Форум истории автоспорта > История
Категории и классы гоночных автомобилей
Владимир Коваленко:
Под гоночными в данном случае для краткости подразумеваются автомобили для участия в гонках. Скорее всего, в тексте затем под гоночными будут подразумеваться именно гоночные (то есть отличающиеся от спортивных, легковых, грузовых и прочих автомобилей - в основном, одноместные и открытые).
Вопросов тут очень много. Суть одна: понять, когда и при каких обстоятельствах появились те или иные категории и классы автомобилей, и чем они отличались друг от друга в разное время.
Занимаясь "малыми" классами и в частности - тем классом, которые по-английски называется "cyclecars" - я вдруг вспомнил об автомобиле, который мы все прекрасно знаем под прозвищем "инвалидка" и который идеально подходит под определение вот этого самого "сайклкара". И называлось это детище Серпуховского мотоциклетного завода (если не ошибаюсь) МОТОКОЛЯСКОЙ. Хотелось бы найти историю этой машины, а в ней - историю самого понятия мотоколяски. Подозреваю, что именно так есть смысл переводить слово "cyclecar". Ранее, напомню, в публикациях употреблялось слово "мотоциклетка".
***
Класс "вуатюретт" появился в конце XIX века. В данный момент я занимаюсь восстановлением последовательности событий.
1. Леон Болле в 1896 году начал строить серию трёхколёсных автомобилей, которые он назвал "Vioturette". Это было название модели.
Я сначала хотел собрать как можно больше фотографий иных машин образца 1896 года, чтобы сравнить их с трициклом Болле и выделить те характерные детали, чем она от них отличалась, но потом подумал, что в этом нет смысла, ибо она, может, чем-то и отличалась, но это не были отличия определённой группы автомобилей, имеющих характерные сходства.
2. Но на самом деле чем-то они принципиально от машин отличались, ибо уже в гонке "Париж - Марсель - Париж" 1896 года можно не только впервые встретить деление автомобилей участников на категории/классы, но у обнаружить, что только автомобили "Болле" выделены в отдельную категорию С (А - нормальные автомобили, В - мотоциклы, а С - "недоделанные" (?) автомобили).
3. В статистике гонок 1897 года уже вовсю идёт деление на автомобили, трициклы и "вуатюретки". Чем "Вуатюретт" Болле отличалась от трицикла - не знаю. Но из этого видно, что такой класс уже опеределился. Похоже, разница обнаружилась в массе. Трёхколёсные мотоциклы были всё-таки мотоциклами, а трицикл "Болле" - автомобилем, но чрезвычайно простым и лёгким, чем и обращал на себя такое внимание.
4. Теперь надо понять, когда идею лёгкого автомобиля подхватили другие конструкторы.
5. Наконец, я встречал упоминание о том, что АКФ, принимая технические требования к участвующим в гонках автомобилям, официально выделил лёгкий класс и ничтоже сумняшеся назвал его "voiturette". Вероятно, настолько новаторской и своевременной идеей была конструкция Болле.
6. После этого остаётся отслеживать развитие требований к классу и внешние отличия "вуатюреток" от автомобилей.
7. Занимаясь историей мотоколясок, я обнаружил частые упоминания о том, что примерно к 1910 класс "вуатюреток" практически вымер. Но почему - пока не понял. Их нишу на рынке заняли как раз мотоколяски. Возможно, получилось так, что технологии позволили снизить цену больших автомобилей до примерного уровня малых, и необходимость в последних просто отпала. И тогда придумали совсем уж примитивные конструкции - мотоколяски. Но и они прожили лишь около десятка лет. Их погубила сначала модель Т "Форда", которая была очень простой, а из-за конвейерной сборки - ещё и довольно дешёвой; а потом модель "Остин-7". Это произошло в начале 20-х годов. Так я понял. Тогда сформировался класс лёгких автомобилей и линейка рабочих объёмов двигателя: 850, 1100, 1500... Но это всё нуждается в более детальном изучении.Владимир Коваленко38190,4950231481
Владимир Коваленко:
В 1898 модель автомобиля фирмы "Decauville" (как правильно по-русски?) называлась "Voiturelle":
...а модель фирмы "Cottereau" - "Voiturine":
По правилам АКФ 1898 года под "вуатюретки" подпадали автомобили массой не более 400 кг.
Алексей Рогачев:
--- Цитата: Владимир Коваленко ---В 1898 модель автомобиля фирмы "Decauville" (как правильно по-русски?)
--- Конец цитаты ---
По-русски - "Дековилль".
Владимир Коваленко:
А "Cottereau" наверняка - "Коттеро".
Алексей Рогачев:
Точно
Навигация
Перейти к полной версии