Форум истории автоспорта > История
Категории и классы гоночных автомобилей
Сергей Мингазов:
Думаю, что я немного сузил круг поисков.
Во-первых, в современном приложении J (на сайте ФИА) отсутствуют некоторые параграфы (например, 264-273 и 276). Эти параграфы граничат с параграфами 274 и 275, описывающими технический регламент формул-4 и -3, поэтому сначала я предполагал, что они могут описывать технический регламент формулы-1. Они, как я думал, могли существовать, но по какой-то таинственной причине не выкладываться в открытый доступ; либо же технический регламент формулы-1 мог быть фактически одним из них и, соответственно, частью приложения J. Но сопоставление номеров параграфов приложения J разных лет показало, что в этом приложении в принципе не соблюдаются порядковые номера - очень много пропущенных номеров, "дыр" в нумерации параграфов. Эти дыры возникали из-за изменений в классификации машин, появления новых классов, увеличения специфических правил для каждого из них и попыток упорядочить структуру приложения: так, в 1966, 1976 и 1982 годах структура приложения J полностью перетряхивалась. В результате во многих местах оставались неиспользованные номера параграфов, которых просто не было; например, в отсканированном приложении J 1966 года четко видно, что параграф 267 на 31 странице плавно переходит в параграф 281. В дальнейших перетрясках эти несуществующие параграфы могли возрождаться уже совсем другими, в других главах и о других машинах. Так что можно быть уверенным, что приложение J последние 50 лет существовало с пробелами в нумерации параграфов, а значит, очень вероятно, что современное приложение J выложено на сайте ФИА полностью.
Во-вторых, можно попробовать проследить судьбу параграфа, описывающего технический регламент формулы-1. За период с 1961 по 1999 годы у меня есть 21 приложение J, большинство из которых (с сайта ФИА) отсканировано в неполном виде, но в 9 из них регламент формулы-1 упоминается, а в 7 приводится полностью. В 1961-65 Приложение J не включает технический регламент формулы №1. Но с одним из приложений J, в 1962 году, он приведен отдельно, после всех параграфов, в качестве своеобразного приложения, под названием "Секция С" (Section C - Formula I). В 1966-72 Приложение J включает регламент формулы №1, он всегда в параграфе 293. Почти уверен, что та же ситуация сохранялась до 1975 года включительно, потому что ни международная классификация машин, ни структура глав Приложения J не менялись - но приложение J 1975 года обрывается на двухместных машинах, поэтому все-таки точно сказать, есть ли там в составе группы 8 формула-1, не могу. В 1976 году международная классификация машин изменилась, формула-1 "переехала" из группы 8 категории C в группу 7 категории B и, соответственно, в параграф 274. При этом правила резко увеличились в объеме, с нескольких абзацев до 4 страниц. К 1979 году они выросли до 15 страниц, к 1981 - до 22, по-прежнему оставаясь в параграфе 274. Затем, в 1982 году, международная классификация снова изменилась - вместо категорий A/B/C и групп с 1 по 8 появились категории I и II и группы N, A, B, C, D и E. И с этого момента я не знаю, куда делся параграф про формулу-1. Приложение J 1982 года у меня обрывается на группе C. В приложении J 1985 года формулы-1 уже нет: её место, параграф 274, занимает формула-3000! В 1986 году то же самое: параграф 274 - формула-3000, параграф 275 - формулы-2 и -3, параграфа 276 нет, параграф 277 - другие международные формулы. Затем у меня неполное приложение J за 1990 год и пробел до 1998 года, но это несущественно, поскольку ни международная классификация машин, ни структура приложения J не менялись, только росло количество групп (появились всякие T2 и грузовики). В 1998 году та же картина, что и в 1986: параграф 274 - формула-3000, параграф 275 - формула-3, параграфа 276 нет, параграф 277 - свободная формула. В 2000х приложения J уже легкодоступны; в середине 2000х параграф 274 пропадает вместе с формулой-3000, затем это пустое место заняла формула-2, а в наше время там формула-4. Подытоживая этот текст, можно предположить, что технический регламент формулы-1 действительно был выделен в совершенно самостоятельный, отдельный от приложения J, документ, и произошло это в период после 1981 года, но до 1985 года - возможно, в 1982 году, когда изменилась международная классификация и приложение J снова перетряхнуло. В современном приложении J есть параграф 277 о свободных формулах, которому подчиняются технические регламенты всяческих гоночных серий типа ГП2, но: во-первых, он до 1981 года существовал параллельно с параграфом 274 формулы-1; во-вторых, современный технический регламент формулы-1 не помещается под его требования; и в-третьих, технический регламент формулы-1 ведь устанавливается ФИА, а не какими-то коммерческими организаторами.
Сергей Мингазов:
--- Цитата: Владимир Коваленко от Мая 25, 2014, 07:18:54 ---Лёша, я согласен, я обобщаю. Но ты при этом обобщаешь в обратную сторону. Строго говоря, недопустимо ни то, ни другое. Но я себе позволяю обобщать в сторону статистического большинства. Да, есть в наше время классы, в которых то там, то сям проводятся отдельные национальные и региональные серии. Они не выделены в свою обойму, они раскиданы среди множества серий с "техзаданиями" (которых на самом деле большинство). С технической точки зрения некоторые серии имеют общую основу, но все они одинаковы по организационному признаку. Поэтому небольшое количество серий, основанных на классах, вполне можно не учитывать, так как не они являются основой всего уклада автоспорта.
Более того, эти классы не являются частью чёткой системы классов. Они все являются отголосками прошлой системы, которые просто не мешают в нынешней, а иногда даже чем-то помогают. В современной системе создаётся СЕРИЯ. Её организаторы просто решают, придумают ли они свой частный техрегламент, или им удобнее по тем или иным причинам воспользоваться каким-то другим. В наше время так называемый "класс" не является основополагающим. Главное - оболочка и структура серии.
Классы - это когда есть лестница по техническому принципу, например: до 1 литра, до 2 литров, до 3 литров, свыше 3 литров. Или вот так:
Или как в начале пятидесятых: Ф1, Ф2 и Ф3. Или как раньше: класс гран-при и полуторалитровый. Или как ещё раньше: класс гран-при, вуатюреты, мотоколяски.
А сейчас нет этой лестницы. Те сборники технических требований, которые по каким-то причинам используются разными сериями в разных странах, не находятся в ряду себе подобных, они висят в воздухе.
--- Конец цитаты ---
То, о чем ты говоришь - это просто эволюция технической классификации.
На твоем скане классификация 1930х приведена частично - только первая категория. Вот как классификация выглядела в ARZ 1926 года:
--- Цитировать ---1. Гоночные машины
Класс A - свыше 8000ccm, 1мест, 1500кг.
Класс B - 5001 - 8000ccm, 1мест, 1400кг.
Класс C - 3001 - 5000ccm, 1мест, 1000кг.
Класс D - 2001 - 3000ccm, 1мест, 800кг.
Класс E - 1501 - 2000ccm, 1мест, 650кг.
Класс F - 1101 - 1500ccm, 1мест, 550кг.
Класс G - 751 - 1100ccm, 1мест, 350кг.
Класс H - 501 - 750ccm, 1мест, 300кг.
Класс I - 351 - 500ccm, 1мест, -кг.
Класс J - до 350ccm, 1мест, -кг.
2. Спортивные машины
Класс A - свыше 8000ccm, 4мест, 2000кг.
Класс B - 5001 - 8000ccm, 4мест, 2000кг.
Класс C - 3001 - 5000ccm, 4мест, 1500кг.
Класс D - 2001 - 3000ccm, 3мест, 975кг.
Класс E - 1501 - 2000ccm, 2мест, 700кг.
Класс F - 1101 - 1500ccm, 1мест, 600кг.
Класс G - 751 - 1100ccm, 1мест, 400кг.
Класс H - 501 - 750ccm, 1мест, 350кг.
Класс I - 351 - 500ccm, 1мест, -кг.
Класс J - до 350ccm, 1мест, -кг.
3. Туристические машины
Класс A - свыше 8000ccm, 7мест, 2200кг.
Класс B - 5001 - 8000ccm, 7мест, 2200кг.
Класс C - 3001 - 5000ccm, 7мест, 1750кг.
Класс D - 2001 - 3000ccm, 5мест, 1050кг.
Класс E - 1501 - 2000ccm, 3мест, 800кг.
Класс F - 1101 - 1500ccm, 2мест, 650кг.
Класс G - 751 - 1100ccm, 2мест, 450кг.
Класс H - 501 - 750ccm, 2мест, 400кг.
Класс I - 351 - 500ccm, 1мест, -кг.
Класс J - до 350ccm, 1мест, -кг.
--- Конец цитаты ---
Нужно помнить, что в конце 1925 года еще не было многих классов, сформировавшихся позже, поэтому эта класификация была выбрана фактически наугад, по самым очевидным на тот момент признакам существовавших машин. Из твоего скана понятно, что от ограничения по весу уже к 1930м отказались.
У меня плохо с 1950ми, но Баумгартнер в ежегоднике ФИА 1968 года упоминает, что около 1953 года CSI в попытках придумать удовлетворительную классификацию был принят способ разделения машин не только на категории, но и на группы, в зависимости от количества произведенных машин. вот классификация 1961 года (в целом действовавшая до конца 1965 года):
--- Цитировать ---A—"TOURING” category;
Group 1—Series Touring Cars
Group 2—Improved Touring Cars
B—“GRAND TOURING” category;
Group 3—Grand Touring Cars
C—"SPORTS CAR” category:
Group 4—Sports cars
Аналогично, каждая группа подразделялась на классы:
1. Cars with an engine capacity inferior or equal to 400 cc
2. Cars with an engine capacity exceeding 400 cc and inferior or equal to 500 cc
3. Cars with an engine capacity exceeding 500 cc and inferior or equal to 600 cc
4. Cars with an engine capacity exceeding 600 cc and inferior or equal to 700 cc
5. Cars with an engine capacity exceeding 700 cc and inferior or equal to 850 cc
6. Cars with an engine capacity exceeding 850 cc and inferior or equal to 1000 cc
7. Care with an engine capacity exceeding 1000 cc and inferior or equal to 1150 cc
8. Cars with an engine capacity exceeding 1150 cc and inferior or equal to 1300 cc
9. Cars with an engine capacity exceeding 1300 cc and inferior or equal to 1600 cc
10. Cars with an engine capacity exceeding 1600 cc dud inferior or equal to 2000 cc
11. Cars with an engine capacity exceeding 2000 cc and inferior or equal to 2500 cc
12. Cars with an engine capacity exceeding 2500 cc and inferior or equal to 3000 cc
13. Cars with an engine capacity exceeding 3000 cc and inferior or equal to 4000 cc
14. Cars with an engine capacity exceeding 4000 cc and inferior or equal to 5000 cc
15. Cars with an engine capacity above 5000 cc
--- Конец цитаты ---
В чем разница между ними? Из классификации вынесены гоночные машины; появилась дополнительная градация - группы (по массовости); категория туристических машин разделена на две категории и на три группы. В целом, всё это всего лишь эволюция, попытка приспособить классификацию к реалиям автоспорта 1950х, найти в классификации место для раллийных, "стоковых" машин и так далее. Исчезли вес и количество мест, раньше указывавшиеся для классов; это потому, что каждая группа обзавелась большим количеством специфических требований, и все они указывались в приложении J; количество мест и вес перекочевали туда же.
Дальше, классификация 1966-1981 годов:
--- Цитировать ---Catégorie A : Voitures de production homologuées (le nombre entre parentbésas indique le nombre mínimum de voitures construites en 12 mois consécutifs).
— Qroupe 1 : voitures de tourisme de serie (5000).
— Groupe 2 : voitures de tourisme (1000).
— Groupe 3 : voitures de grand tourisme (500).
— Groupe 4 : voitures de sport (50).
Catégorie B : Voitures spéciales:
— Groupe 5 : voitures de tourisme spéeiales.
— Groupe 6 : voitures de sport prototypes.
Catégorie C : Voitures de course:
— Groupe 7 : voitures de course bi-places.
— Groupe 8 : voitures de course de formule.
— Groupe 9 : voitures de « course libre ».
1. Cylindrée inférieure ou égale á 500 cc.
2. Cylindrée supér, á 500 cc et infér. OU égale k 600 cc.
3. Cylindrée supér. a 600 cc et infér. ou égale k 700 cc.
4. Cylindrée supér. á 700 cc et Infér. ou égale k 850 cc.
5. Cylindrée supér. á 850 cc et infér. ou égale k 1000 cc.
6. Cylindrée supér. k 1000 cc et infér. ou égale k 1150 cc.
7. Cylindrée supér. á 1150 cc et infér. ou égale k 1300 cc.
8. Cylindrée supér. á 1300 cc et infér. ou égale k 1600 cc.
9. Cylindrée supér. k 1600 cc et infér. ou égale á 2000 cc.
10. Cylindrée supér. á 2000 cc el infér. ou égale k 2500 cc.
11. Cylindrée supér. á 2500 cc et infér. ou égale k 3000 cc.
12. Cylindrée supér. á 3000 cc et infér. ou égale A 5000 cc.
13. Cylindrée supér. á 5000 cc.
--- Конец цитаты ---
Что нового здесь? CSI перетасовала систему категорий и групп, сохранив разделение по группам в зависимости от количества выпущенных машин, но при этом вернув изначальную идею "туристические/спортивные/гоночные". Гоночные машины вернулись в классификацию.
Классификация 1982 года:
--- Цитировать ---Categoria I:
Gruppo N: Vetture da Turismo di Serie di grande
Gruppo A: Vetture da Turismo di grande produzione.
Gruppo B: Vetture da Gran Turismo.
Categoria II:
Gruppo C: Vetture Sport.
Gruppo D: Vetture da Corsa di Formula Internazionale.
Gruppo E: Vetture da Corsa di Formula Libera
1. Cilindrata inferiore o uguale a 500 c.c.
2. Cilindrata superiore a 500 c.c. e inferiore o uguale a 600 c.c.
3. Cilindrata superiore a 600 c.c. e inferiore o uguale a 700 c.c.
4. Cilindrata superiore a 700 C.C. e inferiore o uguale a 850 c.c.
5. Cilindrata superiore a 850 c.c. e inferiore o uguale a 1000 C.C.
6. Cilindrata superiore a 1000 C.C. e inferiore o uguale a 1150 C.C.
7. Cilindrata superiore a 1150 C.C. e inferiore o uguale a 1300 C.C.
8. Cilindrata superiore a 1300 C.C. e inferiore o uguale a 1600 C.C.
9. Cilindrata superiore a 1600 c.c. e inferiore o uguale a 2000 C.C.
10. Cilindrata superiore a 2000 c.c. e inferiore o uguale a 2500 c.c.
11. Cilindrata superiore a 2500 c.c. e inferiore o uguale a 3000 c.c.
12. Cilindrata superiore a 3000 c.c. e inferiore o uguale a 4000 c.c.
13. Cilindrata superiore a 4000 c.c. e inferiore o uguale a 5000 c.c.
14. Cilindrata superiore a 5000 c.c. e inferiore o uguale a 6000 c.c.
15. Cilindrata superiore a 6000 C.C.
--- Конец цитаты ---
ФИСА снова попыталась упорядочить разросшиеся классы машин, заново упаковав их по группам, и здесь снова прослеживается та же идея "туристические/спортивные/гоночные".
И с тех пор классификация больше не "перетряхивалась", примерно в этом виде она существует до сих пор. Но появились гоночные грузовики, "прототипы", внедорожные гоночные машины и так далее, поэтому к 1998 году международная классификация снова обросла новыми группами:
--- Цитировать ---Category I:
- Group N: Production Cars
- Group A: Touring Cars
- Group B: Grand Touring Cars
- Group ST: Super Touring Cars
- Group CL1: Class 1 Cars
- Group T1: Series Cross-Country Cars
- Group T2: Improved Cross-Country Cars
Category II:
- Group T3: Prototype Cross-Country Cars
- Group GT: Grand Touring Sports Cars
- Group C: Sports Cars
- Group D: International Formula Racing Cars
- Group E: Free Formula Racing Cars
Category III:
- Group F: Racing Trucks
- Group T4: Cross-Country Trucks
1. Up to 500 cm3
2. From 500 cm3 to 600 cm3
3. From 600 cm3 to 700 cm3
4. From 700 cm3 to 850 cm3
5. From 850 cm3 to 1000 cm3
6. From 1000 cm3 to 1150 cm3
7. From 1150 cm3 to 1300 cm3
8. From 1300 cm3 to 1600 cm3
9. From 1600 cm3 to 2000 cm3
10. From 2000 cm3 to 2500 cm3
11. From 2500 cm3 to 3000 cm3
12. From 3000 cm3 to 3500 cm3
13. From 3500 cm3 to 4000 cm3
14. From 4000 cm3 to 4500 cm3
15. From 4500 cm3 to 5000 cm3
16. From 5000 cm3 to 5500 cm3
17. From 5500 cm3 to 6000 cm3
18. Over 6000 cm3
--- Конец цитаты ---
В 2012 году ФИА немного ужала эти группы, и теперь классификация такая:
--- Цитировать ---Category I:
- Group N: Production Cars
- Group A: Touring Cars
- Group R : Touring Cars or Large Scale Series Production Cars
Category II:
- Group RGT: GT Production Cars
- Group GT3 : Cup Grand Touring Cars
- Group CN: Production Sports Cars
- Group D: International Formula Racing Cars
- Group E: Free Formula Racing Cars
Category III:
- Group F: Racing Trucks
1. up to 500 cm3
2. over 500 cm3 and up to 600 cm3
3. over 600 cm3 and up to 700 cm3
4. over 700 cm3 and up to 850 cm3
5. over 850 cm3 and up to 1000 cm3
6. over 1000 cm3 and up to 1150 cm3
7. over 1150 cm3 and up to 1400 cm3
8. over 1400 cm3 and up to 1600 cm3
9. over 1600 cm3 and up to 2000 cm3
10. over 2000 cm3 and up to 2500 cm3
11. over 2500 cm3 and up to 3000 cm3
12. over 3000 cm3 and up to 3500 cm3
13. over 3500 cm3 and up to 4000 cm3
14. over 4000 cm3 and up to 4500 cm3
15. over 4500 cm3 and up to 5000 cm3
16. over 5000 cm3 and up to 5500 cm3
17. over 5500 cm3 and up to 6000 cm3
18. over 6000 cm3
--- Конец цитаты ---
Думаю, что до сих пор все технические регламенты всех чемпионатов, гоночных серий и так далее попадают в эту классификацию. Например, WRC - это машины группы A, LMP попадают в класс 16 подгруппы SC группы E, а GP2 - в класс 13 подгруппы SS группы E. В 80х-90х прототипы серии Ле-Ман входили в группу С, Балестр запретил использовать в ралли машины группы B, машины серии "Про-кар" до 1981 года попадали в группу 5, а с 1981 года - в группу 4, и так далее. На основании международной классификации машины должны отвечать требованиям группы, в которую входят - особенно в части безопасности. История международной классификации - это история попыток собрать все существующие автомобили (кроме картинга, рекордных и т.п.) в одну кучу и разделить их на группы, к которым можно было бы применить различные правила, чтобы контролировать технические характеристики машин.
Так что в целом я не согласен, что новые классы в чем-то хуже старых. Да, сейчас существуют отдельные технические регламенты, которые входят в одну из ячеек международной классификации, но имеют и собственные дополнительные требования, которые используются только в отдельных, замкнутых, соревнованиях. Но они все равно входят в единую классификацию. Да, сейчас классификация усложнилась, но это и естественно. А в целом - как раньше была лестница со ступеньками, так и сейчас осталась.
Владимир Коваленко:
--- Цитата: Сергей Мингазов от Мая 31, 2014, 13:14:39 ---Так что в целом я не согласен, что новые классы в чем-то хуже старых.
...
А в целом - как раньше была лестница со ступеньками, так и сейчас осталась.
--- Конец цитаты ---
Речь шла не о том, что новый классы хуже старых, речь шла об их отсутствии. Формально лестница существует, формально технические требования каждой серии подпадают под категорию и класс из этой лестницы, но фактически эта классификация не нужна, потому что техтребования каждой серии сугубо индивидуальны, и автомобили разных серий, попадающие в один формальный класс, не могут и не будут участвовать в гонках чужой серии.
Ты можешь навскидку, без поисков, сказать, к какому классу принадлежат такие серии, как ГП2, ГП3, МСР-3,5, "Индикар"? Я не могу, потому что рабочий объём давно перестал быть характерным показателем автомобиля. Характерные показатели - это этикетка и оболочка. В любой серии в любой момент могут поменять рабочий объём двигателя, формально перейдя из одного класса в другой, но это никак не скажется на имидже серии. В глазах болельщиков она не станет рангом выше или ниже, потому что не меняются этикетка с оболочкой.
Поэтому технические требования любой серии классом не являются. Класс - это ступенька лестницы. Техтребования каждой серии не привязаны ни к какой лестнице, они существуют формально, чтобы было на основании чего построить для своего междусобойчика машины и зарабатывать деньги.
Сергей Мингазов:
--- Цитата: Владимир Коваленко от Мая 31, 2014, 19:11:00 ---Речь шла не о том, что новый классы хуже старых, речь шла об их отсутствии. Формально лестница существует, формально технические требования каждой серии подпадают под категорию и класс из этой лестницы, но фактически эта классификация не нужна, потому что техтребования каждой серии сугубо индивидуальны, и автомобили разных серий, попадающие в один формальный класс, не могут и не будут участвовать в гонках чужой серии.
--- Конец цитаты ---
Во-первых, классификация нужна для того, чтобы предъявлять к машинам общие регламентные требования по видовому признаку; яркий пример - невозможно разработать одинаковые требования к каркасу безопасности кузовных и открытых машин. Во-вторых, ведь в 1920х-30х у каждой гонки был собственный технический регламент, и машины, допущенные к одной гонке одного технического класса, могли быть не допущены к другой того же технического класса; в те времена это было коммерчески невыгодно организаторам, плюс было больше конструктивных возможностей для переделки машин, поэтому, думаю, это было редкое явление, но все-таки принцип тот же. Раньше с собственным техническим регламентом организовывались гонки, теперь - серии гонок.
--- Цитата: Владимир Коваленко от Мая 31, 2014, 19:11:00 ---Ты можешь навскидку, без поисков, сказать, к какому классу принадлежат такие серии, как ГП2, ГП3, МСР-3,5, "Индикар"? Я не могу, потому что рабочий объём давно перестал быть характерным показателем автомобиля. Характерные показатели - это этикетка и оболочка.
--- Конец цитаты ---
Могу навскидку предположить, что они все входят в подгруппу SS ("одноместные") группы E ("свободные формулы") категории II, а внутри этой подгруппы разделяются по классам с 1 по 18, в зависимости от объема двигателя. Принцип тот же, что в 50х, когда формулы 1, 2 и 3 входили в одну группу "Гоночные машины", разделяясь в ней по классам по объему двигателя. Разница только в том, что раньше все машины делились на три категории ("гоночные/спортивные/туристические"), а сейчас видов и типов машин столько, что ФИА пришлось изобрести более сложную систему категорий.
--- Цитата: Владимир Коваленко от Мая 31, 2014, 19:11:00 ---В любой серии в любой момент могут поменять рабочий объём двигателя, формально перейдя из одного класса в другой, но это никак не скажется на имидже серии. В глазах болельщиков она не станет рангом выше или ниже, потому что не меняются этикетка с оболочкой.
--- Конец цитаты ---
Если бы какой-то Гран-при в 50х поменял объем двигателя, перейдя из одного класса в другой, в глазах болельщиков он стал бы немного выше или ниже, потому что машины одного объема (класса), как правило, быстрее или медленнее машин другого объема. Точно так же современная гоночная серия станет рангом выше или ниже - для примера, не зря "Формулу-1" в последние годы, из-за уменьшения объема двигателя, болельщики называют "Формулой-полтора".
--- Цитата: Владимир Коваленко от Мая 31, 2014, 19:11:00 ---Поэтому технические требования любой серии классом не являются. Класс - это ступенька лестницы. Техтребования каждой серии не привязаны ни к какой лестнице, они существуют формально, чтобы было на основании чего построить для своего междусобойчика машины и зарабатывать деньги.
--- Конец цитаты ---
Технические требования любой серии не являются классом, но они входят в класс. Международная классификация состоит из категорий, которые состоят из групп, которые иногда состоят из подгрупп, которые состоят из классов, в каждом из которых может существовать несколько различных технических регламентов. Эти регламенты в наше время и являются основной еденицей, которой оперируют болельщики и спортсмены: часто они имеют свои обозначения, типа GP2, WSR2.0, WRC, LMP1, "Индикар" и так далее, а иногда составляются в рамках одного-единственного соревнования.
Владимир Коваленко:
--- Цитата: Сергей Мингазов от Июня 01, 2014, 02:52:01 ---не зря "Формулу-1" в последние годы, из-за уменьшения объема двигателя, болельщики называют "Формулой-полтора".
...
Технические требования любой серии не являются классом, но они входят в класс.
--- Конец цитаты ---
С чего всё началось? С того, что я утверждал, что в 1981 году класс Ф1 прекратил своё существование, уступив место техтребованиям серии Ф1, и в настоящее время весь автоспорт основан не на классах, а на сериях, характеризующихся не техническими особенностями автомобилей, а оболочкой и этикеткой.
Возможно, как класс Ф1 выродился не в 1981, а в 1982 или 1983 году, тут тебе проще разобраться. В целом, классы вымирали постепенно. Но если говорить о конкретно 2014 году, то приведённая тобой классификация может формально описать существующие техтребования различных серий, но на этом - всё. Практической пользы она не несёт. Никто ей не пользуется ни на этапе планирования техтребований, ни в процессе обозревания событий автоспорта.
Ф1 - это класс или серия? Если класс, то на каком основании? Как понимать слова "класс" и "классификация"?
Навигация
Перейти к полной версии