто забывают о зрелищности.
...
Во-вторых, серия должна быть элитной.
...
Она должна являться верхней ступенькой в развитии пилота.
...
Элитную серию отличает, с другой стороны, профессионализм.
--- Конец цитаты ---
Владимир Коваленко:
В принципе, нет ничего удивительного в том, что журналисты, вышедшие из болельщиков, относятся к автогонкам как к шоу и превыше всего ценят зрелищность. Нравится человеку - и на здоровье. Мне самому нравится, когда есть борьба и обгоны.
Но есть ещё некоторые соображения идейного характера. Скажем, мне понравится новая машина моего соседа и я у него её захочу отобрать, но я же понимаю, что так нехорошо. Нельзя идти на поводу у своих желаний.
Подобные идейно-этические соображения есть и в автоспорте. В частности, это следование самой идее спорта как определения сильнейшего или достижения наивысшего результата. И я верю в то, что можно создать такую атмосферу вокруг спорта, когда даже самые жёсткие коммерсанты не сочтут необходимым подчинять соревнования своим коммерческим интересам.
Подозреваю, что ни Александр, ни Фёдор просто о таких вещах не задумывались. У них есть их личные эмоциональные предпочтения, о зрелищности они слышали с самого начала своего интереса к автоспорту, всё журналистско-болельщицкое окружение считает придаёт зрелищности очень большое значение - так зачем что-то ещё выдумывать? Если им показать другую сторону медали, они, как это часто бывает, поначалу будут называть это ерундой или типа любопытным, но маловажным; но как люди неглупые в дальнейшем смогут поразмыслить над идеей спорта.
Просто атмосфера действительно такая, что окромя зрелищности других ориентиров нет на любых уровнях, включая самые высокие.
Александр Кречетов:
Из архива Владимира:
"АМС" №7 1994 г.
Владимир Коваленко:
Спасибо, Саша! Это очень хороший пример.
Думается, что истоки действительно надо искать в сезоне 1992 года. В 1988 году прозвучал первый звоночек, но так как до сих пор ничего подобного не происходило, немедленной реакции не последовало. К тому же, тогда было доминирование одной команды, но внутри неё была жёсткая и бескопромиссная борьба напарников. А в 1992 году был только один Мэнселл. Я скуки не ощутил, потому что уже много лет за Мэнселла болел и получал огромное удовольствие от его побед "в одну калитку", но другим наверняка было не так весело.
И когда прецедент повторился в более яркой форме, чем в первый раз, Берни немедленно предпринял меры.
Интересно, что Мельник относился в 1994 году критически к уклону в зрелищность, но я уверен на 90%, что сейчас он думает наоборот. Интересно, как вообще проиходил процесс (само)зомбирования в умах болельщиков и журналистов? Ведь нельзя же просто сказать что-то - и все этим проникнутся.
Совершал ли Экклстоун целенаправленные действия на внушение людям идеи зрелищности?
Навигация
Перейти к полной версии