Форум истории автоспорта > История

Категории и классы гоночных автомобилей

<< < (7/43) > >>

Владимир Коваленко:
Автомобильный спорт. Правила соревнований - Издательство ДОСААФ, Москва, 1966
§ 26. Типы автомобилей
1. Автомобили, допускаемые к соревнованиям, подразделяют на следующие типы: а) серийные, б) спортивные, в) гоночные и г) рекордно-гоночные.
2. Грузовые автомобили допускаются только серийные.
3. Автомобили формулы «К» (карты) могут быть только гоночными.
§ 27. Определения и технические требования
1. Серийными называют автомобили, выпускаемые заводами для обычной транспортной эксплуатации.
2. Спортивными называют автомобили, специально построенные для спортивных целей с соблюдением требований, обеспечивающих возможность нормальной эксплуатации их в городских условиях.
3. Гоночными называют автомобили, специально построенные для шоссейных и трековых гонок и не пригодные для эксплуатации в качестве транспортного средства.
4. Рекордно-гоночными называют автомобили, рассчитанные на достижение наивысших скоростей движения в особо благоприятных дорожных условиях.
5. Технические требования к автомобилям всех типов, кроме рекордно-гоночных, устанавливает Федерация автоспорта СССР на определенные сроки и они являются обязательными для любых соревнований внутри СССР. Для международных соревнований технические требования к автомобилям устанавливает ФИА.
6. Конструкция рекордно-гоночного автомобиля и его двигателя должна обеспечивать безопасность движения с той скоростью, на которую он рассчитан. Обязательно наличие перегородки между местом водителя и моторным помещением.
7. Грузовые автомобили могут быть загружены балластом. Норма, характер и способ загрузки обусловливаются видом соревнований и должны быть определены Положением о них. Допускается перевозка полезных грузов, которые должны быть надежно закреплены в кузове.
8. В Положении о соревнованиях могут быть предусмотрены ограничения по качеству топлива, применяемого участниками для двигателей своих автомобилей.
9. Главный судья имеет право не допускать автомобиль к соревнованиям или снять участника в ходе их, если найдет, что их участие представляет опасность для самого спортсмена или других лиц.
§ 28. Классификация автомобилей
1. Автомобили каждого типа подразделяют на классы и формулы в зависимости от величины рабочего объема цилиндров двигателя, собственного веса и элементов конструкции. Для различных видов соревнований допускают различную классификацию. Конкретную классификацию автомобилей внутри СССР устанавливает Федерация автоспорта СССР на определенные сроки и она является обязательной в любых соревнованиях, кроме заездов на рекорды. Для международных соревнований и заездов на рекорды классификацию устанавливает ФИА.
2. Допускается участие автомобилей низшего класса (формулы) в высшем, если это диктуется малочисленностью участников и оговорено в Положении о соревнованиях.

Владимир Коваленко:
В.В.Бекман Гоночные автомобили - Ленинград: Машиностроение, 1980
В заключение необходимо отметить различие между гоночными и спортивными автомобилями, хотя последние в настоящей работе и не рассматриваются.
Согласно установившимся в автомобильной технике понятиям, гоночным считается автомобиль, спроектированный и изготовленный специально для использования в гонках; такой автомобиль всегда непригоден для обычной эксплуатации по целому
ряду технических и экономических соображений. Под, спортивным автомобилем принято понимать автомобиль с повышенными динамическими качествами, пригодный как для скоростных соревнований, ограниченных определенной регламентацией, так и для нормальной транспортной эксплуатации. Однако эти весьма общие определения совершенно недостаточны для отнесения определенного автомобиля к той или другой категории.
Классификация спортивных автомобилей, позволяющая четко отделить их от гоночных автомобилей, представляет значительные затруднения; по сути дела эта проблема, существующая десятки лет, не решена в полной мере по сей день. Обычно к спортивным автомобилям предъявляют различные требования в отношении устройства кузова, электрооборудования, сорта применяемого топлива и т. п., определяющие пригодность автомобиля для транспортной эксплуатации. Специальный гоночный автомобиль может быть переоборудован дополнительно, для того чтобы он удовлетворял всем этим требованиям, но, по существу, он [при этом остается специальным гоночным автомобилем и даже может быть изготовлен с единственной целью выиграть определенную гонку или серию гонок.
В 1965 г. ФИА ввела всеобъемлющую классификацию автомобилей, используемых в скоростных соревнованиях. Она сохранилась до настоящего времени без особых изменений. Классификация предусматривает разделение автомобилей на следующие группы: группа 1— легковые автомобили серийного производства (минимальный выпуск 5000 шт. в год); группа 2 — легковые автомобили (минимальный выпуск 1000 шт. в год); группа 3 — серийные автомобили большого туризма (минимальный выпуск 1000 шт. в год); группа 4 — автомобили большого туризма (минимальный выпуск 400 шт. за два года); группа 5 — специальные легковые автомобили, производные от автомобилей групп 1—4; группа 6— двухместные гоночные автомобили; группа 7 — гоночные автомобили международных формул; группа 8 — гоночные автомобили «свободной формулы».
В этих группах автомобили делятся на классы по рабочему объему двигателя, причем, если используется наддув, то фактический рабочий объем умножается на коэффициент 1,4; в группах, содержащих гоночные формулы, рабочий объем устанавливается техническими требованиями формул.
Под автомобилями большого туризма подразумеваются автомобили с повышенной динамикой и комфортабельностью. В автомобилях групп 1 и 3 по правилам ФИА допускаются только незначительные изменения конструкции при подготовке к гонкам; для групп 2 и 4 таких ограничений гораздо меньше. Автомобиль группы 5 должен в основном сохранять внешнее сходство с базовой моделью («силуэтная» формула) и может подвергаться капитальным конструктивным изменениям в основных механизмах, что приближает его по быстроходности к гоночным автомобилям.
Поскольку автомобили рассмотренных выше формул 1, 2 и 3 (группа 7) по требованиям ФИА имеют открытое расположение колес, автомобили группы 6 помимо наличия второго сиденья отличаются от автомобилей группы 7 более обтекаемым кузовом, охватывающим колеса. К группе 8 относятся гоночные автомобили, изготовленные в соответствии с требованиями различных национальных формул, отличающимися от требований международных формул. Например, известны формулы Автомобильного клуба США (для гонок в Индианаполисе) и формула Фау (для автомобилей из агрегатов марки «Фольксваген»), а также другие формулы, базирующиеся на использовании механизмов определенной марки. Таким образом, группа 8 по сути дела не относится к автомобилям «свободной» формулы в ее историческом смысле.
По современным масштабам минимальные объемы производства, требуемые для автомобилей групп 1—4, весьма невелики и поэтому шансы на успех в гонках имеют не автомобили массового изготовления, а модели, в которых заложены конструктивные элементы спортивного типа.
Некоторые фирмы используют экспериментальные гоночные автомобили, спроектированные не для соревнований, а для испытания новых деталей, механизмов и компоновочных схем. Примером может служить гоночный автомобиль «Мерседес-Бенц» C111-III с обтекаемым закрытым двухместным кузовом и 5-цилиндровым дизелем (3 л, 230 л. с.), установивший .в 1978 г. ряд мировых рекордов на больших дистанциях со средними скоростями 314— 321 км/ч. Вариант этой модели C111-IV 1979 г. с бензиновым двигателем V-8 (500 л. с.) прошел один круг на треке Нардо (Италия) с высшей для кольцевого маршрута скоростью 403,81 км/ч.

Владимир Коваленко:
Э.Г.Сингуринди Автомобильный спорт - М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1982
2. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ, И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НИМ
Развитие автомобильного спорта, динамика изменения форм и содержания автомобильных соревнований непосредственно связаны с общей интенсификацией процесса автомобилизации в нашей стране, особенно заметной в последние 5—10 лет.
Главным нормирующим документом, определяющим всю техническую политику в автомобильном спорте, являются классификация спортивных автомобилей и технические требования к ним.
Основной смысл введения классификации как у нас в стране, так и в мировом автоспорте заключается в создании максимально равных условий состязания спортсменов, то есть соревнование в мастерстве скоростного вождения автомобиля в идеальном случае должно проходить на автомобилях с равными техническими возможностями.
В 1980 г. Федерацией автомобильного спорта утверждены новые классификация и технические требования к автомобилям, участвующим в спортивных соревнованиях. Аналогичные документы, действовавшие с 1974 г., уже не соответствуют в полной мере нынешнему положению дел в автомобильном спорте.
Новая классификация и технические требования отражают достижения последних лет в области спортивной техники у нас и за рубежом. За основу были взяты требования спортивного кодекса Международной федерации автомобильного спорта 1979 г. Конечно, при разработке этих документов были учтены особенности развития автомобильного спорта в нашей стране.
Новые технические требования достаточно четко регламентируют порядок подготовки автомобилей к соревнованиям и содержат полный перечень ограничений и разрешенных изменений конструкции.
По новой спортивной классификации все автомобили, участвующие в соревнованиях, делятся в зависимости от их назначения и типа на следующие категории.
Категория «А» — легковые серийные и созданные на их базе; категория «Б» — гоночные; категория «В» —грузовые, полноприводные легковые и специальные для внедорожных и дорожных соревнований, категория «Г» — микроавтомобилп типа «карт».
В каждой из указанных категорий автомобили подразделяются па группы в соответствии со степенью допускаемых технических изменений их конструкции. В свою очередь, в каждой группе автомобили делятся на классы или формулы в зависимости от рабочего объема или конструктивных особенностей двигателя.
В новых технических требованиях значительно расширен раздел, посвященный безопасности. Здесь приведены четкие требования к ремням, предохранительным дугам для всех групп автомобилей, более подробно изложены требования к системам огнетушения, а также к дополнительным запорным устройствам, главному электровыключателю, предупредительным фонарям, тормозам, вентиляционным устройствам, наливным горловинам, зеркалам заднего обзора и другим системам, обеспечивающим безопасность гонщика на различных категориях автомобилей.
Технические требования даны отдельными разделами для каждой категории, группы или формулы.
Введены новые общие требования, обязательные для автомобилей всех категорий: к топливу, которое ограничивается только торговыми сортами бензина без каких бы то ни было присадок, окислителю, в качестве которого в двигатель можно вводить только воздух из окружающей среды; шуму выпуска отработавших газов. Регламентировано применение тех или иных шин для автомобилей всех категорий. На машинах не допускаются шины с изменением заводского рисунка протектора, с наваренным протектором, имеющие повреждения протектора и каркаса. Указано, что комплектные колеса одной оси должны быть одинаковыми. Для автомобилей, участвующих в соревнованиях, разрешается устанавливать только шины отечественного производства (за исключением группы А-2 и формулы 3, па которых можно применять любые шины, а также формулы «Восток», где допускаются шины производства любой социалистической страны).
Требования к автомобилям категории «А» (группы 1, 2 и 2/1) изложены теперь более подробно и четко, а в основном соответствуют ранее действовавшим, за исключением некоторых пунктов. Так, для машин группы 1 дополнительно разрешены: обработка необработанных поверхностей коллекторов и каналов головки блока в пределах +4% от номинального размера, отключение системы подогрева смесительных камер карбюратора, отсоединение предусмотренных заводом регулятора тормозных усилий и сервоусилителей или установка этих механизмов на автомобили, которые ранее их не имели.
Запрещается для этой группы гильзовка цилиндров и расточка их более чем на 0,6 мм (а в допустимых размерах — с обязательным условием, что рабочий объем не выйдет за пределы класса).
Для автомобилей группы 2 введены следующие дополнительные требования. Не разрешается менять число, место расположения распределительных валов двигателя и систему их привода. Масляный насос может быть изменен лишь при сохранении его заводского корпуса (разрешается дополнительная обработка).
В процессе совершенствования тормозной системы не разрешается менять диски на барабаны и барабаны на диски, а также отказываться от заводских суппортов тормозов или как-либо видоизменять их.
Значительно расширен и изменен раздел, посвященный требованиям к специальным кроссовым автомобилям — багги (группа 9), что обусловлено развитием этих автомобилей в последующие годы. В нем определены основные конструктивные особенности, размеры и компоновка, подробно сказано о том, что разрешается при подготовке основных агрегатов и узлов багги.
Введен также новый раздел «Определения», где приведены однозначные толкования основных названий и терминов, применяемых в технике автомобильного спорта. Значительно расширены разделы, посвященные конкретно автомобилям различных групп.
В связи с ограничением уровня шума для всех автомобилей, участвующих в соревнованиях, технические требования (в приложении) содержат методику, по которой полагается замерять шум выпуска.
Новые технические требования в значительной мере исключают возможность различного толкования тех или иных ограничений или разрешенных переделок, построены в строгую логическую систему. Излагать их здесь подробно нет необходимости. Для понимания смысла технических требований следует также пояснить, что если в том или ином пункте Технических требований дается перечень разрешенных переделок, замен и дополнений, то все технические изменения, не указанные в этом перечне, безусловно запрещаются. Если же в пункте Технических требований дается перечень запрещений или ограничений, то все технические изменения, не указанные в этом перечне, безусловно разрешаются.

Владимир Коваленко:
Российская автомобильная федерация Ежегодник автомобильного спорта Том 2 Классификация итехнические требования КиТТ - Москва, 2006
КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЯМ, УЧАСТВУЮЩИМ В СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ (КиТТ)
Настоящий документ устанавливает спортивную классификацию автомобилей, участвующих в соревнованиях, и технические требования к этим автомобилям.
Технические требования содержат перечень ограничений, а также разрешенных изменений и дополнений при подготовке автомобиля к соревнованиям. Эти требования являются обязательными, и нарушение их влечет за собой наказание, предусмотренное Спортивным кодексом РАФ.
Если в том или ином пункте Технических требований дается перечень разрешенных переделок, замен и дополнений, то все технические изменения, не указанные в этом перечне, безусловно ЗАПРЕЩАЮТСЯ. Если же в пункте Технических требований дается перечень запрещений или ограничений, то все технические изменения, не указанные в этом перечне, безусловно РАЗРЕШАЮТСЯ.
Настоящий текст вступает в силу с 1 января 2006 года и одновременно отменяет все ранее выпущенные постановления, дополнения и разъяснения РАФ, касающиеся подготовки спортивной техники, выпущенные в период до 31.12.2005 года. Дополнения к Регламентам Чемпионатов, Кубков, Первенств и Трофеев РАФ, касающиеся технических требований, опубликованные в Приложениях к КиТТ относятся только к этим конкретным соревнованиям.
ГЛАВА 1
СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
1.1. Категория А - автомобили легковые серийные и созданные на их базе
— группа Н — серийные легковые автомобили (5000).
Примечание. Цифры в скобках здесь и далее указывают минимальное количество автомобилей, изготовленных за 12 последовательных месяцев
— группа Б - серийные легковые автомобили, подвергшиеся определенным изменениям или специально изготовленные с этими изменениями для лучшего приспособления их к условиям спортивных соревнований (1000).
— группа А - серийные легковые автомобили, подвергшиеся частичным изменениям по группе Б (5000).
— группа 5 (А-5) - специальные автомобили, созданные на базе групп Н, А, Б.
1.2. Категория Б - автомобили гоночные
группа Е — гоночные автомобили национальных формул. Классификация и технические требования публикуются отдельно.
1.3. Категория В - автомобили грузовые, полноприводные легковые и специальные для внедорожных и дорожных соревнований
— группа 9 (В-9) специальные кроссовые автомобили (багги);
- группа 10 (В-10) серийные полноприводные легковые и грузовые автомобили(5000);
- группа 11 (В-11) серийные неполноприводные грузовые автомобили (5000).
- группа Т5 специально подготовленные грузовые автомобили, в том числе полно-приводные.
Категория Т - автомобили полноприводные легковые и специальные для ралли-рейдов. Классификация и технические требования публикуются отдельно.
1.4. Категория Г - микроавтомобили карт
Классификация и технические требования публикуются отдельно.
1.5. Классы автомобилей
Автомобили всех групп делятся на классы по рабочему объему двигателя:
0 класс - до 350 см3 включительно
1 класс - свыше 350 до 500
2 класс - свыше 500 до 600
3 класс - свыше 600 до 700
4 класс - свыше 700 до 850
5 класс - свыше 850 до 1000
6 класс - свыше 1000 до 1150
7 класс - свыше 1150 до 1400
8 класс - свыше 1400 до 1600
9 класс - свыше 1600 до 2000
10 класс - свыше 2000 до 2500
11 класс - свыше 2500 до 3000
12 класс - свыше 3000 до 4000
13 класс - свыше 4000 до 5000
14 класс - свыше 5000 до 6000
15 класс - свыше 6000 см3.
ГЛАВА 2
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
...
2.1.10. Мономарка
Автомобили одной марки и модели (например, ВАЗ-2112-37, группа А/Н/«Лада», омологация РАФ 0116) готовятся в соответствии со специальными техническими требованиями. Допуск таких автомобилей в другие зачетные группы оговаривается Регламентом  соревнования.
Гоночные автомобили
2.2. Одноместные открытые автомобили, изготавливаемые малыми сериями или индивидуально и предназначенные для скоростных гонок на закрытых для дорожного движения трассах с твердым покрытием.
Модель автомобиля
26. Под моделью автомобиля подразумеваются автомобили данной марки, принадлежащие к одной производственной серии, характеризующейся специфическими конструкцией и очертаниями кузова, а также идентичной механической конструкцией двигателя и привода на колеса.
Группа Н
- серийные легковые автомобили
Общие положения
4.21. К этой группе относятся серийные легковые автомобили, оборудованные не менее чем четырьмя местами для сидения. При рабочем объеме менее 1000 смЗ допускаются двухместные автомобили.
4.22. Автомобили группы Н должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к автомобилям категории А (пп. 4.1.-4.20.), и требованиям безопасности (гл.3). Подготовка этих автомобилей заключается в нормальном уходе и более тщательной регулировке, а также в разрешенных изменениях и дополнениях, указанных в данном разделе.
Группа Б
- специально подготовленные легковые автомобили
Общие положения
4.74. К этой группе относятся серийные автомобили, которые могут быть подвергнутым дополнительным изменениям и доработкам для лучшего их приспособления к условиям спортивных соревнований. Число мест для сидения должно быть не менее четырех, однако автомобили с двигателем рабочим объемом менее 1000 смЗ могут быть двухместными.
4.75. Автомобили должны отвечать общим требованиям к автомобилям категории А (пп. 4.1-4.20) и требованиям безопасности (гл. 3). Разрешаются все изменения, допускаемые для группы Н, а также дополнения и изменения, изложенные в данном разделе.

Группа А
- серийные легковые автомобили, подвергшиеся частичным изменениям
4.138. К группе А относятся серийные автомобили, оборудованные не менее чем четырьмя местами для сидения. При рабочем объеме двигателя менее 1000 смЗ допускаются двухместные автомобили.
4.139. Автомобили этой группы должны соответствовать общим требованиям к легковым автомобилям (пп. 4.1-4.20) и требованиям безопасности (гл. 3). Допускаются все изменения и дополнения, разрешенные для группы Н и группы Б (пп. 4.74-4.87, 4.89-4.94, 4.100-4.137) при выполнении требований, изложенных в настоящем разделе.
Группа 5
- специальные легковые автомобили
4.141. К автомобилям группы 5 относятся специальные автомобили с закрытым кузовом, созданные индивидуально или на базе узлов и агрегатов отечественных легковых автомобилей заводского выпуска. Минимальное количество выпущенных автомобилей не ограничивается.
4.142. Автомобили группы 5 должны соответствовать требованиям безопасности(гл. 3) и общим требованиям к легковым автомобилям (кроме пп. 4.3 и 4.19). Для соревнований на дорогах общего пользования внешнее осветительное оборудование автомобилей группы 5 должно соответствовать требованиям ПДД.
4.143. Заводские конструкции автомобилей, их узлов и агрегатов могут подвергаться любым изменениям.
4.144. Расположение двигателя и других агрегатов в кузове не ограничивается, однако, в отделении водителя не допускается наличие вращающихся деталей трансмиссии, узлов подвески и рулевой трапеции, топливо— и маслопроводов, магистралейохлаждающей жидкости, если они не защищены герметизирующими кожухами.
4.145. Помещение водителя должно быть отделено от двигателя огнестойкой перегородкой. Отверстия в ней для прохода деталей управления и проводов должны быть минимально необходимого размера.
4.146. Разрешается применение привода на все колеса.
4.147. На автомобили этой группы полностью распространяются требования пп.6.34.1 и 6.36.1.
ГЛАВА 5
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГОНОЧНЫМ АВТОМОБИЛЯМ - КАТЕГОРИЯ Б
Публикуются отдельно в Приложениях 23-25.
4. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Официальные соревнования РАФ по АКГ проводятся в следующих классах легковых автомобилей:
4.1. Лада - Калина
Автомобили ВАЗ - 1119-37 «Калина» производства АО АвтоВАЗ с рабочим объемом двигателя до 1400 см3.
4.2. ЛАДА
Автомобили ВАЗ - 2112-37 производства АО АвтоВАЗ с рабочим объемом двигателя до 1500 см3.
4.3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ
Автомобили ВАЗ — 2112 массового производства с рабочим объемом двигателя до 1600 см3.
4.4. ТУРИНГ - ЛАЙТ
Автомобили массового производства с рабочим объемом двигателя до 1600 см3.
4.5. ХОНДА СИВИК
Автомобили HONDA CIVIC Type R с рабочим объемом двигателя до 2000 см3.
4.6. СУПЕР ПРОДАКШН
Автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 см3, подготовленные на базе транспортных средств массового производства.
4.7. ТУРИНГ.
Автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 см3, подготовленные на базе транспортных средств массового производства с рабочим объемом двигателя от 1700 см3 до 2300 см3.

Антон Сумин:
Во, подарок пригодился...

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии