Форум истории автоспорта > История

Ошибки в традиционной трактовке истории

(1/41) > >>

Владимир Коваленко:
В этой теме я планирую собирать цитаты и наблюдения о некорректной интерпретации истории автоспорта. Традиционная трактовка истории - это собирательный образ, составленный из ошибок и заблуждений, основанных на современных терминах и явлениях.
Отдельно взятый болельщик или историк может не разделять тех или иных заблуждений, но на собирательную картину это не влияет.
Для затравки я решил обратиться к журналу "Формула", и в сентябрьском номере есть один из самых простых примеров:
"И в том же 1951 г. FIA приняла решение провести два следующих чемпионата мира - 1952 и 1953 гг. - для машин формулы-2..."
Это известное заблуждение. На самом деле ФИА решений не принимала для чемпионата мира вообще (так как он изначально не был связан с конкретными техническими требованиями), а в частности - в 1952 году на Ф2 перешли организаторы самих гонок.

Александр Кульчицкий:

--- Цитата: Владимир Коваленко --- Для затравки я решил обратиться к журналу "Формула", и в сентябрьском номере есть один из самых простых примеров:
"И в том же 1951 г. FIA приняла решение провести два следующих чемпионата мира - 1952 и 1953 гг. - для машин формулы-2..."
Это известное заблуждение. На самом деле ФИА решений не принимала для чемпионата мира вообще (так как он изначально не был связан с конкретными техническими требованиями), а в частности - в 1952 году на Ф2 перешли организаторы самих гонок.
--- Конец цитаты ---

Я бы назвал это не заблуждением, а журналистской небрежностью (хотя может иметь место и заблуждение), когда журналист недостаточно внимательно следит за тем, что выходит из под его пера, зачастую не думая, а что же он написал. Правда меня эта фраза "покоробила" несколько с иной точки зрения.
Кстати, участвуя в свое время в конкурсах этого журнала я занимался не столько ответами на вопросы, сколько поисками неточностей в конкурсных вопросах, часто давая по несколько ответов в зависимости от того, как можно истолковать вопрос. Ответы мои, в связи с этим, часто не засчитывались.

Владимир Коваленко:
Это действительно заблуждение. Небрежность - это когда пишешь о каких-то фактах, не проверив первоисточники. В данном случае описываемый факт считался настолько очевидным, что проверять что-либо не возникало и мысли.

Владимир Коваленко:
Сразу несколько ошибок и заблуждений связаны с использованием названия "Формула-1", которое в разное время означало разные вещи, и сейчас его использование некорректно было приведено к общему знаменателю.
Виновата традиция называть сам чемпионат мира "Формулой-1" (неважно, в кавычках или без, с дефисом или без такового). Ну, многие из интересующихся историей уже перестроились и так больше не говорят, а упоминают вместо этого чемпионат мира. То есть возможны такие варианты фраз: "в гонках "Формулы-1"..." и "в гонках чемпионата мира".
У называния чемпионата мира "Формулой-1" есть три существенных недостатка:
а) возникает путаница с гонками класса "формула-1", проводившимися в 1948 и 1949 годах (вроде как везде Ф1, но одна Ф1 - это Ф1, а другая Ф1 - совсем не Ф1);
б) возникает аналогичная путаница с незачётными гонками класса Ф1;
в) возникает несоответствие с гонками 1952 и 1953 годов (потому что это однозначно Ф1, и тогда при чём тут Ф1, если класс везде - Ф2?).
Ну ладно, сами гонки  болельщики и журналисты уже приноровились называть гонками чемпионата мира, но вот с гонщиками, командами и автомобилями пока что путаница продолжается. Вот один пример.
Pictures of the more obscure F1 drivers - тема о малоизвестных гонщиках "типа Ф1", в которой больше всего приведено гонщиков, выступавших в 1952-53 годах, когда вроде бы как была не Ф1, а Ф2. Но они всё равно - Ф1.
Причина - это закрепление названия "Формула-1" в официальном названии созданной в 1981 году серии. Теперь везде можно увидеть это название: FIA Formula One World Championship, - и немногие знают, что так было не всегда, а до 1981 года привязки к классу не было, и организаторы гран-при могли допускать к старту автомобили разных классов, чем они иногда пользовались.

Владимир Коваленко:
Посмотрел репортаж Би-би-си второй гонки Ф1 сезона 1986 года (в Хересе) - сейчас добрые люди оцифровывают такие получасовые репортажи с кассет и выкладывают их в интернете. Вёл репортаж, естественно, Марри Уокер.
Очень интересные детали можно было услышать из его уст. Он рассказывал зрителям о том, что Айртон Сенна будет стартовать с поула, и это будет 100-й поул "Лотоса" в гонках гран-при (in Grand Prix racing). Если посмотреть традиционную статистику, то выяснится, что эта цифра складывается из 95 поулов команды "Лотос" и пяти - "лотосов" Роба Уокера в зачётных гонках чемпионата мира.
"Лотос", стр. 1
"Лотос", стр. 2
Роб Уокер
То есть Марри Уокер пользовался статистикой по зачётным гонкам чемпионата мира, называя всё это гонками гран-при, причём, его статистика касалась автомобилей "Лотос" в целом, а не только заводской команды. То есть это был ещё тот период, когда воспоминания о прежней системе были ещё свежи в памяти, и люди продолжали описывать ситуацию старыми понятиями, но уже применительно к новой системе.
Если взять гонки гран-при так, как они понимались раньше, то есть гонки на автомобилях высшего класса на длинные дистанции, то таковых было больше, чем входивших в зачёт чемпионата мира, и в начале шестидесятых на "лотосах" было немало показано лучших результатов в тренировках.
И ещё одна деталь: после титров с результатами гонки показали титры с текущим положением в чемпионате, и он был назван по старому, World Drivers' Championship, а не по-новому - FIA Formula One World Championship. То есть на такие мелочи никто не обращал внимания, благодаря чему мы можем увидеть "хвосты" от изучаемых нами явлений.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии