Форум истории автоспорта > История

Эпоха гоночных серий

(1/1)

Владимир Коваленко:
Эта тема будет посвящена особенностям системы гоночных серий, началом господства которой можно считать 1981 год, когда была создана самая существенная серия - "Формула-1", - показавшая всем остальным путь дальнейшего развития. Де-факто и гонки гран-при годом ранее, и многие другие соревнования существовали в форме серий или находились на подступах к этому, но именно отмена личного чемпионата мира и сведение гонок гран-при в единое соревнование послужило решающим событием.
Сейчас мы имеем систему замкнутых на себя серий с индивидуальными правилами и жёсткой конкуренцией. В принципе, рынок автогонок поделен, но в свете понимания системы серий надо осознавать, что каждая новая серия - это, в большей степени, возмутитель спокойствия при делёжке денег, который оттягивает часть денег, которые тем или иным образом платят болельщики, на себя, поэтому от других участников делёжки требуется либо защищаться и возвращать свою аудиторию, либо искать всё новых и новых "доноров".
Главная цель этой темы - обратить внимание болельщиков на то, что особенности системы серий соврешенно не характерны для предыдущих периодов истории автоспорта, которые можно поделить на эпоху зарождения и развития гоночных классов (1894-1940) и эпоху расцвета гоночных классов и развития гоночных серий (1945-1980).
Для начала - один из заголовков текущих новостей: "Хозяин Ф1 хочет провести ночную гонку". Интересно, что можно найти полную противоположность данной ситуации в истории чемпионатов (которые, в отличие от серий, характеризуются отсутствием централизации спортиной, технической и коммерческой власти). Известно, что мировые первенства АИАКР 1928-1930 годов провалились из-за того, что МСК устанавливала такие правила проведения зачётных гонок, которые не устраивали организаторов самих гран-при, и те просто-напросто игнорировали требования АИАКР.
Скажем, АИАКР объявляла условия определения чемпиона на предстоящий год. В этих правила были следующие основные принципы: а) претенденты должны принять участие в определённом наборе гонок; б) каждая гонка должна проводиться для указанного класса автомобилей. Коль скоро организаторы предпочли проводить свои гонки для других классов, потому что понимали, что не смогут набрать достаточного числа участников класса, предписанного АИАКР, эти гонки автоматически исключались из зачёта чемпионата мира, ведь АИАКР не могла диктовать свои условия организаторам гонок. В этом принципиальное отличие чемпионатов от серий.
Сейчас все гонки каждой серии обезличены, и в некоторых даже и не делаются попытки придать им какую-то индивидуальность, а, скажем, в "Формуле-1" историческая индивидуальность некоторых гонок усиленно поддерживается, хотя, может быть, если этих усилий не предпринимать, вся индивидуальность быстро сойдёт на нет.

Андрей Безбожный:
 
--- Цитата: Владимир Коваленко ---Главная цель этой темы - обратить внимание болельщиков на то, что особенности системы серий соврешенно не характерны для предыдущих периодов истории автоспорта, которые можно поделить на эпоху зарождения и развития гоночных классов (1894-1940) и эпоху расцвета гоночных классов и развития гоночных серий (1945-1980).
--- Конец цитаты ---

В предыдущие эпохи не было телевидения, которое собрало "разрозненные" части в единое "целое". К примеру, средний английский болельщик 1960-х видел только ГП Британии, а об остальных этапах имел весьма скудное представление. Теперь же он может наблюдать весь чемпионат - с весны по осень.


--- Цитата: Владимир Коваленко ---Сейчас все гонки каждой серии обезличены, и в некоторых даже и не делаются попытки придать им какую-то индивидуальность, а, скажем, в "Формуле-1" историческая индивидуальность некоторых гонок усиленно поддерживается, хотя, может быть, если этих усилий не предпринимать, вся индивидуальность быстро сойдёт на нет.
--- Конец цитаты ---
Не соглашусь по поводу Ф1. Ни пилотам, ни командам, ни болельщикам не  так уж и важно, где набраны очки - в Монако или в Турции. Главное - их набрать. "Историческая индивидуальность" отдельных гонок в рамках серий сохранилась разве что в Америике - и Инди, и Дайтона остаются некоторыми гоночными аналогами Супербоула. К тому же эти традиции традиционно поддерживаются более высокими призовыми....

Владимир Коваленко:

--- Цитата: nau_jr --- В предыдущие эпохи не было телевидения, которое собрало "разрозненные" части в единое "целое". К примеру, средний английский болельщик 1960-х видел только ГП Британии, а об остальных этапах имел весьма скудное представление. Теперь же он может наблюдать весь чемпионат - с весны по осень.
--- Конец цитаты ---

Да, мировое развитие телевидения и старания Экклстоуна по продвижению телестрансляций внесли свою лепту в образ автоспорта.
Я тут должен подправить, что английский болельщик 60-х не мыслил "этапами" - это типичное современное представление автсопорта. Тогда, а, во многом, и сейчас существовало несколько иное представление: по международному или местному статусу соревнований. Национальные и клубные гонки - это интересно, но к международным отношение совсем особое.


--- Цитата: nau_jr ---Не соглашусь по поводу Ф1. Ни пилотам, ни командам, ни болельщикам не  так уж и важно, где набраны очки - в Монако или в Турции. Главное - их набрать. "Историческая индивидуальность" отдельных гонок в рамках серий сохранилась разве что в Америике - и Инди, и Дайтона остаются некоторыми гоночными аналогами Супербоула. К тому же эти традиции традиционно поддерживаются более высокими призовыми....

--- Конец цитаты ---

Собственно, об этом я и говорю, что сейчас все гонки обезличены изначально. Но некоторые из них сохранили некоторые остатки индивидуальности, которые журналисты и автоспортивные власти стараются поддерживать. Скажем, Гран-при Монако считается гламурным светским мероприятием. Светская жизнь там и раньше была очень насыщенной, но сейчас и гонщики имеют квартиры в Монако, и особые рекламные акции там проводятся, и специальных гостей приглашают.
А недавний шум насчёт французского гран-при? Гонка в Маньи-Куре - это безликий этап "Формулы-1", который роднит с первым "большим призом" 1906 года лишь некоторая преемственность и слово "гран-при" в названии. А сколько шума было вокруг столетия якобы "этого самого гран-при", а сейчас - вокруг его отмены? Да если б это был настоящий "большой приз", на решении Экклстоуна никто бы не зацикливался. Не хочет включать вкалендарь "Формулы-1"? Проведём в любом другом серьёзном классе и пригласим других хороших гонщиков.
Так что эту вот репутацию французской гонки стараются поддерживать, хотя в том, что говорят, нет практически ни толики смысла. Просто всем так удобнее.

Владимир Коваленко:
Надо подробнее разобраться с современным видом многоэтапных соревнований. Главная проблема, которая побуждает к этому, - резкий контраст между схемами существования подобных соревнований в наше время и как минимум до начала шестидесятых. С какого-то момента и по другой какой-то момент происходил плавный переход, и когда они случились, однозначно сказать непросто, но вот сейчас схема одна, а, например, в 1950 году она была полностью противоположной.


На данный момент серия как соревнование с общим управлением может характеризоваться, возможно, в первую очередь, подачей заявки не организатору отдельной гонки, а организатору всего набора в целом.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии