Форум истории автоспорта > История

Категории и классы гоночных автомобилей

<< < (12/43) > >>

Владимир Коваленко:
http://somersf1.blogspot.ru/p/fia-formula-one-technical-regulations.html

Сергей Мингазов:

--- Цитата: Владимир Коваленко от Июня 01, 2014, 04:59:26 ---С чего всё началось? С того, что я утверждал, что в 1981 году класс Ф1 прекратил своё существование, уступив место техтребованиям серии Ф1, и в настоящее время весь автоспорт основан не на классах, а на сериях, характеризующихся не техническими особенностями автомобилей, а оболочкой и этикеткой.

Возможно, как класс Ф1 выродился не в 1981, а в 1982 или 1983 году, тут тебе проще разобраться. В целом, классы вымирали постепенно. Но если говорить о конкретно 2014 году, то приведённая тобой классификация может формально описать существующие техтребования различных серий, но на этом - всё. Практической пользы она не несёт. Никто ей не пользуется ни на этапе планирования техтребований, ни в процессе обозревания событий автоспорта.

Ф1 - это класс или серия? Если класс, то на каком основании? Как понимать слова "класс" и "классификация"?

--- Конец цитаты ---

Мы с тобой называем одним и тем же словом "класс" разные вещи. Я называю классом ячейку международной классификации ФИА, в которой классы - это градация машин по объему двигателя. А ты называешь классом технические регламенты, которые могут существовать в этой ячейке.

Для примера возьмем классификацию 1972 года, как относительно простую и находящуюся примерно посередине в эволюции классификаций. Если сравнить ее с класификацией 1926 года, которую я в похожем виде приводил на предыдущей странице, то сходство между ними очевидно; принципиально классификация остается такой же и сейчас, но шапка стала сложнее, появилось больше столбцов.


("сверхтуристические" = "grand touring"; коряво, но по-другому не получилось. Группы 6 нет - в 1972 году она была объединена с группой 5, а нумерацию оставили той же, чтобы люди меньше путались)

Каждая ячейка этой таблицы - класс международной классификации. Классы объединяются в группы, группы в категории. Всё это нужно для того, чтобы любую машину, которая хочет заявиться на любую гонку, на основании её характеристик можно было отнести к определенной ячейке, и исходя из этого допустить или не допустить к гонке, а если допустить, то предъявить требования к оснащению, переделкам и безопасности машины. Для ФИА это способ контролировать развитие машин и их допуск к соревнованиям, ну и так далее.

Для примера красным я отметил ячейки, в которых на тот момент находился регламент формулы №1, зеленым - формулы-2, а синим - классы, участвовавшие в чемпионате мира для производителей. Очевидно, что, например, под "формулой-1" понимались не просто любые машины с объемом двигателя до 1,5 и до 3,0 литров, но они должны были удовлетворять и многим другим требованиям: не больше 12 цилиндров, не легче 550 кг, не шире 110 см, коммерческое топливо, только открытые колеса, структура безопасности и так далее. То есть регламент формулы №1, хотя и входил в классы 8 и 11 группы 8 категории C (и, соответственно, к нему предъявлялись все те правила, которые приложение J предъявляло к этим классам, группе и категории), но представлял из себя нечто большее, чем просто ячейка.

По этой причине в международной классификации нет и никогда не было классов "международная гоночная формула", "формула-1", "формула-2" и так далее. Классы в классификации - это всегда "объем от X до Y литров", и принципиально тут за 88 лет её существования ничего не поменялось. В класс, внутрь ячейки, могут входить технические регламенты "формулы-1", "формулы-2" и так далее; из года в год они могут перемещаться в другие ячейки, охватывать несколько ячеек, или (особенно регламенты конкурирующих серий в наше время) находиться в одной ячейке вдвоем. Эти технические регламенты, если они разработаны ФИА, рассматриваются в приложении J  по очереди, в порядке классификации; если нет, то они находятся в руках организаторов соревнования и могут вообще быть конфиденциальными, как в НАСКАР.

То есть, к чему я веду: класс "формула №1" - это разговорное название, обозначающее не просто класс, а технический регламент с несколькими требованиями и органичениями. Который входит в один из классов международной классификации ФИА. Так было с довоенных времен, так есть и сейчас, только объем регламента изменился с пары фраз до 300 страниц.

Владимир Коваленко:
В целом, я с тобой согласен. На самом деле для меня явилось откровением, что ФИА до сих пор поддерживает такую классификацию. Практического смысла она не имеет. Возможно, любой организатор серии должен в каком-то регистрационном документе указать класс, к которому относятся его техтребования, но это тогда получается формальность ради традиции.

Это примерно так же, как в современном ралли ради традиции существуют правила, ограничивающие действия участников между спецучастками. Раньше СУ не было, а главным было прохождение некоего маршрута из пункта А в пункт Б с соблюдением скоростного режима и ПДД.

Или примерно так же, как в спортпрототипах для традиции существует правило смещения места гонщика относительно продольной оси, чтобы это был типа спортивный автомобиль, хотя на самом деле это гоночный автомобиль с крыльями и фарами.

Или вот отечественная система обозначения моделей автомобилей. Формально автозавод обязан присвоить индекс выпускаемой модели (ВАЗ-2170), таковы отраслевые правила, но для потребителя придумывается название "Приора". Этот пример, возможно, не совсем подходит, но всё равно это один из случаев, когда некоторые традиционные правила или классификации не совсем отвечают или вообще не отвечают практическим потребностям жизни или рынка.

Так и в случае с классификацией ФИА. Я не знаю, зачем они её поддерживают, если эти классы не участвуют в регулировании автоспортивных правил.

Сергей Мингазов:
Нет, ну смысл всё-таки есть. Приложение J к международному спортивному кодексу по сути целиком создано ради двух целей: 1) классифицировать все автотомобили, разбив их на группы, классы и т.д.; 2) расписать ограничения для этих групп, классов и т.д.

Один из простых примеров: гоночная серия Blancpain. В спортивном регламенте ( http://www.cncs-ncsc.be/root/images/stories/reglement/2013/sportifs/blancpain%20endurance%20serie%20-%20sporting%20regulation%20s3%20evo1.pdf ) указано, что серия подчиняется, в числе прочих документов, техническим правилам (параграф 257A Приложения J). Этот параграф - специфические требования, которые FIA предъявляет ко всем машинам, входящим в группу GT3 категории II. Если, к примеру, каркас безопасности или что угодно, вплоть до размера зеркал, не соответствует параграфу 257A, значит, такая машина должна быть дисквалифицирована. Параграф 257A не ограничивает объем двигателя, значит, в группе GT3 существуют все 18 классов, перечисленных в параграфе 251; в серию Blancpain, судя по всему, они все допускаются, а разница в скорости убирается при помощи гандикапов.

Берем WTCC. В спортивном регламенте ( http://www.fia.com/sites/default/files/regulation/file/CLEAN%202014%20FIA%20WTCC%20Sporting%20Regulations%20website%20V16.pdf ) указывается, что чемпионат проводится на машинах Super 2000 в соответствии с параграфом 263 приложения J. А в этом параграфе указывается, что Super 2000 - это машины группы A, усовершенствованные согласно данному параграфу. Соответственно, они должны соответствовать не только требованиям параграфа 263, но также и параграфов 252 и 253, где описываются требования к группам N, A и RGT, то есть к "стоковым" машинам.

Но это те случаи, когда серии не имеют собственного технического регламента, а используют технические регламенты, которые ФИА разрабатывает для классов и групп международной классификации. Кстати, именно так было и с формулой-1 до 1982 года, пока регламент не выделили из приложения J в отдельный документ. А с чисто коммерческими сериями тяжелее, поскольку они своих регламентов не выкладывают, считают что короткого разъяснения на сайте достаточно. Плюс современная структура групп сильно заморочена, в ней нужно долго разбираться. Всё-таки она существует с 1982 года и, может быть, ФИА пора уже нанять какого-нибудь гениального мыслителя, чтобы придумал классификацию попонятнее.

Владимир Коваленко:
А регламент Ф1 сейчас официально привязан к этой классификации?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии