Форум истории автоспорта > История
Категории и классы гоночных автомобилей
Алексей Рогачев:
В этом графике не указаны чемпионаты мира, проводившиеся в 1925-1928 гг. А год возникновения серии AAA - это вообще дело темное...
Владимир Коваленко:
Я не уверен, что тогда это была именно серия. Возможно, именно в "серийном" мышлении современных историков заключаются многие их проблемы. Организация ААА возникла в определённом году и тогда же наверняка стала санкционировать те или иные гонки, не более. Потом они решили определять сильнейшего среди тех, кто участвует в санкционируемых ими гонках. Для этого выбрали либо все свои гонки, если их было немного, либо только некоторые. Ситуация 1950 года, не правда ли? Определили чемпиона. Понравилось. И, насколько я знаю, решили задним числом определить чемпионов предыдущих лет проведения гонок, санкционированных ААА. Определили. Проблема у "серийного" подхода возникает в том, что считается, что гонщик должен участвовать в серии, а раз серии тогда не существовало, то и участвовать в ней он не мог, но ведь его записали же в чемпионы. Ловушка как раз и заключается в том, что даже первый чемпионат не был гоночной серий в современном понимании, как его сейчас и воспринимают. Это было просто выявление лучшего гонщика. Поэтому, если есть информация о том, что в таких-то годах до проведения первого чемпионата чемпионами стали такие-то гонщики, их просто надо считать чемпионами, только без лавров.
Владимир Коваленко:
Начало - http://f1.pluto.net.ru/forum_posts.asp?TID=265&PN=1&TPN=5:
--- Цитата: Владимир Коваленко ---7ТВ будет показывать в прямом эфире гонки чемпионата мира среди легковых автомобилей (то, что с лёгкой руки "евроспортовских" комментаторов стали называть классом "Туринг"). В ближайшее воскресенье обе гонки в Монце будут показывать с 17.00 до 19.00 мск.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Сергей Беднарук ---Ну, это и есть Туринг.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Владимир Коваленко ---А что такое "Туринг"? Подозреваю, что никто не сможет дать внятный ответ на этот вопрос. Особенно, если предложить вписать этот термин в общую картину развития автоспорта.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Сергей Беднарук ---Турингом сейчас называют гонки легковых или, как их еще называют, кузовных автомобилей. Даже российский кузовной чемпионат сейчас официально называется Турингом.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Владимир Коваленко ---Я знаю, что сейчас называют "Турингом", но завтра это назовут "Кастингом", а послезавтра - "Герингом". Коммерческие названия приходят и уходят, а суть всегда остаётся. По сути есть категории, делящиеся на классы. То, что называют "классом "Туринг"" - это на самом деле категория легковых автомобилей. Я понимаю, что, по большому счёту, сейчас это никого не волнует, так что должен быть хоть кто-то, кто будет сохранять осмысление сути среди сиюминутных желаний сильных мира сего.
Я могу ошибаться в своих оценках, но до сих пор мне никто внятно не смог возразить. Хотя и поддержки никто не высказал. С сумасшедшими никто не хочет связываться.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Сергей Беднарук ---Но мы же спокойно используем название "Гран Туризмо"?
--- Конец цитаты ---
Это название подкатегории категории спортивных автомобилей, как я понимаю. На самом деле это среднее между категориями легковых и спортивных автомобилей, но первые автомобили ГТ появились именно как спортивные.
Суть, о которой я говорю, заключается в том, что все автомобили, участвующие в соревнованиях, можно разделить на несколько основных групп, которые можно назвать категориями. Это гоночные автомобили, спортивные, легковые и грузовые. Возможно, где-то и существуют "официальные" определения, но по логике вещей легковые автомобили в автоспорте - это автомобили, в компоновке и внешнем виде которых сохраняются основы определённых серийных моделей для массового пользователя. То есть даже автомобили ДТМ и НАСКАРа можно отнести к легковым, хотя они строятся в единичных экземплярах по специальным технологиям. Но кузова их хотя бы соответствуют серийным моделям.
Это легковые автомобили, и в этом названии чётко и просто отражается суть категории.
Слово "туринг" пришло, надо полагать, из английского языка, где оно закрепилось, возможно, в начале ХХ века. Я встречал в первоисточниках конца XIX- начала ХХ века на французском языке это же слово идумаю, что тогда под "туристским" автомобилем понимали автомобиль для путешествий, способный надёжно преодолевать большие расстояния и имевший относительно высокую степень удобства водителя и пассажиров. Первые гонки на "приз туриста" - "Турист Трофи" - проходили, однако, в 1903-1904 годах, и на фотографиях отчётлива видны отличия автомобилей-участников от типичных гоночных автомобилей того времени: это самые что ни на есть "бытовые" машины.
Такие же автомобили допускались на старт первых 24-часовых гонок в Ле-Мане, пока кто-то, вероятно, не догадался спроектировать такую модель, которая и была бы серийной, и несла бы в себе повышенные скоростные возможности. И тогда появилась категория спортивных автомобилей, то есть ДОРОЖНЫХ СКОРОСТНЫХ.
Так что истоки категории ЛЕГКОВЫХ автомобилей следует искать именно в начале двадцатых годов. Но тогда она плавно перетекла в спортивную категорию, и только в пятидесятые стали появляться настоящие гонки СЕРИЙНЫХ автомобилей. В Америке это были те самые "stock cars", в Англии - "production cars". Но, насколько я могу судить, не было понятия "touring cars". Доподлинно известно, что эта категория в Британии называлась "saloon cars" в начале шестидесятых, а вот потом, возможно, и появились "туринги".
Описывая какой-то конкретный сезон, для корректности восприятия, конечно, следует оперировать существовавшими тогда терминами, но термины, как оказывается, приходят и уходят, а общие принципы категории остаются.
В советские времена эти самые "туринги" легковыми и называли. Что изменилось принципиально? Я полагаю, что ничего. И не вижу смысла калькировать иноземные названия, когда для передачи смысла есть когда-то установившиеся грамотные термины.
Конечно, в названии конкретной серии можно оставить любые характерные слова, но подменять ими термины, отражающие суть, неграмотно.
Я имею в виду, что, наверное, можно называть серию "Туринговый чемпионат мира", но если вести речь о классе, то он будет двухлитровым (верно?), а "туринг" - это второстепенный синоним названия категории легковых автомобилей.
Владимир Коваленко:
Серёжа, если будет возможность, прокомментируй, пожалуйста.
Да и ещё если кто хочет - добро пожаловать!
Кристобаль Хунта:
интересно что voiturette переводится с французского как повозочка или тележка в то же время cyclecar-малолитражный автомобиль.
Причем в протоколах и первые и вторые названия фигурируют вместе. Почему такая неграмотность: "заезд тележек и малолитражных автомобилей"?
И еще: французский язык тогда был наверно международным, но все же интересно употреблялись ли в других странах названия альтернативные voiturette. Вот мне пару раз попадались названия vetturette (итал). Интересно как эту категорию обзывали англичане и немцы.
Навигация
Перейти к полной версии