Форум истории автоспорта > История
Категории и классы гоночных автомобилей
Сергей Мингазов:
--- Цитата: Сергей Мингазов от Августа 31, 2014, 01:42:59 ---Могу предложить такой вариант: выделить основной элемент официальной классификации и базироваться на нем. Таким основным элементом проще всего принять группы и, чтобы избежать постоянных реформ ФИА, называть их по названию, а не номеру или литере. То есть, например, BMW M1 Procar - не "машина группы 5", а "специальная серийная машина" ( в данном случае - подготовленная на основе машины гран-туризмо, BMW M1). Как в любой попытке унифицировать историю, придется сделать несколько допущений, но если помнить о них, то в принципе ничего страшного не произойдет.
Первое допущение - можно приравнять категории периода 1926-1951 годов к группам периода 1952-2014 годов. По сути, и те и другие выполняли одну функцию, но группы стали более универсальным методом классификации. То есть в период 1926-1951 годов существовали туристические, спортивные и гоночные машины; с 1952 года - я все-таки выяснил год точно - ФИА выделялись серийные туристические машины нормальной серии, серийные туристические машины серии "Гран-туринг", серийные туристические машины специальной серии, серийные спортивные машины, спортивные машины и гоночные машины. То есть это просто более развитая классификация, которая вполне может считаться преемственной.
--- Конец цитаты ---
Составил приблизительную схему эволюции групп:
Основные единицы классификации - группы, объединяющие их "шапки" - это категории. Внутри групп существовали еще классы по объему двигателя, но их сюда включать ни к чему. Эту схему можно использовать для ориентирования в исторических машинах: читаем, что в 1968 году ФИА в чемпионате производителей ограничила объем двигателей машин группы 4 пятью литрами, а группы 6 - тремя литрами, смотрим в схему и получаем представление, что это за машины. В будущем можно будет проиллюстрировать каждую группу фотографиями.
Схема приблизительная, потому что у меня нет уверенности, что я правильно интерпретирую некоторые классы и их переходы друг в друга. Чтобы полностью понять схему эволюции, нужна помощь инженеров, строивших спортивные машины в те годы, ну или каких-нибудь очень хороших историков. И еще кого-нибудь из современных инженеров, потому что начиная с 90-х годов классификация стала очень запутанной - разобраться, что такое все эти CL1 или GT3, очень непросто, не говоря уж о том, что в группах появились подгруппы. И нужно уточнить временные периоды, пока я смог это сделать только для 60х-70х.
Сергей Мингазов:
http://web.archive.org/web/20000929110551/http://www.fia.com/Homologations/Voit_Num.html - список машин, омологированных ФИА на 2000 год. В группе А (туристические машины, а по-РАФовски, класс "туринг") фигурируют LADA 2105, LADA 2108, LADA-SAMARA 21083, AZLK 2141, LADA (BA3-21074), TAVRIA (ZAZ-1102) и LADA 110-2,0 (VAZ-21106).
Сергей Мингазов:
Восстановил эволюцию 2000-х годов и обновил схему:
Теперь существенные пробелы только в 1930-х - 50-х и в 1980-х - 90-х
Сергей Мингазов:
Надеюсь, никого этим не отвлекаю. Просто пытаюсь сделать схему более понятной. Не обращайте внимания.
Сергей Мингазов:
В общем, я сделал ветку http://forum.f1news.ru/index.php?/topic/70022-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bb%d0%be%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-j-%d0%b8-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%b8%d1%84%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d1%84%d0%b8%d0%b0/ и выложил туда эту схему. Попробую потом активизировать там обсуждение и привлечь тамошних болельщиков разных серий, чтобы понять, насколько я прав в своих выводах, получить какие-то поправки.
Навигация
Перейти к полной версии