Форум истории автоспорта > История

Категории и классы гоночных автомобилей

<< < (24/43) > >>

Алексей Грушко:
То, как расписал Сергей по "Листеру" - правильно и к этому надо стремиться, но в целом такая задача невыполнима (на данный момент, так уж точно), так что ориентация на документацию ФИА пока не имеет смысла. Тем более, что не всегда всё содержит документация ФИА.
Написав "подкатегория", я имел в виду следующее - например, условно все спортивные автомобили можно поделить на ГТ и прототипы - вот имеем две подкатегории, внутри которой уже существуют классы по объёму двигателя и степени доработки. Или категория "гоночные автомобили" включает в себя подкатегории "моноформулы", "спринткары", "миджеты" и т.п.

Владимир Коваленко:

--- Цитата: Алексей Грушко от Августа 22, 2014, 02:38:57 ---Написав "подкатегория", я имел в виду следующее - например, условно все спортивные автомобили можно поделить на ГТ и прототипы - вот имеем две подкатегории, внутри которой уже существуют классы по объёму двигателя и степени доработки. Или категория "гоночные автомобили" включает в себя подкатегории "моноформулы", "спринткары", "миджеты" и т.п.

--- Конец цитаты ---


Серёжа, совпадает это с тем, что ты называешь группой?

Сергей Мингазов:

--- Цитата: Владимир Коваленко от Августа 22, 2014, 01:01:28 ---Тогда что такое категория, подкатегория и группа? Если мы получим определение, будет проще разбираться дальше.

--- Конец цитаты ---
Категория - это самая высокая ступень классификации, разделяющая автомобили на наиболее крупные объединения. Признаком разделения вначале (1926-1953) служил тип кузова машины (туристические, спортивные, гоночные), а с 1954 года до нашего времени признак по типу кузова комбинируется с признаком по серийности машины. Эти признаки перекликаются друг с другом, так как большая серия производства обычно означает штампованный кузов с крышей и другие признаки дорожного автомобиля, а меньшая серия - пространственную раму или карбоновый монокок и другие эксклюзивные решения, поднимающие скорость машины. Количество категорий менялось: так, с ~1961 по 1965 в отдельную категорию выделена группа "гран-туризмо", в 1976-~1986 все группы ужаты в две категории, а с конца 1980х вновь появилась третья категория - грузовики. Категории состоят из групп.

Группа - это вторая ступень классификации, и она является основной. В 1926 году разделение по группам не существовало, оно появилось, предположительно, в 1950-1954 годах. Признаком разделения является в первую очередь серийность машины, а во вторую - особенности конструкции, такие как количество мест и тип кузова. Упрощенно, группы делят машины на полностью серийные (не отличающиеся от продаваемых массовым тиражом), серийные улучшенные (в которых разрешается поменять ограниченное количество узлов), серийные измененные (в которых разрешается менять всё, кроме кузова), малосерийные (производящиеся партией не меньше N штук), малосерийные улучшенные, произведенные очень маленьким тиражом (например, 25 штук), прототипы (опытные образцы машин, не идущие в серию), единичные, одноместные (формулы) и, наконец, свободные формулы (разрешена любая конструкция). Отдельной строкой в последние 25 лет идут группы, входящие в III категорию - грузовики. Группы - самая важная классификация, поскольку они являются основными для регламентирования конструкции машин, предъявления к ним требований ФИА. Понятно, что к серийным машинам нельзя применять те же требования, например, насчет каркаса безопасности, что и к единичным, а к кузовным - те же, что к формулам. Философски говоря, сейчас группы выполняют ту же функцию, что до войны выполняли категории (туристические-спортивные-гоночные), но видов машин стало намного больше. И сейчас именно группы фактически охватывают всё многообразие машин, которые могут участвовать в международных гонках, и разделяют его на удобные для регламентирования части. О многом говорят даже названия современных групп, такие как "серийные машины", "туристические машины", "гранд-туризмо", "спортивные машины", "международные формулы", "свободная формула", "гоночные грузовики". Группы составляют категории, а сами делятся на классы и регламенты.

Классы - это третья ступень классификации. Тут всё просто: все машины, входящие в каждую из групп, делятся по объему двигателя. Это позволяет разграничивать более мощные и менее мощные машины. Классы существуют в принципиально неизменном виде с 1926 года, и еще до этого использовались организаторами гонок. Это конечная ступень классификации ФИА.

Но, помимо классов, в группах существуют различные другие разделения. Причиной этого является большое разнообразие машин и форматов соревнований. Например, серийные, значительно измененные, машины, выступают и в ралли, и в кольцевых автогонках - поэтому, несмотря на почти одинаковые конструкции, к ним нужно применять разные требования. А "свободная формула" настолько широкое понятие, что к ней относятся и прототипы, и ДТМ, и классические формулы - поэтому она делится на три подкласса: "силуэты", имитирующие серийные машины, двухместные "спортивные машины", и одноместные машины.

И, наконец, регламенты. Регламенты - это конкретные требования к машинам, предъявляемые организатором соревнования (чемпионата, серии, гонки). В наше время это многостраничные документы, регулирующие конструкцию машины до последнего винтика. Но любое международное соревнование подчиняется Международному спортивному кодексу, поэтому любая машина должна подчиняться требованиям, которые ФИА предъявляет к машинам, а значит, иметь какое-то место в классификации. Таким образом, технические регламенты соревнований можно разложить по категориям, группам и классам, и каждому регламенту, будь то ДТМ, GP2 или ралликросс, найдется свое место в каком-то классе какой-то группы какой-то категории. Это место обязано найтись, иначе разрушится вся система обеспечения ФИА безопасности в автоспорте.

Алексей Грушко:
Вот, в написанном Сергеем есть две вещи, по которым мне не нравится классификация ФИА:
1. Она имеет отношение только к международным соревнованиям, но есть ещё и местные, которые также надо вписывать в систему классификаций. Например, спринткары.
2. "Свободная формула", куда летит всё подряд, что не вписывается в старую систему - тот же ДТМ, Индикар и т.д.

Сергей Мингазов:

--- Цитата: Владимир Коваленко от Августа 22, 2014, 02:54:07 ---
--- Цитата: Алексей Грушко от Августа 22, 2014, 02:38:57 ---Написав "подкатегория", я имел в виду следующее - например, условно все спортивные автомобили можно поделить на ГТ и прототипы - вот имеем две подкатегории, внутри которой уже существуют классы по объёму двигателя и степени доработки. Или категория "гоночные автомобили" включает в себя подкатегории "моноформулы", "спринткары", "миджеты" и т.п.

--- Конец цитаты ---
Серёжа, совпадает это с тем, что ты называешь группой?

--- Конец цитаты ---
Принципиально совпадает, но насчет деталей я бы внес поправку. Спортивные автомобили на протяжении большей части истории - это машины, специально построенные для гонок, в небольшом количестве, скажем, 10-50 штук. Этим они отличаются от туристических, которые являются серийными или подготовленными на основе серийных. "Гранд-туризмо" со времен своего появления и до наших дней - это именно переделанный серийный автомобиль, то есть он ближе к туристическим. Те машины, которые сегодня попадают в классы GT и GT3, выступают в "Бланкпайн" - это кузова серийных машин, по-моему еще блок цилиндров, и модифицированное всё остальное. То есть ГТ и прототипы - это действительно группы, давно являющиеся частью классификации, а поправка в том, что они на протяжении большей части истории относились к разным категориям. А в целом да, Алексей описал именно то, что я - а вернее, ФИА - называет группами.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии