Любой пытливый исследователь, пожелавший классифицировать автомобили, участвующие в гонках, обнаружит многчисленные пересечения и накладки в объяснениях сущности тех или иных классов, особенно, если, как, собственно, и надо сделать по-грамотному, обратится к истории.
Я не встречал подробных объяснений в русскоязычной литературе (это не означает, разумеется, что их нет; но я не встречал). Прочеязычная тут не совсем подходит, да и в ней тоже полезного немного. Так что воспользуемся собственными "понятиями" в надежде когда-нибудь повысить их статус до точных определений.
Классификация первого уровня внешне проста и незатейлива, она относительно легко производится по внешним признакам автомобилей, которые можно разделить на гоночные, спортивные и легковые (грузовые, карты, джипы и т.п. я не считаю, это отдельный разговор). Классификация второго и последнего уровня - это разделение каждой из вышеперечисленных групп на подгруппы по какому-то принципиальному техническому параметру. Чаще всего это рабочий объём двигателя.
Трудность первая - это базовая терминология. Я не знаю, как назывались в советское время вышеперечисленные классификационные единицы. Надо хотя бы полистать "За рулём", что я сделаю в ближайшем будущем. Пока выскажу свои "понятия". Я более крупную классификационную единицу, базовую группу называю категорией: категория легковых автомобилей, категория спортивных и гоночных. Подгруппу я называю классом. Скажем, среди гоночных автомобилей были классы "Формула-1", "Формула-2", "Формула-3". Среди спортивных или легковых классы просто соответствовали рабочему объёму двигателя, так и говорили: класс до 2 литров, до 3 литров и т.д.
Трудность вторая - точные определения категорий. Интуитивно понятно, что гоночные - это одноместные автомобили с открытыми кокпитом и колёсами; спортивные - это автомобили со смещённым относительно продольной оси посадочным местом водителя и закрытыми колёсами; легковые - это автомобили, общими техническими параметрами и внешним видом в определённой степени повторяющие те или иные серийные легковые модели. Хотелось бы найти точные технические определения.
Трудность третья связана с дополнительным дроблением категории легковых автомобилей на две подкатегории с неопределёнными как прошлым, так и настоящим. Проблема оказывается исключительно в терминологии и политико-юридическом определением классов. Речь идёт о модифицированных серийных автомобилях и так называемых сток-карах. "Stock car" - это ведь и был изначально абсолютно серийный автомобиль. Поскольку любому гонщику всё равно хочется чего-нибудь в машине подкрутить, чтобы она ехала быстрее, довольно быстро появился класс доведённых серийных автомобилей ("Modified stock cars"). Тут пока всё нормально. В то же время в Британии, где говорят на том же языке, подобные автомобили назывались "Production cars". Это тоже терпимо, потому что это всё легковые автомобили по-русски. Даже когда появился ещё один термин - "Touring cars", - с этим тоже можно было мириться, потому что это тоже легковые автомобили по-русски. Но вот когда американцы придумали заменить по-настоящему серийные автомобили на одинаковые для всех стандартные СПЕЦИАЛЬНЫЕ конструкции, оставив им то же название; да когда позже европейцы сделали авсолютно то же самое для своего класса легковых автомобилей... Тогда получился бардак. В сериях НАСКАРа, АРКА, АСКАРа и тому подобных сейчас используются специально построенные на основе специально разработанных пространсвенных рам автомобили с одинаковыми узлами и кузовными панелями из "фольги" и "фанеры". Это НЕ легковые автомобили, но они соответствуют формальным признакам заимствования у серийных легковых моделей внешнего вида и основных технических характеристик (двигатель серийный, прочие узлы; просто они взяты отдельно и поставлены на принципиально иную конструкцию). Но их по-прежнему называют сток-карами, серийным автомобилями. Ладно, оставим американцам их коммерческие хитрости. Но в Европе есть автомобили, построенные по точно такому же принципу, которые, по логике, надо назвать сток-карами. Но называют ли так автомобили ДТМ? Нет, это, по современной моде, "туринговые" автомобили (слово "серийный" проиграло не имеющему аналогов в русском языке слову "touring", которое оказывается настолько чужим, что НИКТО не может объяснить точного его смысла; тем не менее, оно прочно вошло в терминологию). В общем, получается, что в Европе "туринговыми" называют как доработанные серийные, так и сток-кары; последние на самом деле серийными ("сток") не являются, но так называются. Я бы оставил все эти варианты в категории легковых автомобилей, разделив её на группы серийных легковых, доработанных серийных легковых и специальных легковых автомобилей. А классы в них всё равно базируются на рабочем объёме двигателя. Я тут недавно понял, что основным классом легковых автомобилей в Европе является двухлитровый. А ещё в России с лёгкой руки, видимо, комментаторов "Евроспорта" появился класс "Туринг". Это всего лишь попытка по существующей моде придать пущую значительность банальному типу легковых автомобилей.
Трудность четвёртая касается выделения из категории спортивных автомобилей группы спортпрототипов. Для начала надо вообще определиться с тем, что можно назвать спортивным автомобилем. "Ле-Ман" начинался с использования полностью серийных автомобилей, которые по современным понятиям называются легковые. Это обычные автомобили для личных и рабочих поездок. В то время вообще не было классификации по категориям. Но как раз в начале 20-х годов специальные конструкции для гонок окончательно вытеснили серийные модели с гоночных трасс, и сначала серийные автомобили начали делать изначально заряженными на скорость, а потом и специальные гоночные автомобили начали строить так, чтобы они по формаьным признакам были похожи на серийные автомобили, но при этом предназначены были исключительно для результата. Тогда, наверное, возникла категория спортивных автомобилей. В 30-е годы нормальным было сделать машину якобы двухместную, в которой второе место было не просто практически нереальным для поездки второго человека, но его просто не было: вместо него могли поместить бардачок с инструментами или бачок с технической жидкостью. Позже придумали ещё одну хитрость: кузов делали как у гоночных автомобилей, с открытыми колёсами, и он получался легче; а колёса закрывали легкосъёмными крыльями, после чего и в гонках спортивных автомобилей такая машина получала преимущество, и среди гоночных могла стартовать после демонтажа крыльев (и фар). Это были фактически спортивные прототипы: автомобили с внешними признаками серийного дорожного автомобиля и с гоночным содержимым, построенные в единичных экземплярах. Но понятие прототипа появилось, видимо, в конце 60-х, когда "Порше" построила для омологации ровно необходимое количество явно не дорожных машин модели, кажется, 917. Я так понимаю, после этого все стали строить прототипы: "Феррари", "Мак-Ларен", "Лола", "Чаппараль" и другие. Колёса открывать уже никто и не думал, а вот формальный признак двухместности был решён путём помещения водителя в сторону от продольной оси автомобиля без малейшего намёка на второе сиденье. Тем временем, традиционные спортивные автомобили сохранились, и для их идентификации воспользовались итальянским термином "гран туризмо", ГТ. Мощные прототипы группы С ушли в прошлое, а их потомки теперь называются классом "Ле-Ман", ЛМ. Классом? Они и так делятся на классы. Назвать это группой? Не звучит. Может, ЛМП1 и ЛМП2 - это классы; ЛМ и ГТ - это категории; спортивные автомобили - это... группа, тип? Так больше подходит, но тоже отнюдь не идеально.
Пятая трудность - это кофликт с базовой классификацией экспериментальных гоночных моделей 50-60-х годов либо с закрытыми колёсами ("Мерседес", "Купер"), либо с закрытым кокпитом ("Протос"). На самом деле это небольшая трудность, но её надо учитывать.
Трудность шестая и пока последняя - это вымирание международных гоночных классов за счёт моноформул. После отмены "Формулы-3000" последним бастионом технически грамотной классификации остался действительно международный класс "Формула-3". Всё остальное - варящиеся в собственном соку коммерческие гоночные серии, технические требования к которым, в принципе, можно именовать формулой, но уж больно это притянуто за уши.
Итак, что мы имеем? Любой автомобиль можно отнести к той или иной категории: легковых (в которую в Европе объединены так серийные, так и специальные автомобили), спортивных ЛМ (прототипов) и ГТ (серийных) и гоночных. После чего относительно просто ищутся русские соответствия буржуйским названиям: ETCC, WTCC, BTCC и - самое смешное - RTCC - это соответственно европейский, мировой, британский и российский чемпионаты среди легковых автомобилей. Никакие "туринги" тут не причём - это лишнее.
Поиск подходящей аббревиатуры приводит к модификации схемы названия в целом: вместо слов "среди легковых автомобилей", "среди спортивных автомобилей" и "среди гоночных автомобилей" допустим использование прилагательных в несколько переносном значении: "легковой чемпионат", "спортивный чемпионат", "гоночный чемпионат". Тогда остаётся только добавить географическую характеристику: мира, Европы, Британии, России. Правда, ЛЧМ ещё более-менее звучит, а вот ЛЧЕ, ЛЧБ и ЛЧР - похуже. Совсем плохо - СЧЕ или СЧБ. Впрочем, попытки постоянно пользоваться исходными WSCC и ESCC окажутся ничем не лучше.
На самом деле такими аббревиатурами можно и вообще официально не пользоваться. В конце концов, никто не ленится говорить "чемпионат мира по футболу" или вот "чемпионат мира по водным видам спорта среди инвалидов не старше 50 лет". Это всего лишь вопрос привычки. Переучиваться сложно, но ради техническо-исторической корректности можно и поднапрячься, я думаю.