Форум истории автоспорта > История

Категории и классы гоночных автомобилей

<< < (9/43) > >>

Владимир Коваленко:
Лёша, я счёл, что дискуссия о категориях и классах больше уместна в этой теме, а чтобы по твоему сообщению было ясна предыстория, я поместил в него все необходимые цитаты. Если тебя будет смущать, что я редактировал твоё сообщение, в режиме правки просто добавь пробел в любом месте, и внизу будет написано, что это ты правил, а не я.
Это сообщение будет удалено.

Андрей Ларинин:

--- Цитата: Владимир Коваленко ---См. Категории и классы гоночных автомобилей.
--- Конец цитаты ---

И чего ты хочешь этим доказать? Там же во всех приведенных источниках четко записано: туринг - класс :)

Сергей Мингазов:
Я написал эту статью для одного из сайтов, а теперь, когда форум вновь работает, думаю, здесь ей самое место. Должен отметить, что статья делалась в качестве вводной, для ознакомления читателя с предметом статистики довоенных гонок, и серьезных целей перед собой я не ставил.
Классификация технических регламентов гонок двадцатых годов.

При становлении автомобильной промышленности каждый промышленник выпускал машины собственной конструкции, сильно отличающиеся друг от друга. Они и использовались в первых автогонках. Каждый организатор гонки придумывал собственные правила, в том числе технические, и правила разных гонок совершенно не согласовывались между собой. Но после первой мировой войны, с развитием массового автомобилизма и автоспорта, возникла необходимость в некоей систематизации всего разнообразия выпускаемых в Европе автомобилей. Этого требовали и зарождающиеся правила дорожного движения, и таможенные правила, и налогообложение разных стран. Разумеется, для производителей гоночной техники систематизация выпускаемых машин также была важна; одновременно, организаторы гонок нуждались в унификации правил. Появление единой системы классификации гоночных машин помогло бы организовывать гонки с одинаковым техническим регламентом по всей Европе, а производителям не приходилось бы переделывать машины под каждую гонку. Одновременно принятие единых технических правил позволило бы направлять автомобильный прогресс по наиболее перспективному пути.

Предтечей такой классификации стали разговорные обозначения классов машин, появившиеся во французской прессе еще до войны. Легкие машины, предельно дешевые, с небольшим кузовом и минимальным комфортом (то, что сегодня называется "бюджетным классом"), получили название "voiturette" (букв. фр. "автомобильчик") - по названию прародителя класса, предельно простого автомобиля Леона Болле. Такие машины были дешевле обычных и потому пользовались популярностью. Чуть позже появились и еще более легкие машины, оснащенные маломощными мотоциклетными двигателями; этот класс получил название "cyclecar" (букв. "мотоавтомобиль"), а по-русски чаще назывался "мотоколяска".

Эти два названия прижились и перешли и в автоспорт: словами voiturette и cyclecar обозначали маломощные гоночные автомобили. Когда в начале 1920х автопроизводители начали унифицировать машины по объему двигателя, эти классы получили и четкое определение: машины класса voiturette должны были иметь объем двигателя от 1,1 до 1,5 литра, а машины cyclecar делились на два подкласса: до 0,7 литра и от 0,7 до 1,1 литра. Эта классификация была полуофициальной: она сложилась исходя из существующих на рынке моделей машин, она была придумана журналистами, а не спортивными властями, и она не признавалась многими организаторами гонок.

В 1922-23 годах постепенно сформировался и высший класс, "международная гоночная формула", в котором проводились сначала Гран-при Франции и Италии, затем Гран-при Европы, а затем и Grandes Epreuves. Эта формула, в отличие от младших классов, разрабатывалась CSI и менялась раз в несколько лет. В начале своего существования она не имела четкого названия, называлась и "международным правилом Гран-при", и "регламентом AIACR", но в наше время известна под названием "Формула Гран-при".

Организаторы крупных гонок, как правило, предпочитали вводить собственные условные обозначения типа "классы A, B, C...", "классы 1, 2, 3..." или попросту "класс до 1,5 литра, класс до 1,1 литра...". Совершеннейший разнобой в технических правилах в 1923 году побудил автоклуб Франции поднять на заседании CSI вопрос о единой международной классификации гоночных машин. В 1924 и 1925 годах шла разработка этой классификации, и в конце 1925 года она была принята CSI и внесена в первый международный спортивный кодекс.

Согласно этой классификации, гоночные автомобили делились на три типа: гоночные, спротивные и туристические. Критерием отнесения к тому или иному типу было оснащение машины: спортивные машины, в отличие от гоночных, должны были иметь фары, двери, крылья, стартер и т.д., а туристические - также крышу. Каждый тип же делился на 10 классов, в зависимости от объема двигателя, массы машины и количества мест:



Таким образом, все возможные транспортные средства, которые могли участововать в гонках, были классифицированы. Это позволило организаторам гонок легче определять свой технический регламент и координировать его с другими гонками. Производителям, соответственно, стало легче определять актуальные требования и выпускать новые машины. Большинство Grandes Epreuves проводилось в классе E, класс voiturette попал в класс F, а cyclecar  - в классы G и H. Многие выпускаемые машины были универсальными и с небольшими доработками (установка или удаление крыльев, фар и т.д.) переводиться из гоночных в спортивные и т.д.



Страницы программки Гран-при Рима 1927 г., описывающие технический регламент гонки. Из них следует, что 12 июня была проведена гонка для гоночных машин, а 19 июня – для спортивных машин. В каждой категории на старт допускались автомобили трех классов, для каждого из которых указан допустимый объем двигателя и литеры классификации AIACR.

Однако, не все организаторы гонок использовали эту классификацию. Некоторые по-прежнему использовали свои условные обозначения, другие использовали классификацию CSI, но с коррективами - например, изменяли максимально допустимый вес. Кроме того, поскольку классификация затрагивала только объем двигателя, вес и количество мест, то дополнительные правила, такие как тип двигателя, тип топлива, наличие запасных колес и пр. каждый организатор мог устанавливать самостоятельно. И, на практике, в каждой гонке оставались свои нюансы технического регламента, крупные или мелкие.

Поэтому исторически верно было бы считать, что каждая гонка в каждый год своего проведения имела отдельный технический регламент, разработанный на базе классификации гоночных машин CSI, но имеющий и собственные требования, непохожие на требования других гонок.

Но в целях статистики сегодня необходимо все же как-то более или менее четко классифицировать эти регламенты, собрать их в несколько групп, которые были бы понятны читателям статистики. Один из виднейших специалистов по статистике Даррен Гэлпин, основываясь одновременно и на неофициальном разделении, и на официальной классификации CSI, использует такие условные классы:

1) Grand Prix. Сюда относится "формула Гран-при", раз в несколько лет изменяемая CSI и в 20е годы соответствовавшая классу E или D международной классификации.

2) Voiturette. Это всегда класс F международной классификации, т.е. объем двигателя до 1,5 л., хотя вес или наличие наддува в разные годы менялись.

3) Cyclecar. Классы G и H международной классификации, т.е. объем двигателя до 1,1 л.

4) Sportcar. Это спортивные машины (вторая графа классификации CSI), всех классов, т.е. без разделения по объему двигателя. Спортивные машины использовались в основном в гонках на выносливость (Милле Милья, Тарга Флорио, 24 часа Ле-Ман, 24 часа Спа, Турист Трофи) и в немецких гонках (специально для Mercedes SSKL, не попадавшего в другие классы). Как правило, организаторами предусматривалось деление по объему двигателя, но в статистике оно указывается дополнительно или просто игнорируется.

5) Touring car. Аналогично предыдущему, это туристические машины (третья графа классификации CSI), также без разделения по объему. Такие машины использовались в гонках на большие дистанции (Милле Милья, состязания на регулярность движения) и стали предками современных раллийных машин и машин класса "Туринг".

6) и, наконец, Formula Libre. Это самый условный класс, в который попадают технические регламенты либо других классов классификации CSI (например, гоночные машины с объемом двигателя от 3 до 5 литров), либо совмещенные (например, к гонке допускались одновременно и гоночные, и спортивные машины одного литража), либо не укладывающиеся ни в одну классификацию. В узком сысле Formula Libre означет также свободный технический регламент, без каких-либо технических ограничений. В некоторых случаях даже гонки Grandes Epreuves относят к Formula Libre.

Такая класификация не безгрешна с исторической точки зрения, но достаточно проста, удобна и хорошо подходит для статистической обработки.

Александр Кульчицкий:
Спасибо!

Алексей Грушко:
Статья хороша, только вот "sports car", а не sportcar. И я бы ещё добавил, что буквенная классификация, без разделения на категории, использовалась (и используется) для рекордных заездов.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии