ГонкиОчень часто про гонку известно сведущее – название, дата, автодром, минимальные результаты. В принципе, для начала поиска этого достаточно.
Во-первых, что делать, если результаты у нас неполные:
1. Попробовать покопаться в собственной библиотеке – книги и журналы. Очень помогает заранее составленный каталог библиотеки. Плюс посмотреть свой электронный архив - часто так бывает, что при больших объемах информации мы о чем-то забываем. Или нужная нам информация находится в папке [Не отсортированное].
2. Посмотреть на следующих сайтах:
www.silhouet.com/motorsport (результаты различных гонок всех времен и народов)
http://drive.to/formula1results (результаты почти всех гонок с 1894 по 1949, а также всех гонок Ф-1 с 1950 по 2004)
http://user.tninet.se/~aiq291w/F2_Index.htm (результаты гонок Ф-2, Targa Florio и Ле-Мана)
http://wsrp.wz.cz/ (большая база результатов кузовных гонок, спортпрототипов и спортивных машин)
http://www.wspr-racing.com/wspr/results/ (большая база результатов кузовных гонок, спортпрототипов и спортивных машин)
www.motorsport.com (CART, IRL и т.д.)
www.motorsportsalmanac.com (Ф-1, Trans-Am и другие американские чемпионаты)
www.formel3register.de (гонки немецкой Ф-3)
www.ifrance.com/F1GT/ (гонки ЧМ Ф-1)
http://stat.f1news.ru/ (гонки ЧМ Ф-1)
http://www.racing-reference.com/wc.htm (гонки NASCAR)
www.kolumbus.fi/leif.snellman (результаты гонок 1934-1940 годов)
www.jmfangio.org (гонки с участием Фанхио)
www.tasman-series.com (Тасманская серия)
www.grandprix.com/gpe (гонки ЧМ Ф-1)
www.gpracing.net192.com (гонки ЧМ Ф-1)
http://www.sergent.com.au/ (гонки в Новой Зеландии)
http://www.oldracingcars.com/ (3-х литровая Ф1, Ф5000, Can-Am, Тасманская серия)
www.forix.com (обширная база данных по гонкам ЧМ Ф-1)
Список сайтов по гонкам в странах Восточной Европы спросите у Sourceress’a (Алексей Рогачев) или посмотрите на его сайте.
Забегая вперед, следует сказать, что на последних восьми сайтах содержится и описание событий, происходивших на трассе.
3. Воспользоваться услугами следующих поисковых систем:
www.yandex.ru www.rambler.ru www.google.com www.yahoo.com www.altavista.com Почему их надо использовать? Если гонка малоизвестна широкой массе и носила преимущественно локальный характер, она в вышеприведенный список сайтов не попала. Но вполне может находиться на сайте какого-нибудь энтузиаста истории автоспорта в своей стране или местности. Желательно использовать не один поисковик, а несколько – не все сайты могут быть прописаны, например, на Яху или Гугл.
4. Только в том случае, если по первым трем пунктам у вас полное отсутствие результатов, спросите на этом форуме, на форуме журнала «Формула» -
www.formula-one.ru/cgi-bin/ik_2/ikonboard.cgi (Раздел «История Ф1») или на The Nostalgia Forum -
http://forums.atlasf1.com/forumdisplay.php?forumid=10 . Но сначала попробуйте провести поиск по этим форумам. Наверняка напрашивается вопрос – а почему сразу не спросить? Можно, конечно, и вам, скорее всего, ответят, но: это может войти в привычку, и вы привыкните выезжать на чужих знаниях, не приложив ни грамма своих усилий, да и истрики со временем не очень охотно начнут делиться информацией, увидев в вас исключительно потребителя, который ничего (прошу не путать с «мало что») не может дать взамен. К тому же это поможет проверить личный интерес к исследованию истории – если вам лень заниматься поиском информации, то интерес, скорее всего мимолетный (оригинальные мысли по этому поводу принадлежат Владимиру Коваленко
, с которым в этом вопросе я согласен).
Что можно отнести к
полным результатам? Наличие:
Заявочного листа (пилот, его страна, номер, команда, автомобиль, номер шасси, двигатель, шины)
Результатов квалификации (если квалификация проходила в несколько дней – протокол каждого дня)
Расстановка стартового поля (в случае, если гонка гандикапная – порядок выезда на трассу и временные интервалы между пилотами – собственно, гандикап)
Финишный протокол (количество пройденных кругов, время гонки)
Список не финишировавших (с указанием причины схода или дисквалификации)
Круги лидирования (в идеале – наличие покруговой диаграммы гонки)
Быстрейшие круги в гонке (в идеале - показанные каждым пилотом).
Порой так бывает (и чем больше лет прошло со времени проведения гонки, тем выше вероятность этого), что часть этих данных отсутствует. Порой этих данных нет вообще уже в природе или не было на момент проведения гонки. В этом случае просьба не расстраиваться. Также в процессе поиска можно наткнуться на какую-то дополнительную информацию, что не может не порадовать.
Ну вот, предположим у нас есть полные (или максимально возможно полные) результаты гонки. Т.е. сухие цифры, статистика, которая не может адекватно отобразить события, происходившие на трассе. Возьмем, к примеру, Большой Приз Монако 1950 года – на первом круге сошло 9 пилотов. А почему и как это произошло, статистика сказать не может. Или Большой Приз Италии 1967 года – победил Сертиз на «Хонде», а Кларк на «Лотусе» финишировал третьим. Посмотрев на результаты, сложно сказать, почему это считается одной из гонок Джима Кларка. Т.е. мало иметь результаты и считать общую статистику (хотя сам и питаю любовь к этому делу), интересно так же и разбирать непосредственно события на трассе.
Каков же в данном случае порядок поиска информации? Опять же, смотрим личную библиотеку, электронный архив, смотрим вышеуказанные сайты, активно пользуем поисковики. В любом случае, получаем информацию.
Стоящая информация очень часто оказывается на иностранном языке. Самый распространенный язык (кроме русского), который знает общественность – это английский. Но не обязательно, что вся найденная информация в Интернете будет именно на этом языке – местные гонки обычно встречаются на локальных сайтах и рассказ про них тоже на местном языке. Но это еще не повод пренебрегать информацией на немецком, французском, итальянском, испанском, японском и других языках. На сайте
www.altavista.com есть опция Translate, при помощи которой можно переводить все эти сайты на более привычный английский. Конечно же, перевод будет не идеальный, но это все же будет лучше, чем ничего. К тому же, если попробовать вчитаться в оригинальный текст и сравнить с переводом, порой можно внести коррективы. Ну и это может стать дополнительным стимулом для изучения иностранных языков!
Как искать? Думаю, процедуру поиска по литературе описывать не стоит. А вот Интернет – рискну поделиться опытом. Для начала прописываем в строке поиска оригинальное название гонки – к примеру, XIe Grand Prix de Monaco 1950. После этого обработки этих результатов, пишем название по-английски – Grand Prix Monaco 1950. Потом пишем название трассы совместно с годом, к примеру, Silverstone 1950. Ну и обязательно надо глянуть на результаты, которые появятся после ввода в строку поиска фамилии победителя и года проведения гонки (в случае, если это довольно известный пилот, рекомендуется добавить трассу). Не ленитесь просматривать все результаты поиска! Самое интересное может содержаться как раз в районе 100-200 страницы.
Понимаю, что сложно. Но никто и не обещал, что исследование – это легко.
Кстати, если у вас неполные результаты, в тексте могут встречаться упоминания о результатах тех или иных пилотов.
После того, как у вас скопился определенный объем информации, следует его перечитать. Прочитав всю информацию, ее следует обработать – перевести и скомпоновать литературный рассказ. Естественно, после чтения и перевода у вас сложиться собственный взгляд на эти события. Постарайтесь его сделать как можно более объективным, с учетом того, что вы не были свидетелем тех или иных событий. Особенно, если одно и тоже событие трактуется по-разному в разных источниках. Можно попытаться путем логических умозаключений выбрать верную трактовку.
Перевод и компоновка информации, тем не менее, не означает, что исследование закончено. Если у вас есть покруговая диаграмма гонки, можно ее проанализировать и сделать выводы про: обгоны, проблемы с техникой у пилотов (значительная потеря позиций), пит-стопы (понижение позиции, потом возврат на нее на фоне изменений других пилотов), плотность борьбы (если пилоты часто меняются между собой местами). Кроме того, опираясь на результаты гонки, порой можно проанализировать плотность борьбы на трассе, сделать выводы про превосходство тех или иных пилотов. Также можно подумать, почему сильный пилот показал неожиданно невысокий результат, сопоставить с предыдущими событиями в гоночном сезоне…
Но и это еще не все! Для полноты картины не хватает картинок (простите за каламбур). Замечательно, когда доступны фотографии гоночных событий и программка соревнований. Но фото нужны не только для красоты – их внимательное изучение может понять некоторые события или дать ответы на некоторые вопросы. Кстати, о вопросах. После того, как вы полностью обработали всю имеющуюся информацию и даже написали об этом рассказ, иногда всплывают некоторые неясные моменты (например, о чем спорит принц Бира с маршалом трассы во время БП Монако 1950?). Постарайтесь четко сформулировать все вопросы и (желательно) свои умозаключения на этот счет. А потом все это положит в качестве сообщения на один из вышеуказанных форумов. Владимир (классик жанра
, с которым я опять же согласен) считает, что сначала стоит спросить на русскоязычных форумах, а потом уже тревожить TNF – так получается более вежливо по отношению к русскоязычным истрикам, которые тоже не лыком шиты.
Ну и последнее, без чего исследование про гонку мне кажется неполным, это изучение трассы, на которой все проходило. Определенную информацию про трассу можно получить в процессе поиска информации про гонку. Дополнительную информацию можно получить на официальном сайте трассы. Ну, а если трасса малознакома широкой общественности, следует глянуть по таким четырем адресам:
www.etracks.freeserve.co.uk www.gdecarli.it www.racingcircuits.net www.silhouet/motorsport (раздел про трассы)
В идеале – опять же, написание литературного рассказа про трассу, или хотя бы небольшой заметки.
Таким образом, можно предложить следующую структуру Profile (я так и не смог найти адекватного короткого аналога этому слову в русском языке) гонки:
Название на русском и английском языках, страна проведения гонки
Дата гонки, день недели, погодные условия, количество зрителей
Название трассы с ее полным месторасположением
Длина круга, количество кругов, длина дистанции
Заявочный лист, результаты квалификации (гандикап), стартовое поле (порядок старта), финишный протокол, не финишировавшие, круги лидирования, быстрейшие круги
Рассказы про трассу и непосредственно про гоночные события.
Вроде бы все.